Maof

Wednesday
Nov 06th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В последнее время среди прочих тем общественного кипения, коих всегда хватает в наших палестинах, Страна кипит и по поводу гиюров, проводившихся в последнее время в ЦАХАЛе. Этот гиюр прошли около 4,500 человек. Обсуждается два вопроса. Один из них - что делать с прошедшими этот гиюр и в огромном большинстве не соблюдающими никакие заповеди Торы и второй - как продолжать (и продолжать ли вообще) массовое «огиюривание» в армии. Этими проблемами занялись политические партии в своих интересах, а, значит, об Алахе можно и не вспоминать. Но гиюр – дело чисто алахическое, чисто религиозное, на самом деле не подвластное государству, и уход от Алахи в таких вопросах заведомо не принесет никаких результатов, кроме самых плачевных.

Сначала отметим, что политические силы играют на смешении понятий религия-национальность. Ни одна религия (кроме иудаизма) не вмешивается в вопрос национальности и обсуждает лишь вопрос принадлежности к данной религиозной конфессии. Русский может принять ислам, стать правоверным мусульманином и при этом остаться русским по национальности. И не просто может, а иной возможности, шанса смены национальности просто не существует. Узбек может принять христианство, быть правоверных христианином, но при этом он обязан остаться узбеком по национальности. У евреев это невозможно. Принимающий иудаизм путем гиюра (а другого пути для рожденных матерью-нееврейкой не дано) не просто становится иудеем по религии, а меняет свою национальность, перестает быть русским, узбеком, индийцем и становится евреем. Эта разница и огромные, судьбоносные выводы из нее тщательно НЕ рассматриваются (если не сказать – скрываются) политическими интересантами. Скажем хоть для какого-то оправдания политиков, что большая их часть искренне не знает, не понимает или специально не углубляется в эту проблематику, а знающие – тщательно скрывают мнение Торы.

Выделим три слоя причин, почему ВСЕ случаи армейского гиюра (да и значительное большинство случаев внеармейского, «обычного», «гражданского» гиюра) не имеют права на существование.

Во-первых, гиюр никогда не имел постоянной ширины «ворот» для присоединяющихся к еврейскому народу. В периоды, когда евреев массово уничтожали и присоединение к евреям ничего хорошего в этом мире не сулило (а таких периодов в нашей истории было предостаточно, отнюдь не только Катастрофа в период Второй Мировой войны) двери гиюра широко открывались для желающих присоединиться к вечному народу. Когда же такое присоединение было ВЫГОДНО и желающие «огиюриться» стояли в длинной очереди, двери гиюра закрывались, оставляя только узенькую щелку для тех очень немногих, которые действительно не представляли себе жизнь без Б-га Израиля. Именно такое закрытие «дверей» гиюра было в период царства Шломо (царя Соломона в христианской традиции). Сейчас евреи особой угрозы уничтожения не чувствуют, окружающие Страну арабы на самом деле израильтян как евреев, так и неевреев особо не пугают (в то время, как некоторые думают, что у ЦАХАЛа «броня крепка и танки наши быстры», другие основываются на более духовных предпосылках для продолжения спокойного проживания в Стране и для совершения алии в это неспокойное время). Материальное положение в Израиле по сравнению с другими странами, которые «принимают», совсем неплохое. Поэтому приехавшим в Страну (по законам этого государства!) неевреям достаточно выгодно слиться с местным в массе малорелигиозным «этносом», мимикрировать, не принимая на себя никаких дополнительных обязательств. А смена национальности может быть и временной (с точки зрения нееврея, не с точки зрения понимающего еврея), сохранять или не сохранять неожиданно и недорого приобретенное еврейство – оценим на следующем повороте истории. Вон, Орпа из книги Рут прекрасно отказалась от навязанного ей при замужестве еврейства. Правда, сами неевреи весьма пассивно смотрят на возможность такого присоединения к евреям, благо особых проблем у них нет и без таких переворотов в собственной жизни. Жениться можно и на Кипре (не столь уж дорого и сложно), «альтернативных» кладбищ теперь хватает, в армию всех призывают по гражданству, а не по национальности, дискриминации ни на работе, ни в других местах не наблюдается – так зачем оно нужно – менять национальность. Только политикам и неймется, их карьера зависит от будирования несуществующих проблем, коль уж реальные проблемы они решать принципиально не способны. В этих условиях по самой сути алахи гиюра он, гиюр, должен быть закрыт. Кроме отдельных исключительных, единичных случаев.

