Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

(Версия публициста) 

   

Короля играет свита

(Старое театральное  правило)  

Недавно на очередную  тусовку собрались журналисты, чтобы обсудить проблемы буксующего мирного процесса. Один из участников сказал: "Почему бы палестинцам не признать такую очевидную вещь, что Израиль – еврейское государство?" Ему тут же ответил слаженный хор: "Да евреи сами не знают, кого считать евреем!"  

Мне этот вопрос всегда казался начетническим, отвлеченным, философским, теологическим, далеким от практики и поэтому высказываться на эту тему желания не было. Я человек земной, не витаю в облаках. Но вот этот случай на тусовке показал мне, что тема становится актуальной, жгучей, судьбоносной. 

У меня давно есть ответ на вопрос "Кого считать евреем". Существуют, на мой взгляд, два критерия, нужно проверять, отвечает ли им претендент – и шалом аль Исраэль (то есть – "и все дела, и все довольны". 

Критерий первый. Хорошие режиссеры знают, что как бы актер, которому дали роль самодержца, ни пыжился, в какие бы пурпуры его ни наряжали, какими бы методиками вживания в роль его ни вооружали, не помогут ни скипетры, ни жезлы, ни короны, ни Станиславский, если партнеры стоят к нему спиной. Есть простой и эффективный способ показать зрителю, что на сцену вышел монарх, даже когда он в пижаме: остальные актеры должны относиться к нему соответственно. Зритель послушно пойдет за ними. 

Отсюда вытекает первое условие еврейства: Еврей это тот, кого окружающие считают таковым - для разных целей: чтобы дразнить в школе, чтобы установить квоты при приеме в университет или на работу, ограничить в правах, обложить дополнительными налогами, тиснуть в Википедию: "еврей", отправить в крематории и газовые камеры. 

Признание окружающих - первое условие, очень важное, необходимое, но - не достаточное.

Далеко не всегда тот, кого считают евреем, на самом деле еврей. Раз уж заговорили о режиссерах: Всеволода Мейерхольда многие ошибкой считали евреем. Талантливый, долгоносый, говорит на русском, фамилия звучит не по-русски – значит, еврей. Но Мейерхольд сам знал точно, что он – не еврей. (Википедия: "Настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд").

Знавал я когда-то другого режиссера, он тоже был талантлив и не курнос, говорил на русском, его фамилия заканчивалась на "-сен" – все и держали его за еврея. И ошибались. Его предки были из тех краев, где жил Ганс Христиан Андерсен. (Кстати, у этого моего знакомого интересная судьба: в молодости совершил грех – играл в труппе театра, созданного в оккупированной фашистами Украине; после войны его сослали в Сибирь, он отбыл наказание, вернулся и продолжил театральную карьеру). 

Отсюда вытекает второе важное и необходимое правило: "…и тот, кто сам считает себя евреем". 

Был у меня в  Ташкенте товарищ-литератор. Фамилия его никаких сомнений не вызывала, происходила от чисто еврейской профессии - досталась от отца-еврея. Но мать у моего товарища была русская. И он никак не хотел быть евреем. С наступлением перестройки и гласности открыто позиционировался как антисемит, зачастил в церковь и стал редактором газеты православной епархии (аж у самого дух захватило – какое словечко я смог ввернуть: "позиционировался"! Теперь это мой опус может сойти за серьезный труд!). Ясно, что, несмотря на 50% еврейской крови в жилах, несмотря на то, что окружающие вполне справедливо считают его евреем, мой товарищ-литератор не отвечает второму обязательному условию - себя он к евреям не относит. Не нужно человека зря обижать, нужно уважать его выбор и самоидентификацию. 

Пусть НН на сто процентов еврей по крови – но не нужно его к нам относить, если он ОТКРЕЩИВАЕТСЯ. И напротив – евреем будет считаться тот, в чьих жилах течет четверть или даже одна восьмая еврейской крови, но которого окружающие держат за еврея и который сам себя считает хотя бы на крупицу евреем. Давай к нам, ты нам подходишь. 

Я перебираю другие критерии: Зажигает свечу в субботу? Старательно штудирует Тору? Отмечает Песах? Постится в Судный день? Ест только кашерное? Не то, не то, не то. Я знаю немало людей, которые всего этого не делают, но меньше евреями от этого не становятся. 

Путанице способствует то обстоятельство, что на иврите для нации и вероисповедания – одно слово: "йеуди". Мы с вами дискутируем на русском, здесь проблема упрощается тем, что возможны два раздельных термина: национальность – еврей, вероисповедание – иудей, атеист, alltheist ("олтеист" - новый американский термин для человека, который верит сразу во всех – в еврейского Саваофа, в Иисуса, Магомета, Будду, Маркса и Уго Чавеса). Иврит еще в одном случае использует один термин для двух разных понятий: "руси". Это и "русский" (нация) и "россиянин" (гражданство). Когда коренные израильтяне, услышав, что я говорю по телефону на русском, спрашивают меня удивленно: "Ата – руси?" – они имеют в виду: "Ты – репатриант из России, бывший россиянин?" Переводчики с иврита на русский нередко садятся в калошу и фразу: "а-нивхерет а-русит" переводят как "русская сборная", хотя ясно, что имелась в виду российская, тем более, что играют в ней вместе Петров, Иванов, Хабибуллин и Пак.  

