Масштабных боевых действий в контролируемом палестинскими экстремистами секторе Газа, похоже, пока удается избежать: между Израилем и ХАМАСом, как сообщается, достигнуто соглашение о прекращении огня. Не напрямую, разумеется, поскольку Израиль по традиции не общается с откровенно террористическими организациями типа ХАМАС. По сведениям газеты Jerusalem Post, плодотворно потрудился по части снижения напряженности в регионе специальный координатор ООН по Ближнему Востоку Роберти Сери.
Впрочем, говорить можно лишь о временном затишье: после того как на прошлой неделе хамасовцы выпустили по мирным объектам на территории Израиля 180 ракет типа «кассам» (благо обошлось без жертв и серьезного ущерба), вооруженные силы еврейского государства нанесли точечные удары по военной инфраструктуре террористов в Газе, уничтожив также несколько видных активистов этой организации. По поступающим из Газы сведениям, политические лидеры ХАМАС изрядно испугались перспективы повторения масштабной операции ЦАХАЛ по типу «Литого свинца», обрушившегося на террористов в Газе в декабре 2009 года. И начали активно зондировать возможности перемирия с Израилем. Но вот военное крыло этой организации якобы настаивает на продолжении обстрелов, тем самым явно провоцируя «Литой свинец-2».
На сей раз израильское руководство подходит к ситуации, связанной с провокациями ХАМАС в Газе, особо тщательно. Премьер-министр Биньямин Нетаньягу определил кроме себя еще двух членов правительства, которые вправе комментировать позицию Израиля в данном конфликте. Это министр обороны Эхуд Барак и глава МИД Авигдор Либерман. Смысл этой меры понятен: правительство Израиля должно посылать террористам ХАМАС четкие и ясные сигналы. Сам премьер заявил, что в случае продолжения обстрелов израильской территории «ответ Израиля будет более жестким, чем это было до сих пор».
Казалось бы, что нового в данной ситуации вокруг ХАМАС, подчинившего себе сектор Газа? Абсолютно ничего: террористы начинают обстрелы Израиля, израильтяне отвечают на эту агрессию с той или иной степенью жесткости — если недостаточно точечных ударов по военным объектам ХАМАС, то начинает изливаться «Литой свинец». И тогда, понятно, без жертв не обходится.
И все-таки нынешняя ситуация — обычная по своей модели — разворачивается в необычной внешней среде. С одной стороны, понятно, что хамасовцев толкают на военные действия против Израиля иранские муллы. Они, напомним, не скрывают своей задачи «перенаправить революционную энергию ненависти арабов с их правителей на Израиль». Проще говоря, не скрывают задачи «раздуть пожар войны» в регионе, чтобы прежде всего отвлечь Израиль от нацеленности на противодействие иранской ядерной программе. Для этого иранцы пытаются вооружать своих сателлитов — ХАМАС и «Хезболлу» в Ливане. Недаром в последнее время Израилю удалось перехватить несколько наземных, воздушных и морских караванов с иранским оружием для этих террористических организаций. Иными словами, Иран пытается втянуть Израиль в активные военные действия посредством провокаций через ХАМАС. Но в случае резкой реакции Израиля в Газе ему, судя по всему, готовится второй сюрприз — политического свойства. Сначала видные египетские политики «новой волны» (в частности, Мухаммед эль-Барадеи) вкупе с некоторыми представителями военного руководства страны пирамид (анонимно), а вслед за ними и Лига арабских государств выступают с угрозами в адрес Израиля, в случае если тот перейдет к жесткому ответу на провокации террористов в Газе. И это уже первый «плод» египетской «революции». Как видно, не так уже далек от истины оказался политический лидер ХАМАС Халед Машаль, заявивший на днях, что «народные восстания в Египте и Тунисе вернули ХАМАС к жизни», призвав при этом ФАТХ и ХАМАС «объединиться в джихаде против Израиля».
С другой стороны, на днях разразился мощный скандал вокруг известного антиизраильского доклада ООН по поводу «Литого свинца», составленного южноафриканским судьей Ричардом Голдстоуном в прошлом году. Дело в том, что неделю назад в своей статье для газеты «Вашингтон пост» этот судья признался, что данные им в докладе оценки действий Израиля не соответствуют действительности. В свое оправдание судья заявил, что не располагал достаточными сведениями на тот момент, чтобы оценить ситуацию объективно, признать тот факт, что именно террористы ХАМАС начали бомбардировать Израиль, вынуждая его к ответным действиям, которые не были нацелены на намеренное провоцирование жертв среди местного населения. После этого МИД Израиля и президент страны Шимон Перес обратились к генсеку ООН с требованием отозвать составленный Голдстоуном год назад документ из реестра этой международной организации. Однако сам Голдстоун воздержался от этого требования к генсеку. Равно как проигнорировал требование Израиля и генсек ООН.
Таким образом, саморазоблачения Голдстоуна, а вместе с ним и ООН касательно оценки действий Израиля в Газе вроде бы создают благоприятный фон для возможного военного ответа правительства Нетаньягу на провокации ХАМАС. А с другой стороны, потрясаемые народными бунтами правительства арабских стран и руководство Лиги арабских государств наращивают антиизраильскую риторику в связи с ситуацией в Газе, создавая политические ограничения. Пределы своей сдержанности в ответ на провокации террористов будет в ближайшее время определять правительство Биньямина Нетаньягу. Но терпение израильтян не беспредельно, а потому нельзя исключать, что в случае особых стараний хамасовских провокаторов внушительной операции ЦАХАЛ в Газе избежать не удастся. Важно, чтобы будущие ооновские юристы, которым будет поручено составление новых докладов, уже сейчас тщательнее отслеживали поведение сторон. И обличали виновных, а не наоборот — как это сделал судья Голдстоун.
Автор — руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов
www.ej.ru