Библиотека семьи Фогель
Книжные полки остались на месте после выноса тел и экспертизы лаборатории криминологии. Они выдают литературные вкусы владельцев дома, что их интересовало и их мировоззрение: государство евреев. Серебряный поднос. Восстание. История евреев и мира по Дубнову. Особенность и предназначение Бен-Гуриона. Письма Йони. Энциклопедия первопроходцев и строителей ишува. Книга Негева. С отвагой и величием, рассказ о Менахеме Бегине. Танкисты с открытыми люками. Проклятие благословения. Воссоздаем государство. Письма Жаботинского 1914-18. Сборник еврейских эссе. Дом Ротшильдов и Эрец Исраэль. Атлас по истории Земли Израиля. Книга Иерусалима Зеэва Вильнаи. Визенталь, биография. Народ, обитающий отдельно. Галлиполи. Сознание – ключ к пониманию, терпимости и личному подъему. С двух сторон реки. Дух. Журнал "Сгула". Оранжевое лето. Правильное питание в соответствии с вашей группой крови. Руководство по беременности и родам. После родов. Псалмы.
На стоящей рядом тумбочке лежит раскрытая книга – Еще один день. На передней обложке указано большими буквами, что она написана составителем бестселлера "5 человек, которых Вы встретите в раю".
Цель теракта
Ницан Ямин, директор школы, в которой учились дети Фогелей, сумел вставить в воскресенье юмористическую нотку (макабрического, разумеется) в ужас в Итамаре. Он сказал по ТВ, что силы безопасности не ошиблись, предположив, что электронного забора ночью коснулись животные. Когда я встретил его через два дня в доме семьи Фогель, мы напомнили друг другу, что уже встречались раньше. Ямин был одним из членов группы, создавших Итамар 27 лет назад, а я брал у него интервью для журнала "Некуда" (точка на иврите). Мне помнится, что встречались во дворе офиса движения "Амана" в Иерусалиме.
В те дни, дни первого правительства Шамира (прим.перев. – 1984-88), создание нового поселения в Самарии не было неординарным событием. Межминистерская комиссия по поселенчеству выдавала разрешения на создание поселений в темпе, в котором Биньямин Нетаниягу строит сейчас дома в Маале-Адумим. Более десяти поселений в год. Журналистский интерес в истории Итамара заключался в его месторасположении. Основатели получили участок в 200 метрах от участка, с которого за 4 года до этого были изгнаны основатели Элон-Море (вследствие иска арабов). Покойная Плия Альбек, "надзирательница за кашрутом при правительстве Бегина по вопросам поселенчества" (прим.перев. - т.е. глава Гражданского управления), нашла там тысячи дунамов государственных земель. Это была "сладкая сионистская месть" БАГАЦу.
Ямин и его друзья были очень оптимистичными, полными планов. Свое поселение они называли Тель-Хаим (холм жизни), своего рода игра слов, сочетавшая имя покойного министра Хаима Ландау и исторический Тель-Хай (место гибели Трумпельдора). Им не приходило в голову, что освоение и упрочение поселения будет сопровождаться длинной чередой похорон. Когда их спросили не пугает ли их жить в 2 метрах от Шхема, они решительно отвечали, что "нет никакой причины для страха".
Первый общественный служащий, житель поселения, Гилеад Зар сказал через несколько месяцев после подъема на участок, что "несмотря на все трудности, я счастлив. Тут гарантировано хорошее обучение для детей, без опасностей, подстерегающих детей в большом городе". Через 17 лет он был убит террористами, далеко от большого города. Его вдова Агарь живет в Итамаре до сегодняшнего дня. Во вторник вечером она она взволнованно разговаривала с большой группой депутатов Кнессета из Лобби за Эрец Исраэль, которые прибыли в поселение. "Тут тишина морга", - поразила их Агарь и попросила их устроить немного шума. Они пообещали.
Что нарушилось в планах основателей? Они надеялись, что основагие нового поселения в Самарии убедит арабских соседей, что евреи будут жить здесь вечно. "Они видят нас строящих новые поселения и почти не реагируют", - рассказывал один из них журналисту "Йедиот ахронот" осенью 1984г., но "если, не дай, Б-г, мы покажем, что мы не хозяева здесь, они попытаются заполнить вакуум.
Основатели Итамара делали все усилия, чтобы быть хозяевами и вести себя как хозяева, но они не были единственными игроками на арене. С течением времени превратился Итамар в мишень нападок со стороны политиков и СМИ, которые постоянно подкапывались под его основы. Лава кипящей ненависти выливалась на поселение в увеличивающихся количествах. Географическое месторасположение и явно религиозный стиль сводили с ума врагов поселенчества в Шфеле (прибрежной низменности). "Мессии мира" мечтали в голос разрушить поселение.
