Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Линии и кислота

Речь Обамы о Ближнем Востоке была произнесена в проблемный момент времени с точки зрения ивритской печатной прессы. Эта речь транслировалась около 8 вечера по израильскому времени, да ещё и в четверг, когда выпуск газет заканчивается рано и передается в типографию. Но несмотря на это мы успели не только выдать репортаж об этой речи в пятничном номере «Макор Ришон» (за прошлую неделю), но и процитировать в основных заголовках гневную израильскую реакцию, отправленную в редакцию почти в самый последний момент. С профессиональной и идеологической точки зрения, я испытывал гордость.

Мы евреи, не американцы, и поэтому нам более важна израильская позиция, чем позиция Белого дома. Когда Обама требует от нас отступить к линиям 1967 года, а Нетаниягу отвечает ему, чтобы он забыл об этом, для нас гораздо важнее, что сказал Нетаниягу. Что сделает Нетанигягу, это уже совсем другое дело.

И тем не менее несомненно, что Обама неделю назад высказал весьма прискорбную вещь. Многие президенты до него думали, что Израиль должен вернуться к границам 1967 года, но эти откровенные и грубые слова не срывались с их уст, и таким образом они выдавали свои произраильские колебания. Обама не колеблется, он к тому же не настолько произраильски настроен. На прошлой неделе американский президент поставил американскую печать на наглом требовании арабов, опасном и, главное, бессмысленном. В пределах линий 1967 года никогда не было никакого суверенного палестинского образования. Никакой исторической несправедливости не будет причинено палестинцам не будет, если у них будет гораздо меньшее государство или не будет вовсе. Никакая проблема с безопасностью не будет решена, если мы подарим им государство на землях, являющихся наследием наших отцов, она только усугубится.

По дороге домой из редакции около полуночи я слушал радио, радиокомментаторы очень тщательно промеливали слова Обамы. Полная луна сияла с небес. Шмуэль Таль вёл репортаж из самолёта Нетаниягу за минуту до взлета по пути на запад (в США). Я ехал на восток, в Офру через линии 1967 года и Транссамарийское шоссе. Когда много лет назад состоялось торжественное открытие этого шоссе, шалом-ахшавники пытались своей демонстрацией помешать мероприятию перерезания ленточки на перекрёстке Мораша. Они агрессивно протестовали, но колонна прошла. Очень мало кто верил в то время, что придёт день, и кто-то попытается установить забор посередине шоссе, в двух минутах езды от Рош а-Айн. Даже представители «Шалом-ахшав» остерегались тогда вслух требовать возрождения «зелёной линии». Они вели разговоры против поселенчества, но соблюдали неясность позиции относительно создания палестинского государства. Они терпеливо ждали, пока кислота левацкой пропаганды постепенно разъест народное сопротивление этим галутным идеям. Поначалу она подточила сопротивление в кругах партии Авода, потом просочилась поближе к ликудникам. Дан Меридор сегодня пребывает на позициях Ури Авнери сорокалетней давности, Шауль Мофаз (все помнят, что свою политическую деятельность этот бывший начгенштаба начинал в Ликуде) видит ситуацию точь-вточь глазами Шуламит Алони 80-х годов.

Последняя парламентская речь Шимона Переса, в качестве главы правительства по ротации с Ицхаком Шамиром, поражает величиной сдвига позиции, произошедшей с ним метаморфозой. Это был 1986 год, 25 лет назад. Пересу в голову не приходила возможность возвращения к линиям 1967 года. Ему тогда было ясно, что даже Йоси Сарид против этого. «Йоси, - полемизировал он тогда с ним с трибуны Кнесета, - если тебя прижмут к стенке и спросят: линии 1967 года – да или нет?»

Это был риторический вопрос, на который следовало ответить: «нет», но ответ был «да» Перес решил, что он ослышался, продолжая допрашивать Сарида: «А Иерусалим? – делить или нет? Да или нет?» - «Да", – ответил Сарид снова.

Перес был в шоке: «Что??? Разделить Иерусалим??? Это что-то новенькое для меня».

Сарид: «Если нет, то не будет и мира».

Перес: «Но почему? Мир – это только, если ты примешь палестинский диктат?»

Сарид что-то невнятно пробормотал для протокола.

Перес: «А когда Иерусалим был разделён, был мир? Когда Западный берег был в руках иорданцев, был мир?»