Во-вторых, ЕДИНСТВЕННОЙ причиной гиюра может быть ТОЛЬКО непреодолимое желание служить Б-гу Израиля на уровне, который невозможен для неевреев (которые, с точки зрения иудаизма, имеют много возможностей служить этому Б-гу и без перехода в еврейство и без возложения на себя слишком многих еврейских «цурес»), сжигающее человека изнутри желание стать частью святого народа (об уровне святости в сегодняшнем состоянии святого народа скромно промолчим). Никакие иные соображения типа «жениться на полюбившейся еврейской девушке», «после 120 лет быть похороненном на еврейском кладбище», «перейти в еврейство, чтобы хоть дети были полноправными, раз уж супруг еврей и мы уж приехали в Израиль» и прочие «причины» в вопросе гиюра просто не имеют права на рассмотрение. Если такая причина обнаруживается, гиюр сразу переходит в статус запрещенного.

Эти две причины должны были бы запретить практически любой из проводящихся ныне гиюров, равно армейский или гражданский.

Праведных геров во все эпохи было очень мало, принятие еврейства всегда было единичным, штучным. Эти праведники-геры часто занимали заметное положение в еврейском народе, потому что они «горели» желанием службы Тв-рцу, пылали чистой и возвышенной любовью к Нему много ярче, чем многие урожденные евреи, и нередко освещали путь к Тв-рцу большим еврейским общинам, а то и всему еврейству. Геры дали нам пророка (!) Овадью, и по сути пророческого переводчика Торы с иврита на арамейский язык бывшего римлянина Онкелоса (кстати, близкого родственника царствующего в то время римского императора). Но, повторим, таких праведных геров было всегда мало и гиюр всегда был дорогим, штучным товаром. И тысяч геров, «огиюриваемых» поточным методом по государственным программам (!) для облегчения жизни гоев среди евреев и решения их, неевреев, матримониальных проблем, наша история знала лишь однажды, сразу после выхода из Египта, и мы до сих пор в том раскаиваемся.

Но есть третья, специфичная именно для армии причина запретить полностью армейские гиюры (эта причина была разъяснена равом Элиягу Эссасом в интервью радиостанции «РЭКА») . Потенциальный гер должен проверить свое желание и свою готовность нести бремя заповедей («Оль мицвот»), примерить на себя трудности по-настоящему еврейской (а не израильской) жизни, оценить ответственность за переход в еврейство и за несоблюдение Законов Торы (для чего эту ответственность неплохо было бы узнать), свою готовность, по сути, жить «харедимной» («сильно религиозной») жизнью, построить «харедимную» семью, воспитывать детей в непривычном еще для самого себя духе, без фальши и карнавального преображения, непрерывно вечерами изучать Тору (днем мы, как правило, работаем, потом занимаемся нуждами семьи и воспитанием детей и лишь достаточно поздние вечера остаются для бесконечной Торы). Вся эта примерка на себя «платья» еврея принципиально невозможна в армии, которая по своей сути, по определению регламентирует до деталей жизнь солдата и даже образ его мыслей. Солдат принципиально несвободен в любой армии, а принять иудаизм может только свободный человек. Поэтому любой армейский гиюр изначально является фикцией. И вся политическая система это знает, сознательно профанируя гиюр, сводя его к некоторому необременяющему более или менее академическому курсу и обычным экзаменам невысого уровня после курса.

Сами слышали от «армейской гийорет", успешно ставшей еврейкой, что их после курса лекций возили в «датишный» кибуц. Даже не нужно выяснять степень религиозности этого кибуца – армия и так «дотаскивает» до религиозного суда всего-то около четверти «добровольно» пошедших на курс гиюра, ей бы этот остаток не распугать «излишней» религиозностью. Больше вопросов у меня к этой «герке» не возникло – уж очень ясна была цена ее «еврейства».

