Тони Блейр не отчаивается. Ни когда речь идёт об Израиле и о палестинцах, и уж конечно, ни когда речь идёт о разработке палестинского газового месторождения у побережья Газы (прим.перев. – Это "палестинское" месторождение у побережья было подарено палестинской автономии Израилем, когда премьером был Барак). Его постоянство вызывает изумление. Он пережил Шарона, перепрыгнул Ольмерта, а сейчас, будучи посланником Квартета на Ближнем Востоке, вернулся и ведет роман с Нетаниягу. В прошлую пятницу эти двое встретились в Иерусалиме. По окончании встречи народ Израиля был извещён о длинном перечне жестов доброй воли, предложенных палестинцам, во главе которых возобновление переговоров о разработке палестинского газового месторождения у побережья Газы, получившего название «Газа-Марин».
Но сообщение было запутывающим. С одной стороны, Нетаниягу сообщил, что он делает всё, чтобы снять израильскую ответственность с Газы путём продвижения ряда международных проектов в области канализации, водо- и электроснабжения - чтобы Израиль не отвечал за обеспечение сектора Газы. Но тут же на одном дыхании Нетаниягу сообщил, что из тенденции разнообразить источники снабжения Израиля природным газом правительство будет действовать для разработки как палестинского, так и примыкающего к нему израильского газового месторождения. «Это хорошо для расцвета, это хорошо для стабильности, это хорошо для мира», - подсластил пилюлю глава правительства.
Действительно – хорошо! И для Тони Блейра, и для компании «Бритиш-Газ», основной владелицы концессии на палестинское газовое месторождение. «Бритиш-Газ» вот уже свыше 10 лет ведёт длительные и изнурительные переговоры с правительством Израиля о разработке месторождения и о продаже газа Израилю. Переговоры были столь длительными и изнурительными, что «Бритиш-Газ» в отчаянии покинула Израиль и подписала договор о продаже газа Египту. Только благодаря усилиям Блейра соглашение с Египтом было аннулировано, и недавно, в совершенной тишине компания вернулась в Израиль.
Однако, настоящий "свояк" – это компания CCC, её владельцы – палестинская семья Хури. Согласно новым договоренностям, параллельно с разработкой газовых месторождений в Газе будет построена и новая электростанция, действующая на природном газе, который будет поступать напрямую с месторождения на побережье Газы. И строить эту электростанцию – без международных конкурсов или прочих тягостных процессов, - будет всё та же компания CCC, нынешний владелец электростанции в Газе, которая также имеет долю в концессии на газовое месторождение у берега Газы, тогда как главный концессионер – "Бритиш-Газ».
Друзья Тони
Компания CCC, или полностью Consolidated Contractor Company, -гигантская международная компания, осуществляющая сложные технические проекты по всему миру, от Египта до Вашингтона. Она строит для американской армии и вовлечена в проекты в Ираке, в Курдистане, по всему Ближнему Востоку, в эмиратах, а также на Дальнем Востоке. Самый известный проект CCC – это тюрьма Абу-Грейб в Ираке. В прошлом году ее доходы оценивались в 4,2 миллиарда долларов.
У CCC имеется длинный перечень лоббистов по всему миру – от Вашингтона до Омана. Имена лоббистов представлены в отчётах компании. Как можно узнать из отчётов, обо всём, что связано с Газой, CCC не экономит на финансировании и на деятельности британских лоббистов, бывших министров правительства и членов парламента. Например, в списке получателей зарплаты от CCC в Лондоне упоминается имя Вайкаунт Вибрали, члена палаты лордов. В прошлом году Вибрали попросил у правительства Её Величества поднять на Евросоюзе вопрос о финансировании поставок топлива и выработки электричества на газской электростанции, 42% которой принадлежат компании CCC.
Но два более интересных имени, которые оплачивает компания CCC – это имена приближённых Тони Блейра. Первый – Стивен Байерс, близкий друг Тони Блейра, советник CCC ещё с 2005 года. Недавно имя Байерса, как и имя Блейра, всплыло в связи с делом об освобождении террориста, осуществившего теракт над Локкерби, в обмен на обещание заключить договор с компанией «Бритиш-Петролеум» о ливийской нефти. Блейр был представлен сыном ливийского правителя Каддафи в качестве «семейного советника».
