Стоит понаблюдать за народной революцией, проходящей в настоящее время в Тунисе. Вполне возможно, что в будущем и у нас может случиться нечто подобное, и внимательное наблюдение за развитием нынешних событий научит нас, как эти процессы рождаются и развиваются.
На протяжении более двадцати лет тунисские власти жестко подавляли общество. Внешне режим выглядел как просвещенный, социалистический, западный, насколько это возможно, как режим, ориентирующейся на французскую культуру. Сегодня аналитики говорят, что это было только "видимостью". У власти стояли элиты, связанные с президентом Зейн аль-Абден Бен Али, которых поддерживала, казалось бы, независимая судебная система. СМИ, находились в нужных руках и не позволяли себе излишнюю критику властей. Военные лидеры и главы служб безопасности назначались исключительно из своих людей. Правящая элита - судьи, пресса, представители интеллигенции, артисты, руководители государственного аппарата, генералы охотно сотрудничали с властями, которые вознаграждали их за это хорошей зарплатой, премиями, грантами, пособиями, солидными пенсиями и т. д. Даже бизнес расцветал, конечно, только у тех, кто ходил по струнке, умел завязывать нужные контакты, оправдывал доверие властей, не открывал рот и делился барышами с нужными людьми. Этот праздник для элиты, конечно, не распространялся на простой народ.
Но пришел и день, когда власть президента Бен Али закончилась. Чтобы вся эта система продолжала исправно функционировать, давление на общество должно было постоянно нарастать. В конечном итоге, такое давление привело к точке кипения. Тунисцы в массовом порядке вышли на улицу и свергли президента и его окружение. Не так важна конкретная причина взрыва - в данном случае она было экономическая. Тот, кто сжимает пружину до нижнего предела, не должен удивляться, когда она резко распрямляется прямо ему в лицо.
Революцию, происходящую сейчас в Тунисе, называют народно-демократической (газета "Гаарец", к примеру, называет ее гражданской). То есть новая власть считается законной, хотя она и не произошла в результате выборов в парламент. А вот бывшие элиты формально законно сидели в парламенте. Они попадали туда независимо от того, за что голосовали люди на свободных выборах, (ведь выборы, конечно же, проводились и выглядели вполне свободными). Но избиратель не зависимо от голосования всегда получал один и тот же результат.
ВАМ ЭТО НИЧЕГО НЕ НАПОМИНАЕТ?
Вам эта картина ничего не напоминает? Ведь и у нас происходит аналогичный процесс. Конечно, есть очень большие различия, но есть и сходство. Узкий слой элиты, называющий себя «просвещенным» («асирон а-наор») находится во всех ключевых точках управления и сохраняет свою гегемонию в системе. Он снимает все сливки с государственного пирога, оставляя крохи для народа; он главенствует в судебной системе, обеспечивающей реальную свободу слова только тем, кто высказывает подходящее ему мнение; он своенравно использует силы безопасности против своих политических противников; распределяет выгодные «джобы», призы, стипендии и огромные пенсии исключительно среди своих. И все ему сходит с рук. Но когда эта элита пытается еще и навязать народу чуждую ему систему ценностей, риск того, что терпение народа лопнет, увеличивается. Когда же, добавок ко всему, элита пытается не допустить естественного развития страны, связывает народу руки и не позволяет защищаться против смертельных врагов, то появляется реальный шанс, что люди восстанут и выйдут на улицы.
КТО "СНИМЕТ КАССУ"?
Кто возьмет власть в Тунисе? В настоящее время это, конечно, не ясно. Но в революциях побеждает тот, кто готовится к ней заранее, терпеливо ждет подходящего момента, имеет точный тактический план – этим отличается любой настоящий лидер. Он знает, куда он хочет вести нацию, его лозунги естественным образом связанны и с традицией и с сиюминутными требованиями народа – именно такие лидеры в конечном итоге берут власть над революционным хаосом. Сколько людей стоит за таким лидером вначале - это вопрос второстепенный, главное – это их идеологическая и организационная сплоченность, решительность и целеустремленность. Я опасаюсь, что в Тунисе самыми сплоченными являются именно исламские движения.
Мониторинг событий в Тунисе показывает еще одну особенность, характерную для современных революций. Раньше революционеры брали, в первую очередь, почту, телеграф, телефон, позднее эта роль перешла к радиостанциям. Сегодня важнее всего интернет-сети, охватывающие широкую и разнообразную аудиторию. Хотя это выглядит спонтанно, но и в сети, где, как на площади, сотни тысяч протестуют против правительственных учреждений, всегда найдутся пятеро, которые точно знают: куда, когда и зачем.
Ситуация в Тунисе не является необычной. Такие ситуации происходят раз в несколько лет в различных точках мира. И стоит внимательно к ним присмотреться.
*** ВЫПУСК ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА «МАХАР»
Вышел 4 выпуск газеты «Махар», посвященный человеческому достоинству.
Читать газету можно так же в интернете http://mhar.co.il/
Можно получать журнал по подписке: 22 шек. в месяц или 120 шек. за полгода.
Студентам скидка – 90 шек. за полгода
***
Статья из рассылки
"МАНХИГУТ ЙЕГУДИТ" - "ЕВРЕЙСКОЕ РУКОВОДСТВО"
Страница: http://russian.manhigut.org