В данный момент, после бурных волнений в Египте и прочих арабских странах с их неясными последствиями возникает новое поле боя, на котором будут многочисленные перемены: это поле общественного спора на Ближнем Востоке и место израильско-палестинского конфликта в этом споре.
Нестабильность на Ближнем Востоке возросла на несколько ступеней, и западные лидеры уже запутаны в отношении того, что они должны делать. В такой ситуации некоторые из них могут повторить и даже усилить всё то, что они постоянно говорят – если никто не сможет им указать их ошибку. Официальные лица в Израиле обязаны отслеживать первые признаки новой создающейся ситуации. Один из признаков – заявление канцлера Германии Ангелы Меркель в ходе её визита в Израиль на этой неделе. Она снова обратилась к Израилю с просьбой предпринять конструктивные шаги для возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке.
Ещё одним признаком того, что ожидает нас и в гораздо худшем варианте со стороны наших противников, является статья, опубликованная в Asian Times бывшим индийским послом М.К. Бхадракумаром, серийным отбеливателем самых безобразных политических инициатив Эрдогана, как и тех, что выставляют правители Ирана. Бхадракумар обвиняет Израиль в том, что «он отвлёк внимание США от мирного процесса на Ближнем Востоке, переведя стрелки на иранскую ядерную программу. Этот трюк прекрасно работал до сих пор, но кризис на Ближнем Востоке вернул палестинский вопрос в фокус региональной политики». А вот ещё пример тенденциозного анти-израильского подхода к переменам на Юлижнем Востоке – это статья Джона Белла из Центра Мира в Мадриде, опубликованная в «Торонто Стар». Белл утверждает, что в Сирии меньше риск переворота из-за того ее противодействия требованиям США и Израиля.
Однако после произошедшего в Египте у Израиля резко уменьшилась степень свободы действий в части принятия на себя риска во имя сомнительного «мира» с палестинцами. Есть две чёткие и недвусмысленные главные идеи, которые Израиль обязан внедрить в общественную дипломатию. Первая – волнения в Египте доказывают, что любые мирные соглашения с арабскими странами ненадёжны, поскольку они подписываются с недемократическими правителями. Поэтому что проблема безопасности становится для Израиля ещё более важной, чем когда-либо в прошлом.
Второй чёткий посыл, который надо внедрить в международный диалог, - что израильско-палестинский конфликт не является сердцевиной событий, которые влекут за собой нестабильность в мусульманско-арабском мире. Поспешный бег к «миру» не приведет к усилению стабильности в этих странах. Имеет место обратная ситуация: израильско-палестинский конфликт не оказывает существенное влияние на регион, наоборот, он подвержен влиянию событий в регионе.
Подобные чёткие рассуждения могут быть верны и в отношении будущего. Взаимные убийства суннитов и шиитов не прекратятся, напряжённость между двумя течениями ислама так и продолжится, как и изгнание христиан или погромы, устраиваемые мусульманами против них. Точно так же и напряжённость в Турции в связи с курдской проблемой никуда нет исчезнет. Израильско-палестинское урегулирование не принесёт исцеления и конфликту в Марокко с фронтом POLISARIO, борющемуся за независимость Западной Сахары, оккупированной марокканской армией. Крах общественного порядка в Пакистане не зависит от израильско-палестинского конфликта. Сама мысль, что решение Ирана продолжать ли проект по созданию атомной бомбы или прекратить, зависит от конфликта здесь, сама такая мысль не что иное как дурацкая фантазия на пьянке идиотов.
Большинство этих утверждений не новы, но в прошлом специфические проблемы, вроде терактов террористов-самоубийц в регионе привлекали ограниченное внимание на короткое время, поскольку в мире хватает и прочих проблем. Новизна ситуации в том, что сейчас международное сообщество надолго сфокусирует внимание на нашем регионе. Это также позволит Израилю представить свои утверждения на протяжении длительного времени.
Возникает вопрос: что должны делать друзья Израиля в других странах? Будет ошибкой растянуть наши силы на слишком широкий фронт. Куда эффективней будет раскрыть порочные суждения ряда влиятельных публицистов во влиятельных западных странах. Это те, кто потерпел провал в понимании региона, сфокусировав все проблемы региона только на израильско-палестинском проблеме. Если удастся нанести удар по доверию общественности всем этим лживым комментаторам, другие журналисты и комментаторы начнут по-новому осмысливать ситуацию.
Нынешняя нестабильность в регионе даёт общественной дипломатии в Израиле редкую возможность начать всё по новой. Она представляет возможность и большой опасности, если эта возможность будет упущена. Цена такого упущения будет во много раз выше цены, чем за прошлые провалы.
(«Макор ришон» 04.02.11)
Перевод Ф. Шифман
МАОФ