Шимон Перес (цитата): «Если будет создано самостоятельное «палестинское государство», оно будет вооруженным до зубов. Там будут базы самых экстремистских террористических организаций, они будут вооружены наплечными ракетами против самолётов и танков и будут угрожать каждому пролетающему в небе Израиля самолёту и вертолёту, всем машинам, движущимся по главным транспортным артериям Приморской долины. Есть сомнение создает ли территориальная глубина сдерживающую силу. Но отсутствие минимальной территориальной глубины поставит государство в ситуацию абсолютной утраты этой сдерживающей силы (подчёркнуто в оригинале). В этом, самом по себе, есть почти неудержимый соблазн атаковать Израиль со всех сторон… Также и демилитаризация «Западного Берега» выглядит сомнительным лекарством: проблема не в соглашении о демилитаризации, а в реализации на практике такого соглашения. Количество соглашений, нарушенных арабами, не уступает количеству ненарушенных ими» («Ка-эт махар», Иерусалим, 1978, стр. 255).
Я не привел эту цитату 30-летней давности, чтобы поиздеваться над Шимоном Пересом. Известно, что около 15 лет назад все, и правые, и левые, возражали против «палестинского государства». 10 лет назад партия Авода ещё не соглашалась ввести эту идею в свою программу. А сегодня все за… И правые, и левые! Каждое слово Переса против «палестинского государства» является верным и на нынешний момент, как оно было верным тогда, ничего не изменилось, кроме самого Переса.
И Шарон, и Ольмерт, и Ципи Ливни, и Нетаниягу… Словом, все… В израильской политической системе имеется подавляющее большинство, – от Хаима Орона до Биньямина Нетаниягу, включая Либермана – поддерживающее в принципе идею создания «палестинского государства». В мировом сообществе нет ни одного политика, думающего иначе, в том числе и из преданных друзей Израиля.
Как это прозошло?
Ответ в том, что прошло время временной ситуации. Правое крыло политической карты Израиля всегда спрашивали – какова ваша альтернатива? Но они никогда не давали самый простой ответ на этот вопрос – что существующая ситуация и есть альтернатива. Должно всё остаться, как и было. Что может быть проще этого?
Но не только Нетаниягу не говорит этого, но также и Яалон, также, в своё время, и Ицхак Шамир не сказал так. Всё, что израильские правые говорят вот уже много лет, так это – что до сих пор не с кем говорить (не с кем вести переговоры). Это не случайно, и не является результатом пренебрежения пропагандой. Нынешняя ситуация, при которой демократическое государство властвует над целым слоем населения, лишённого гражданских прав, может существовать только под вывеской «временно». Известная поговорка, что нет ничего более постоянного, чем временное, – это красивая поговорка, но верна только временно.
Они боятся
После 44 лет «временного состояния» надо наконец-то уже дать ответ, который будет лучше, чем «не сейчас». Всякий, понимающий, что Израиль должен продолжать властвовать в Иудее и Самарии не «временно» - и не только для того, чтобы предотвратить создание «палестинского государства», вооруженного и враждебного, - должен знать, что это имеет свою тяжелую цену: аннексию территории с его жителями. То есть присоединение к Израилю дополнительного миллиона с четвертью или полутора миллионов арабов. Эта цена порождает в Израиле ужас. Поэтому Шимон Перес готов согласиться на всё - даже на то, что ранее он весьма убедительно растолковал, почему на это нельзя согласиться. По его следам идут все остальные – от левых до правых. Либерман ещё предлагает промежуточное урегулирование, как будто бы можно протянуть ещё немножко «временное», не решая что будет дальше. Может быть, и можно выжать ещё капельку, но время для «временного» уже кончилось.
В результате на стол положен только один план, и Израиль при любом руководстве продолжает терять свои позиции, стирая одну за другой свои красные линии. Ведь когда Израиль говорит, что разделение (с «палестинцами») – это его существенный интерес, а опция аннексии вызывает ужас, он уже не находится в ситуации торга. Вы не можете торговаться с покупателем о цене в ситуации цейтнота и вы признаете, что у вас нет опции не продать.
Израиль должен выбирать между аннексией более миллиона «палестинских» арабов и «палестинским государством» на самых плохих для себя условиях. Такие у нас две опции. Если не встанет кто-то и не положит на стол план одного государства, если мы не будем в состоянии без паники взвесить опцию аннексии и цену, в которую это нам обойдётся – и сравнить цену противоположной опции, то результат будет «палестинское государство». Это будет милитаризованное, враждебное государство, оно не признает Израиль как государство еврейского народа, оно не будет демилитаризованным, не откажется от разрушения всех поселений и не подпишет соглашения о мире с Израилем. Подобно тому, как "стерлось" противодействие «палестинскому государству», также "сотрутся" все условия и требования, выставленные Израилем перед основанием этого «государства».