На этой неделе евреи в синагогах читали главу «Ки Тиса» из второй книги Торы – книги «Шмот», главу о грехе золотого тельца. Комментаторы возлагают главную вину за это падение народа на иноплеменников («эрев рав»), в значительном количестве примкнувших в еврейскому народу при выходе из Египта. Они уже не раз проявляли прихоти и теперь тоже не дождались возврата Моше с горы Синай. К ним быстренько присоединились те из евреев, кто был некрепок в вере (после Синайского-то Откровения!) и легко поддался чуждым влияниям (РАШИ, Кли Якар – р. Шломо-Эфраим Лунчиц). Эти иноплеменники присоединились к Израилю, главным образом с тем, чтобы получить за это щедрую награду в этом мире и достичь материального благополучия. (Даат Софрим – р. Хаим-Дов Рабинович, комментарии взяты нами из Пятикнижия изд-ва «Шамир»). То есть опыт массового облегченного «огиюривания» у нас уже есть. Его результаты мы не искупили и по сей день, хотя с той ошибки прошло уже более 3333лет. Но опыт истории учит, что из этого опыта не извлекается никаких уроков.

Скажем несколько слов по поводу «облегченного» гиюра Рут – прабабки царя Давида. Несведующие считают, что гиюр был уж очень коротким и простым – ну, сказала своей свекрови Наоми: «Твой Б-г – мой Б-г», вот и весь гиюр! Никакого учебного курса (с проверкой посещаемости), никаких проверок, никаких судов с «черными» раввинами! Благодать! На самом деле, даже беглый взгляд открывает нам совсем другую картину. Во-первых, по мнению наших мудрецов, при выходе замуж за Махлона и Кильона, детей Наоми, обе невестки (Рут и Орпа) прошли гиюр той или иной глубины и сложности. Во-вторых, они обе прожили десять лет (очень немало!) в условиях еврейской семьи. У них была возможность и необходимость подробно, в деталях, на себе ознакомиться с еврейской жизнью и с Традицией. И даже после этого, когда после смерти их мужей оказалось, что ничего в этом мире им обеим особо «не светило» за их верность еврейству и одна из них (Орпа) вернулась в свой отчий дом, фактически «выйдя из еврейства», Рут сказала свое знаменитое: «Твой Б-г – мой Б-г». Поэтому можно сказать, что гиюр Рут был длиною в десять лет (прим.ред.сайта – точнее, он продолжался 3 поколения) и никакие материальные или иные соображения этого мира при ее подтверждении своего желания остаться еврейкой ей не руководили. Наоборот, одни потери – жизнь практически без шансов замужества, при бедной Наоми, без родственников, среди чужого ей народа – такие перспективы мало кого могли прельстить. Только желание близости к Тв-рцу могло ей руководить. Все выгоды как раз были в возврате в свой дом, в среду своего народа. Так что, весьма необлегченным был гиюр Рут, весьма тяжелым для нее самой было ее решение. И награда – царь Давид среди ее прямых потомков – награда для будущего мира, ее жизнь в этом мире прошла без больших зримых наград.

Итак, достаточно ясно и с «армейскими», и, между прочим, с «гражданскими» гиюрами. Мысль о том, что, так как большинство евреев сегодня нерелигиозны, то и требовать большего с геров тоже не приходится – относится нами к бреду непонимающего ничего в вопросе гиюра.

Но остался один вопрос, заданный моим разумным сыном Мордехаем, вопрос, на который у меня не нашлось ответа. Да, нет спора, что армейский гиюр – сплошная липа, полный «зиюф». Но ведь эти геры прошли суд кошерных равов (специально подбирали особо «гибких» в Алахе, чрезвычайно «либеральных»?), которые хорошо должны были понимать, что они творят. И ведь творили! Так каков статус этих геров (или «геров»)? Проверить, какие у них были мысли в момент гиюра (важный параметр истинности гиюра – собирались или не собирались соблюдать заповеди) - невозможно. Проследить за соблюдением заповедей после гиюра не имеет смысла – известно, что более 99% ничего не соблюдают. Но ведь все они прошли кошерный суд, сознательно творящий преступление против еврейского народа – и каков теперь их статус, они-то чем виноваты? Да, ответственность – на равах. Но что делать с прошедшими такой гиюр и фактически, даже сделав обрезание, так и не перешедшими в еврейство? Этот вопрос – для серьезных раввинов – поским, для глав поколения.

Выводы не делаем и советы не даем – они очевидны из сказанного.

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»,
20 февраля 2011 года.