Да, он еще продолжается наш Исход. И, судя по всему, будет продолжаться еще долго. Сказанное в равной
мере относится как к тем, кто еще физически не вышел из галута, так и к тем, кто покинул его физически или
географически, но продолжает пребывать там духовно. Что ж, в этом нет ничего нового. История повторилась
почти через три тысячи лет. Из Вавилонского пленения возвратились тоже далеко не все. Большинство
осталось там и навсегда было потеряно для своего народа. Вспомним, из египетского рабства тоже вышли не
все. Далеко не все. Кто убоялся неизвестности, не поверил или не понял, куда и зачем звал их Моше. Кто не
смог оторваться от горшков с мясом и рыбой, возможно справедливо полагая, что после ухода остальных на их
долю останется и достанется намного больше. Очень может быть, они оказались правы.
Ничему не нужно удивляться: так было, так есть и, похоже, так будет. Не всегда, но долго. Недаром многие
находят выход в том, что меняют один галут на другой. Более сытый и благоустроенный и, как это ни странно
звучит, более цивилизованный. Во всяком случае, пока. Ваша догадка абсолютно справедлива: я - о Германии.
Об этом явлении, которое три тысячи триста с лишним лет назад было названо Исходом. я и хочу
поговорить. Нет, в данном случае меня не интересует Исход физический, перемещение людей из стран галута в
возрожденное государство Израиль. Речь пойдет о духовном Исходе, ради достижения которого Моисей сорок
лет водил наших далеких предков по пустыне.
Сегодня это невозможно: самолет доставляет новых граждан на новую родину за несколько часов. К тому
же, полагаю я, это и не нужно. Мы способны принимать решения точнее и быстрее наших далеких предков. Не
потому, что мы умнее, если понимать под этим словом способность соображать и делать выводы из
имеющейся в нашем распоряжении информации. В этом плане мы от них ничуть не отличаемся. Просто мы
несоизмеримо больше знаем: успели поднабраться за упомянутые три тысячи с лишним лет. И можем
адаптироваться к изменившейся обстановке и условиям новой жизни куда быстрее и легче тех, кто вышел из
Египта вслед за Моисеем. Хотя очень многим из нас приходится и придется еще долго прилагать усилия, чтобы
окончательно выйти из своего индивидуального Мицраима. Вот об этом процессе и о причинах, тормозящих
его, я и хотел поговорить.
Знаю, что эта статья, конечно если она будет напечатана, сильно усложнит мою жизнь. Слишком много
таких, на чьи интересы я как бы замахнулся. И слишком масштабны эти интересы, чтобы их "обладатели"
промолчали. Оставили без ответа то, что я хочу здесь сказать.
Впрочем, как говорится, "Волков бояться - в лес не ходить". К тому же, опять же, как говорится, "Бог не
выдаст ... никто не съест". Опираясь на эти резоны приступим к делу, считая вступление и обоснование
законченными.
Не так давно мне предложили принять участие в публичной дискуссии на тему: "Роль нашей алии в
развитии Израиля". От участия в дискуссии я отказался. Знал заранее, о чем там пойдет речь. Знал заранее, что
мнение мое по этому поводу не совпадет с тем, что думают или во всяком случае хотят сказать организаторы
дискуссии. Вместо этого и решил я написать статью, которую, надеюсь, вы сейчас читаете и дочитаете до
конца.
Каждому, кто прожил в Израиле больше недели, наверняка довелось услышать такую фразу: «Как много
наша алия сделала для страны». В зависимости от темперамента и образа мыслей говорившего в конце фразы
может быть поставлен вопросительный или восклицательный знак.
В последнем случае знаков может быть значительно больше одного.
Спустя некоторое время новые граждане и гражданки страны наверняка услышат сетования на то, что
наша алия привезла с собой в страну невероятно высокий интеллектуальный потенциал. И сетования на то,
что он по непонятным причинам здесь не используется.
А еще через некоторое время подавляющее большинство перестает слышать нечто подобное. Не потому
что эти ламентации утихли, а потому, что люди начинают работать. Иными словами, их интеллектуальный
потенциал начинает использоваться. В той форме, в какой прибыл в страну. Или в иной,
трансформировавшись в процессе прохождения курса переквалификации в соответствии с потребностями
рынка труда.
Ещё через некоторое время это большинство перестает быть новыми репатриантами. Не потому, что
истекают сроки, определенные министерством абсорбции. Эти сроки по сути дела ничего не определяют. А
потому, что к этому времени они становятся израильтянами, или если хотите, гражданами Израиля не только
юридически, но и в действительности.