Йоси Сарид сказал как-то в Кнессете: "Без всякого обобщения я ясно указываю, что, по крайней мере, 4 поселения превратились в гнезда агрессивного расизма: Тапуах, Итамар, Ицхар и Хеврон. Вместо того, чтобы стереть эти места с карты еще до полного стирания оккупации, они не только продолжают существовать, но и расширяются и усиливаются" (10.08.05)
Внешней причиной для нападок на Итамар были трения между жителями близлежащих форпостов и окрестными арабами. Время от времени были действия в духе "таг мхир", но они были тысячной долей от общего объема межэтнического насилия в регионе. Итамар был жертвой, а не агрессором, но левые всегда рисовали противоположную картину. Несмотря на увеличивающийся список жертв, Итамар не смог избавиться от ярлыка "хулигана", приклеенного к нему. Его кровь можно проливать. Несколько часов милосердия к жителям Итамара бывают лишь на следующий день после тяжелых терактов. Мужчины, женщины и дети должны быть застреленными и зарезанными, чтобы журналисты открыли для себя на короткое время прекрасный облик Итамара. Сразу после этого он вновь становится (для СМИ) "диким, фанатичным, эксплуатирующим палестинцев поселением, которое надо разрушить ради мира". Бывший главный военный раввин Авихай Ронецкий был помечен и преследовался, в основном, потому что жил в Итамаре. Трудно поверить, что редакторы "Аарец" преследовали бы его, как гончие, если бы он жил, например, в кибуце Лави.
Окрестные арабы не следят постоянно за политическим диалогом в Израиле и за освещением в СМИ темы поселений. Большинство из них не поняли слов кривды, брошенных в отношении Итамара на заседании Кнессета ("зерна дикости", "отравленный участок", "эти хулиганы"), но общий посыл усвоен ими. Активисты прав человека в кавычках прибыли помочь им в борьбе против Итамара, и каждый год в период сбора маслин подливали еще горючего в костер ненависти. Каждый подросток в соседних Аварте, Хаваре и Бейт-Фурике понял раньше или позже, что он не в одиночестве на войне против Итамара, что еврейский лагерь мира также воюет против этого поселения. Время от времени кто-то из них совершает теракт: резня семьи Шво, теракт в йешиве, убийство Меира Ликсенберга, покушение на Шломо Миллера и теперь резня семьи Фогель.
Трудно представить, чтобы кто-то из левых хотел таких последствий (подстрекательства), но левые безусловно должны были бы предположить, чтобы таковы будут последствия. Когда в течение четверти века клевещут на некую общину, кто-то в итоге возьмет нож и пойдет резать.
Редакционные соображения
Нотка удивления прозвучала в реакции редакторов газеты "Аарец" на недовольство, прозвучавшее в воскресенье. Они не поняли, что плохого в их решении посвятить главный заголовок в газете цунами в Японии и оттеснить вниз сообщение о резне в Итамаре. Магазин автомата их объяснений был пустым. Из коллегиального братства настоящим предоставляется им набор возможных отговорок на случай, если эта тема вновь будет поднята в итогах недели:
1. Сожалеем, но в Фукушиме есть больше читателей газеты "Гаарец", чем в Итамаре.
2. У нас была непростая дилемма между двумя сообщениями из-за границы. Глава деска новостей из-за границы решил то, что он решил, и мы поддерживаем его.
3. В это чувствительное время, когда мирный процесс между нами и палестинцами хрупче, чем дно Тихого океана, надо хорошо думать, что ставить вверх, а что вниз.
4. Главный заголовок в каждой профессиональной газете принято посвящать самому возмущающему и потрясающему событию, а после него помещать остальные новости.
5. Когда происходит событие всемирно-тектоническое событие, которое невозможно было предвидеть, чтобы какое-то локальное небольшое убийство в Итамаре затмило его?
6. Лицемерие правых вопиет к небесам. Ведь нет сомнения, что они пришли бы к нам с противоположными обвинениями, если бы произошел теракт в Японии и цунами в Итамаре (или в другой формулировке: мы будем рады все изменить, если волны высотой в 10 метров затопят Итамар).
7. Просто произошла у нас профессиональная ошибка: мы хранили сверху место для сообщения о деятельности в стиле "таг мхир", но с наступлением часа передачи в типографию, когда ничего особого не случилось, мы были вынуждены заткнуть дыру сообщением из Японии.
8. Мы потеряли дорогое время, чтобы найти переводчика, который точно перевел бы нам версию поселенцев, и поэтому сообщение было сдвинуто вниз страницы. И разница во времени между Итамаром и редакцией сыграла роль. Мы постараемся сделать выводы к теракту, который будет реакцией на строительство 400 единиц жилья, которые были утверждены на этой неделе.
9. В качестве компенсации поселенцам, которые, возможно, были задеты нами, как только Гидеон Леви вернется из Токио, мы пошлем его подготовить статью об Итамаре.
Цитата
"Мы можем гордиться преданными и воодушевленными семьями, готовыми заселять важные пустующие части Родины ради развития и процветания Эрец Исраэль и усиления безопасности страны. Если таковы его сыновья и дочери, то будущее еврейского народа гарантировано" (послание, отправленное в день основания Итамара премьер-министру Ицхаку Шамиру главой Поселенческого отдела ВСО Мати Друбельсом)
("Макор ришон" 18.03.11)
Перевел Моше Борухович
МАОФ