Не меньший интерес представляет второе имя, баронессы Элизабет Симонс, которая служила в правительстве Блейра в качестве «министра по вопросам Ближнего Востока при МИДе». Между прочим, Симонс занимает пост советника по Ближнему Востоку в американской компании «DLA PIPER». До недавнего времени, кстати, во главе этой компании стоял спецпосланник на Ближнем Востоке Джордж Митчелл.
Вернёмся к CCC и к палестинской администрации. На этой неделе – сюрреалистическое совпадение - компания CCC фигурировала в британских СМИ как обвиненная в неуважении и оскорблении суда в Лондоне. Это после того, как в противоречии с судебным решением компания CCC не заплатила палестинскому миллионеру Мунибу Масри причитающиеся ему 40 млн. долларов дохода от нефтяного месторождения Масила на юге Йемена. «Я полагаю, что это позор, что такое обладающее наличными и недвижимостью учреждение, как CCC, нарушает решения суда», - сказала судья Глостер, приказав арестовать собственность компании.
Сражение за «Ноа»
Муниб Масри известен в Израиле как тот, кто построил виллу в стиле ренессанс, возвышающуюся на горе Гризим над Шхемом. Масри, по словам палестинского экономиста, на ножах с Абу-Мазеном. «Администрация расколота, - говорит он, - между ФАТХом и ХАМАСом, и между старым ФАТХом и новым руководством. Это переходит в на борьбу за монополии. В нынешних переговорах о газовом месторождении вообще не поднимался вопрос о позиции ХАМАСа. Это, очевидно, потому, что, пока ХАМАС правит в Газе, он не будет противиться строительству новой электростанции, которая будет поставлять сектор и топливо, и деньги». По его мнению, ХАМАС не сдвинется.
«ХАМАС только выиграет, - так оценивает ситуацию палестинский источник. – У решения о строительстве новой электростанции в Газе ясное значение - окончание блокады Газы. К тому же якобы хитроумная идея Нетаниягу, согласно которой израильское и палестинское газовые месторождения будут разрабатываться параллельно, это, с точки зрения ХАМАСа, возможность интернационализировать конфликт из-за газа». Израильское месторождение, называемое «Ноа», - объясняет палестинский экономист, - прилегает к палестинскому. Слышали ли вы в Израиле про «Ноа»? – спрашивает он и тут же отвечает: - Конечно же, нет! Когда у вас на бирже названия «Тамар» и «Левьятан» потрясали сердечные струны у тысяч инвесторов, «Ноа» осталось маленьким и забытым газовым месторождением, о котором никто не слышал. Его расположение почти на границе с Газой, не говоря уж о его небольшом содержимом, которое оказалось заброшенным, превратило его разработку, с вашей точки зрения, в нестоящую авантюру. Владельцы концессии, группа «Делек» и «Нобель Энерджи» не обнаружили интереса в его разработке».
Однако на прошлой неделе всё изменилось, поясняет палестинец. Хоть название «Ноа» не упоминалось ни разу на встрече в верхах между Нетаниягу и Тони Блейром, с этого момента «Ноа» более не незначительное месторождение, а первостепенный политический инструмент. «Ноа», подчёркивает всё тот же палестинец, это соблазнительный кусочек, который должен привести за стол переговоров Абу-Мазена.
Но у любого соблазнительного кусочка есть своя цена, подчёркивает этот собеседник. Точно так же, как Хизбалла в Ливане возмущается, что Израиль крадёт природный газ напротив ливанских берегов, ХАМАС, скорей всего, выступит с утверждениями, что речь идёт о замысле украсть и природный газ, принадлежащий палестинцам. И этому есть даже убедительное геологическое объяснение. Его называют «бурильная установка диагонального бурения, проникающая в палестинскую область и выкачивающая остаток газа. Таким образом, с точки зрения палестинцев, предпочтительней сначала построить электростанцию в Газе – и Абу-Мазен будет доволен, в ХАМАСе тоже будут довольны, и британцы тоже. Деньги наполнят несколько карманов в ПА, а может, и не только там. А газ? Может, до него доберутся!..