Это мое определение еврейства не претендует на философскую, научную, теологическую ценность и всеохватность. Читателей, которые глубоко изучали вопрос, просьба не беспокоиться и на меня не нападать.

Например, моей формулой нельзя пользоваться, решая вопрос о вступлении в брак. Во многих других простых случаях она может оказаться весьма полезной, поможет сберечь массу времени, денег и усилий. Скажем, подпадает тот или иной человек под Закон о возвращении? Полагается ли ему израильское гражданство? Мое определение поможет ответить Зандам, Гаттерманам и прочим отрицателям существования еврейской нации. Представим ситуацию: прибыл некий неугомонный раввин в африканскую (индийскую, южноамериканскую, китайскую – нужное подчеркнуть) глушь, увидел, что местный люд не имеет привычку варить мясо козленка в молоке его матери. У него тут же возникает подозрение: а не седьмое ли (восьмое, десятое, двенадцатое) это еврейское колено, без вести пропавшее две с половиной тысячи лет назад? Истосковавшийся по пропавшим коленам раввин объяснит селянам, что такое Израиль, как там можно жить – и все тамошние охотно кивают: "Да, мы евреи, наша прабабушка держала в сундучке свечи и говорила нам по секрету, что это – культовые принадлежности наших предков". Но не будем спешить посылать туда Сохнут и самолеты для самовывоза. А окружающие считают их евреями со всеми вытекающими последствиями? Что, никто там такого слова не слышал – "еврей"? Тогда оставим их в покое. Незачем им страдать в наших тесных палестинах. 

Моя формула не позволит в дискуссиях отвлекаться от сути дела. В следующий раз они бросят заученное: "Евреи сами не знают, кого считать евреем" – мы хором ответим: "Знаем, знаем, еврей это тот, который…  и дальше по моей формуле. А теперь давайте по сути дела – почему бы палестинцам не признать, что Израиль – государство для евреем? Тем более, что и администрация Обамы это четко и ясно признала". А то я знаю этих демагогов. Скажешь что-то про антисемитизм, они тут же: "Как арабы могут быть антисемитами, если они сами – семиты?" Делают вид, что не понимают, что антисемитизм означает – антиеврейство – и больше ничего. 

Кстати про Обаму. Кем его считать? Представителем великой негритянской расы или все же банальным потомком белых рабовладельцев? Опять применяем мою формулу: окружающие убеждены, что он – афроамериканец, сам он в Чикаго был прихожанином церкви для афроамериканцев, сиречь – афроамериканец. Честь ему и хвала. 

Думается, именно здесь уместно затронуть еще  один аспект. Я знаю, что среди  читателей нашего сайта есть немало израильских граждан, не являющихся евреями ни с какой стороны – приехавшие сюда по Закону о возвращении с мужьями-женами евреями. Они получили израильское гражданство, но евреями от этого не становятся, остаются украинцами, русскими, таджиками, азербайджанцами, корейцами, эстонцами и так далее. Я априори предполагаю, что все они – прекрасные люди. У меня очень много таких знакомых, и большинство из них (из знакомых мне, не статистическое большинство, такими данными я не располагаю) любят Израиль, являются патриотами почище многих "кровных евреев". 

О статистике. В  связи с большой алией из СССР Центральному статистическому бюро Израиля пришлось ввести новый термин: "а-ухлусия а-йеудит а-нирхевет" – "Расширенное еврейское население" (в отличие от арабов, черкесов, друзов, бедуинов, христиан разных национальностей, живущих в монастырях и миссиях), куда относит евреев и не-евреев, связанных родственными узами с евреями. Практика показывает, что их образ жизни, их общественное поведение сходно с таковыми у евреев. В Израиле в ходу шутка, что такие израильтяне – евреи по мужу\жене.

Поскольку главный  критерий человека для меня – его  нравственные качества, и поскольку, как показывает мой личный опыт, подавляющее большинство их демонстрирует высокие нравственные критерии, то я к такому расширению еврейского населения отношусь весьма доброжелательно.  

14.10.10 

PS 

Благосклонно настроенные ко мне читатели могут меня поздравить: ровно 18 лет назад, 14 октября 1992 года ваш покорный слуга приземлился в аэропорту имени Бен-Гуриона – и все эти годы тщетно пытается понять, что имеют в виду, когда говорят "эмигрантская ностальгия".   

Читайте в следующей  статье: "Израиль представляется мне крепким алмазным ядром, окруженным толстым слоем черного шоколада…"