"Хет а-мераглим"
Численность арабов Иудеи и Самарии - примерно, как численность израильских арабов. Если ныне в израильском Кнесиете насчитывается 10 депутатов, представляющих арабские националистические партии, если аннексия Иудеи и Самарии – процесс, который будет продолжаться около 30 лет, можно ожидать, что через 30 лет численность депутатов этого типа удвоится. Это не превратит Израиль в двунациональное государство. Если в течение 30 лет в Израиле будут приняты несколько основных законов, укрепляющих статус Израиля как государства еврейского народа, если за эти годы прибудет ещё волна Большой алии, будет чуть легче противостоять опасности. Очень легко не будет в любом случае. Будет тяжело. Но страх даже начать обсуждение этой идеи – это уже чрезмерное преувеличение, особенно, конечно, на фоне более тяжелой опции хамасовского «палестинского государства», откуда полетят ракеты на Тель-Авив.
И вообще, страх - очень плохой советчик, а в этом случае он поистине сравним с хет а-мераглим. "Сильны живущие там", уступим Страну, только бы не пришлось противостоять 30-процентному арабскому меньшинству". Нет, давайте сделаем обратное – не будем отказываться от Страны, не станем впадать в панику. Мы противостояли более опасным врагам и справились.
Поезд «палестинского государства» уже вышел с предпоследней станции, он уже мчится на всех парах. Если бы существовала следующая станция, конечная, не было бы никаких сил, которые остановили бы этот поезд. Но государство Израиль ещё может спастись от катастрофы «палестинского государства» - потому что конечной станции не существует. Абу-Мазен не хочет достичь соглашения. «Палестинцы» не хотят этого крохотного государства, и на их счастье, у них есть Обама, который даровал им отличный повод. Сейчас самое время начать обсуждение другой опции, не испытывая никакого страха. Приложение «Эмда» в конце этого выпуска посвящено этому обсуждению.
И еще на тему о мире
Называющие себя «лагерем мира» на самом деле не заинтересованы в мире с «палестинцами», в основном их мотив – желание, чтобы «палестинцы» испарились с глаз долой, исчезли за каким угодно забором (и от иллюзии как будто это возможно). Но есть и такие, что и в самом деле очень искренне заинтересованы в мире между евреями и «палестинцами». Вот им-то и посвящён, как информация к размышлению, нижеприведенный отрывок.
Нынче уже позволено даже в политкорректных кругах признавать, что наш дорогой друг Хосни Мубарак был коррумпированным диктатором, и можно даже шепотом сказать, что по сути он не был нам так уж дружественен. Всё ещё продолжают говорить, что мир с Египтом для Израиля является стратегическим достоянием, но вместе с тем, выражают большую озабоченность за судьбу этого мира. Ведь как известно, массы в Египте на самом деле не очень-то горячие сторонники этого мира с нами, не говоря о египетской элите и интеллигенции, которые на самом деле ненавидят и бойкотируют нас – даже через 30 лет мира.
То же и относительно мира с Иорданией, который отнюдь не намного горячей, не отражает стремлений народа Иордании. Это соглашение, которое стоит на куриных ножках интересов недемократического режима, нуждающегося в холодном мире с нами (и с Америкой) – ради выживания. Этот режим сменит шкуру в тот же момент, как изменится карта интересов его выживания. Ни в Иордании, ни в Египте нам не удалось достичь мира, который захватил бы население, смысл которого – торговые и деловые отношения, культурный и туристический обмен, свободное движение в обе стороны, поедание хумуса в Аммане или Каире.
Единственное арабское население, с которым нам удалось достичь мира и стереть отношения вражды - это арабы Израиля. Не всё в розовом свете между евреями и арабами в государстве Израиль. Есть много, что следовало бы исправить в этой сфере, также есть и признаки, которые не могут не вызвать озабоченности – и всё-таки факт, чтои арабы Израиля во время Войны за Независимость были на стороне врага, воевали против нас. Ныне же они израильские граждане, учатся с нами, работают с нами, сотрудничают с нами, короче, живут в мире с нами (привет от шейха Раэда Салаха! – прим.перев.) Они ни за что не хотят отказываться от своего статуса граждан Израиля (ещё бы! В каком государстве братьев-арабов они имели бы такие льготы в получении образования, в пособиях Битуах Леуми, в муниципальном налоге и т.п.? – прим.перев.). Этот единственный мир был нами достигнут не путём переговоров, не на торжественной церемонии подписания мирного договора. Если бы мы попытались в 1949 году вести с арабами Галилеи переговоры о будущем Галилеи, эти переговоры продолжались бы до сегодняшнего дня без результата. Дарование израильского гражданства в одностороннем порядке – вот что создало единственный мир, который есть у нас с единственной группой населения среди всей арабской нации…
(«Макор ришон» 04.03.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