Трюк Биби
На этой неделе всевозможные комментаторы оценили, что ряд экономических стимулов, предложенных Нетаниягу на встрече с Блейром – это подготовка к переговорам с Квартетом в следующем месяце в Брюсселе. Эти стимулы предназначены для смягчения критики в адрес Израиля. Но израильская готовность вернуться к переговорам о разработке палестинского газового месторождения – это больше, чем стимул. С точки зрения Абу-Мазена, речь идёт об инвестиции, которая упрочит его кресло и вернёт румянец на бледное лицо палестинской администрации, которая только две недели назад была посмешищем всего арабского мира – по следам публикаций «Аль-Джазиры».
Чтобы оправдать готовность Израиля использовать самый существенный палестинский экономический стимул, глава правительства Биньямин Нетаниягу построил новое уравнение, нечто типа хитроумной вариации «дадут – получат». Так условие разработки палестинского газового месторождения - параллельная разработка израильского месторождения «Ноа».
И есть в этом экономический рационал – навешать на уши тем, кто полагал, что речь идёт о незначительном месторождении, которое экономически не имеет смысла разрабатывать. По методу Нетаниягу, «развитие газового проекта разнообразит источники газа в Израиле». Нетаниягу считает, что через десятилетие Израиль уже сможет опираться на газ, поставляемый месторождениями «Тамар» и «Левиатан». Но «нам важно на промежуточный период разрабатывать и прочие источники газа». Естественно, возникает вопрос, почему группы «Делек» и компания «Нобель Энерджи» до сих пор не проявлявшие интереса к разработке упомянутого месторождения, захотели именно сейчас?
Пост в прошлом – доход в настоящем
Тони Блейр.
Посланник Квартета на Ближнем Востоке, в прошлом премьер-министр Британии. Близкий друг президента Джорджа Буша, горячий сторонник вторжения в Ирак, за что и заслужил прозвище – Пудель Буша и лишился своего премьерского кресла, уступив его Гордону Брауну.
С тех пор Блейр преуспел. Он основал Tony Blair Association, служит советником в компании JP MORGAN. Его годовой доход оценивается в 7 млн. фунтов стерлингов, и его общий капитал составляет 60 млн. фунтов стерлингов. Саиф аль-Ислам, сын ливийского диктатора Муамара Каддафи, называет Блейра «семейным советником», что отрицается самим Блейром.
За последние годы Блейр успел перейти из англиканской веры в католическую и опубликовать свои воспоминания. Катрин Эштон, министр иностранных дел Евросоюза, после своего вступления в должность упрекала Блейра за то, что он недостаточно времени уделяет своей функции посланника Квартета на Ближнем Востоке.
Стивен Байерс.
Депутат парламента от лейбористской партии и близкий друг Тони Блейра. Занимал различные должности в британском правительстве, среди которых – министр промышленности и торговли, министр транспорта. Два года назад британский «Телеграф» сообщил, что Байерс требовал вернуть ему расходы на квартиру, в которой он проживал в Лондоне, но затем признался, что квартира принадлежала его компаньону и он проживал там, не оплачивая съём. В марте 2010 года Байерс пострадал от журналиста «Санди Таймс», который прикинулся лоббистом международной компании. В беседе с журналистом Байерс представил себя в виде «заказного такси», сказав, что он готов продвинуть дела любой компании или организации – за выплату ему жалования порядка от 3000 до 5000 фунтов стерлингов в день.
Баронесса Элизабет Симонс.
Занимала широкий спектр различных должностей в лейбористском правительстве, в том числе – министра по делам Ближнего Востока в МИДе. После отставки из правительства исполняла обязанности советницы и члена совета директоров в различных компаниях и учреждениях, в числе которых «Брилиш- Айруайз» и «DLA PIPER». В 2006 году британская газета «Гардиан» опубликовала статью, согласно которой, Симонс предоставила «особое отношения» мужу министрерши транспорта правительства Блейра с целью ослабить эмбарго товаров в Иран.
В 2009 году «Дейли Мейл» опубликовала статью о политике «вертящихся дверей» в Британии, которая позволяет бывшим министрам получать должности, находящиеся в противоречии интересов с их прежней деятельностью в правительстве. Среди прочего, упоминалось присоединение Симонс к Совету директоров Банка «Марчент Бридж», сделавшему миллионы в ходе приватизации в Ираке. Газета оценивала тогда, что Симонс заработала на деятельности советника в различных компаниях около 100 тысяч фунтов стерлингов в год.
(«Макор ришон» 11.02.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