Работают, растят и воспитывают детей. А если детей еще нет, влюбляются, женятся и, в свой срок,
естественно обзаводятся детьми. И тогда столь же естественно, растят их и воспитывают.
В свободное от этих занятий время они ездят отдыхать. в Европу или Америку. В Эйлат или в киббуц.. Но
ездят обязательно.
Время от времени меняют место работы, стараясь устроится получше. И, чуть не забыл, через небольшие
промежутки времени повышают свою квалификацию на очередных курсах.
А еще ходят в концерты и в театры. Наши израильские преимущественно. Но не пропускают и
гастролеров. Посещают музеи и выставки. Магазины и распродажи.
Живут нормальной жизнью граждан нашей страны. В меру интересуются политикой. Читают "Маарив",
"Едиот ахронот" или "Макор ришон". Смотрят первый или второй каналы ТВ, английские и французские
фильмы, СNN и ВВС.
И абсолютно уверен, они не задумываются над тем, какая алия больше сделала для Израиля. Не
задумываются потому, что заняты этим самым делом. Вопрос этот нелеп по самой своей сути и нелеп любой
ответ на него. Возрожденный Израиль - результат работы нескольких волн алии. Каждая волна репатриации
решала свою задачу. И те, что не дожили, не могли дожить до провозглашения возрожденного государства
Израиль, сделали для него не меньше, чем те, что защищали независимость и жизнь только что вновь
возникшего государства с оружием в руках. А как оценить вклад алии пятидесятых? А шестидесятых и
семидесятых? Как взвесить вклад тех, кто осушал болота, сажал леса, строил города и заводы и тех, кто сойдя с
парохода тут же становился в строй и успевал отдать жизнь за только что обретенную Родину, не успев сказать
командиру свое имя.
Скажу прямо: считаться "вкладами" мягко говоря глупо и недостойно. Народ, потому и народ, что каждый
причисляющий себя к нему, делает свое дело, не оглядываясь по сторонам и не опасаясь сделать больше
других. Поэтому, не стану я извиняться за резкое выражение. Более того, повторю: те, кто вдалбливает в наши
головы мысль о нашем исключительном вкладе в развитие родного государства делают недостойное дело.
Наша волна репатриации действительно внесла и вносит огромный вклад в развитие нашего государства.
Мы действительно можем гордиться тем, что делают новые граждане страны. Гордиться - да. Считать, что мы
делаем больше тех, кто трудился над теми же задачами до нас - нет. Повторю, если мы единый народ, то
каждый должен делать все. Все, что может - вот единственный критерий для определения личного,
подчеркну, личного вклада в благоденствие страны. Теми, кто твердит о нашем превосходстве, движет отнюдь
не забота о нас. Нас с ними вообще ничего не связывает. Мало ли кто жил там, откуда мы репатриировались.
Этих, с позволения сказать, самопровозглашенных защитников нашей чести и достоинства волнует только и
исключительно собственная судьба. Личное благосостояние. Которого они не могут добиться другим путем.
Путем честного созидательно труда, путем обыкновенной работы. Единственный способ стать заметными -
стать во главе.
Обратите внимание: они ничего не умели и там. Ничего не умеют и здесь. Они лгут. Лгут о своих
степенях и званиях, былых достижениях и многотрудной деятельности. Попытайтесь узнать у них подробности
и убедитесь в справедливости сказанного.
Основным контингентом, потребляющим заботы «наших защитников», являются новые и не очень новые
граждане страны, по объективным или субъективным причинам не нашедшие себя в новых условиях. Как
облегчающий душевные страдания бальзам, воспринимают они объяснения типа: "Вас держат в черном теле
потому, что вы умнее, образованнее коренных жителей страны. Вас, а заодно и нас, не пускают к кормилу,
чтобы мы не вытеснили «их».
В заключение, хочу обратиться к тем, кто вслед за "вождями" и "идеологами" повторяют лишенные
положительного содержания слова об интеллектуальном превосходстве нашей алии. Задумайтесь. Всерьез
задумайтесь над тем, что вам внушают. И одумайтесь. Идеи, что нам пытаются вдолбить в умы, ложны. И
внушают их нам лжецы. Действующие, как уже было сказано, исключительно в личных интересах. Безусловно
личных и несомненно корыстных.
Им не бывает стыдно. А нам, поддавшимся на "убедительный" обман, в конце концов придется
устыдиться. Как могло случиться, что при столь высоком интеллектуальном потенциале мы не разглядели
очевидного обмана и незатейливой лжи.