Если в этот день какой-то еврей зайдет в синагогу, то, захваченный общим вихрем, он будет носиться в общем хороводе, мечтая, чтобы Свиток Торы попал ему в руки. Вдруг гость обнаружит, что резные рукояти не так удобно держать, а толстый пергамент, скрученный в рулон, обладает немалым весом. Свиток скоро заберут, а через час и танец его прервется, ведь магнит чужой радости не может притягивать вечно.
Иное дело, когда танцуешь “от себя”, от того термоядерного реактора, который скрыт в душе каждого еврея. Тут время – не время, а хворь – не отговорка. В Любавичах, в день Симхат Тора, случалось, что 90-летний старик залезал на крышу и отплясывал там. В этот особый праздник главы Хабада танцевали “ад бли дай”, до границ бесконечности. Как и их хасиды, они понимали, что Всевышний дает нам сейчас такие витамины, которых никогда не будет слишком много. Пока их получаешь – держись до конца.
Однажды, отвечая на вопросы евреев из ЧК, Ребе Йосеф-Ицхак сказал: “Представьте, что какой-то чудак заявил, что не будет есть и пить, пока ему не обьяснят, какие биологические процессы при этом происходят… Все должно быть наоборот! Сначала нужно поверить, что тебе не желают зла, есть и пить вволю, и при этом учиться. И тогда ты сам найдешь ответ на вопросы, которые тебя беспокоили…”
А наш Ребе добавляет: “В Рош а-Шана в мир приходит новый свет и каждая еврейская душа получает свое задание. В начале года еврей похож на ребенка, который не умеет толком разговаривать, но зато с помощью отца учится ходить. Без помощи Б-га задание выполнить невозможно. Значит, нужно работать с Ним в паре. Отец говорит – ребенок делает, даже не понимая сути приказа. И при этом учится ходить по земле…”
В Симхат Тора мы берем святые свитки, но не раскрываем их. В этот час Тора это звено, которое соединяет еврейский народ со Всевышним. Сейчас время полного обьединения с Творцом и принятия ярма Небес без предварительных условий. Танец – свидетельство нашей безусловной радости от близости Б-га. Так танцует невеста после хупы. Да, потом, почти каждый день в году, мы будем раскрывать святые книги, стараясь постичь Его мудрость. Но уже видно, что она безгранична, и лишь малая толика способна войти в наш разум. Однако есть и другой канал – вера Б-гу, доверие к его словам. Еврей верит и танцует. Как сказал Алтер Ребе: “Разум еще спит, а ноги уже откликнулись…”
Между верой и разумом еврея нет берлинской стены. Они питают друг друга, поддерживая единство Всевышнего на разных уровнях бытия. Вопрос в приоритетах. Если вера, т.е. ваша личная связь с Творцом находится на первом месте, тогда необыкновенный источник энергии (тот реактор, о котором говорилось в начале),наградит вас силой, светом, мудростью, чем хотите. Если отправной точкой будет избран людской разум, тогда любое место в Торе, над которым мудрецу приятно поломать голову, будет объявлено опечаткой или мифом. “Вот докажите мне, тогда…” Но случается, что животная душа еврея предъявила свои нехитрые аргументы раньше. Мой хороший знакомый по отказу, соблюдающий еврей, оказавшись в Эрец, “попал под влияние улицы”. Способный программист, он перековался на словесность, и теперь пишет статьи в духе “Иудаизм без масок”. Из под его пера выходят строки об “умирающей иудейской религии”, и о том, что евреев, как народа нет, существуют лишь “разнородные субэтносы”.
Слова тут не помогут, нужен танец. Да здравствует герой, который затащит его, или такого же другого, в синагогу, и втолкнет в наш общий круг. Витамины веры выдаются бесплатно, душа общается с душой, и, возможно, наконец ее разбудит…
"Живой журнал" ezrahovkin