Несколько месяцев назад я беседовал с одним тех, кто занимал высокопоставленную должность в израильском МИДе во времена "веселых деньков" Осло.
Мы придерживаемся с ним разных взглядов. Но между нами протекал приятный диалог.
"Возможно, - сказал я, - верующим легче понять Арафата, чем израильским специалистам, ведущим с ним переговоры. У верующего, видно, есть инструменты понять направление мысли исламского врага – инструменты, которые не приобретают в университетах и не в коридорах офисов разведорганов. В конце концов, невозможно отрицать, что любой ребенок из религиозной семьи в Израиле видел то, чего не видели все военные и гражданские специалисты вместе взятые".
Мой собеседник слушал, призадумавшись. Он не только не пытался оспорить мои слова, но неожиданно решил рассказать мне следующую историю:
"Мы сидели в составе очень узкой группы, - сказал он. – Рабин, я и еще несколько человек. "Ты веришь Арафату?" – спросил один из присутствовавших премьер-министра. "Вначале я не верил ни одному слову, - сказал Рабин, - но главы Мосада убедили меня, что можно полагаться на него, и сейчас я чувствую себя спокойным за соглашение, которое мы собираемся подписать с палестинцами".
Я вспомнил эту историю, когда наблюдал пресс-конференцию бывших глав ШАБАКа Ами Аялона и Якова Пери, бывшего главы Мосада Дани Ятома, генерал-майора полиции в отставке Алика Рона и бриг.генерала в отставке Авигдора Кахалани – с их совместным призывом принять требования Хамаса по освобождению террористов в обмен на освобождение Гилада Шалита.
Я вновь вспомнил эту историю, когда на прошлой неделе уходящий в отставку глава Мосада объяснял публике, что бомбардировка Ирана – это глупая затея.
Есть вещи, которые человеку с улицы, наверное, лучше видны, чем из высоких окон министерских офисов (прим.перев. – перефразируется израильская песня "дварим ше роим ми-кан ло роим ми-шам"). В самом деле в период Осло любой ребенок из религиозной семьи понимал то, чего не понимали главы Мосада, убедившие Рабина верить Арафату. В самом деле каждый ребенок понимает, что освобождение тысяч убийц в обмен на Гилада Шалита приведет к гибели многих израильтян, так что вопрос, в сущности, достойно ли вести к смерти десятков израильтян (в лучшем случае) в обмен на это освобождение.
И очень стоит, чтобы главы Мосада поняли, что во всем, что касается Ирана, основная угроза – не иранское ядерное оружие, а потеря легитимации вследствие призывов Ахмадинеджада уничтожить нас, – призывов, которые остаются без нашей реакции. Сегодня во всех престижных университетах уже всерьез обсуждают вопрос, как будет выглядеть мир без Израиля. Еврейский вопрос из прошлого превратился в израильский вопрос настоящего. И тогда, видно, думали, что глупо реагировать на воспламеняющие декларации немецкого антисемита, и позволили расти вопросительному знаку над самим правом евреев на существование.
Бомбежка Ирана еще может вернуть нам легитимацию и спасти от находящейся в разгаре убийственной пропагандистской кампании. Нужно учиться у американцев и сбросить Ахмадинеджада в море или сделать нечто похожее. Уровень успеха менее важен. Важно показать миру очень ясную красную черту. Тот, кто пытается подорвать наше право на существование, теряет свое право на существование, а не наоборот.
Да, мы должны быть готовы к любой реакции на бомбежку. Потому что не ядерное оружие является основной угрозой, а знак вопроса, который Ахмадинеджад ставит над нашим правом на существование. Все время, пока мы не реагируем, вопросительный знак лишь увеличивается. Народ, который сравнительно недавно видел, куда ведет делегитимация, должен быть очень глупым, чтобы не понимать этого сегодня.
("Макор ришон" 13.05.11)
Перевел Моше Борухович
МАОФ