В зале поднялась лёгкая буря. Перес припечатал её, издевательски обратившись к Сариду: «Наконец-то ты прояснил свою позицию! Засучи же рукава и иди собирать для неё большинство в народе» (07.10.86)

Первопроходцы

Не так скоро Сарид засучил рукава и попытался собрать большинство народа для его экстремистской позиции. Десять лет прошло, пока в программу Мерец включили идею раздела Иерусалима. Партия Авода "вышла из шкафа" поддержки идеи создания палестинского государства только к середине 2003 года.

А пока что поселенцы Иудеи и Самарии строили вдоль и поперёк и верили, что это самый эффективный путь свести на нет саму мысль о палестинском государстве. Новые магистрали прокладывались вдоль и поперёк. В глухой ночной час с четверга на пятницу на прошлой неделе, после того, как Обама завершил свои речи о Ближнем Востоке, был положен свежий слой асфальта на шоссе, соединяющем Эли и Шило. Министр транспорта Исраэль Кац позаботился о бюджете. С его точки зрения, и район Шило – поселенческий блок, а отнюдь не точка зрения главы правительства.

Палестинцы извлекают свою пользу из отличных магистралей оккупационных властей, но продолжают мародёрствовать, разграбляя элементы системы освещения. От Шило на юг большая часть шоссе погружена во тьму. Только благодаря луне можно было отличить линии, энергично очерчивающие Вади Хармие, которое было темнее, чем всегда. Когда я добрался до места, по радио передавалась очередная новостная сводка, и она уже содержала радостные реакции оппозиции на речь Обамы. И Шауль Мофаз торжествовал. Когда-то он проживал в Элькане, сейчас он проживает слева. Легко приходить к нему с правыми претензиями, но и правым стоит придти к себе с претензиями. Если бы они посвящали 10% от поселенческих усилий разъяснительной работе, Обама не потребовал бы от Нетаниягу вернуться к линиям 1967 года. Из глотки Обамы лилась пропаганда наших леваков, когда он вещал «про еврейское и демократическое государство». Интересно, с каких это пор Америка начала заниматься еврейским характером нашего государства?

После размежевания наконец-то правые признали всю остроту проблемы. Впрочем, трудно сказать, что они начали активно ей заниматься. Трудности с бюджетом с самого начала подрезали пропагандистскую кампанию Совета Поселений «еврейская история». Были и проблемы с терпением. У левых экстремистов заняло десятки лет, пока им удалось заворожить общественность лозунгом «два государства для двух народов». Правые же почувствовали утомление спустя два месяца после начала противодействующей кампании. Вложили много денег и разочаровались, когда это не дало быстрых результатов!..

Ещё одна пропагандистская операция была похоронена пять месяцев назад из-за задержки поступления бюджета и политических опасений. Эйтан Дор-Шав, способный специалист по кампейну из организации «Им Тирцу», работавший также над кемпейном Накба-харта, планировал поставить вперёд поселенцев, именно поселенцев, и выставить требование израильского суверенитета над всей территорией между рекой Иордан и морем. В терминах политкорректности это была большая наглость, но поселенцы уже не раз доказывали, что нахальство – лучший рецепт успеха. И в сущности нет другого выбора. После 44 лет пришло время для правых мобилизовать все силы души и денежные ресурсы для кампании по изменению ситуации в национальном сознании по отношению к Иудее и Самарии. Совет поселений делает всё, что может по этому вопросу, но должен делать ещё больше, если хочет, чтобы через 44 года американский президент в своей речи, посвящённой Ближнему Востоку, провозгласил, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу.

Итак, положение с легитимацией поселенческого проекта нехорошее. Мир против него. Нетаниягу уже не за поселенчество. Хоть в Офре по ночам мерцают огоньки нового квартала, который начал возводиться по окончании замораживании, но над другими новыми кварталами поселения висит свежий указ о замораживании за подписью БАГАЦа. Дорит Бейниш готовится к разрушению Амоны. Сентябрьские ветры воют. С другой стороны, поселенцы обладают редкостной энергией, что даёт им возможность продолжать даже в такое непростое время петь «Затевайте заговоры, но всевышний их разрушит» и «Не говори, что это последний путь» (песня партизан Вильнюсского гетто). Их могут подпитывать предыдущие исторические прецеденты.

Роман «Первопроходцы» Элиэзера Смоли, книга о событиях 80-летней давности, о семье еврейских первопроходцев прошлого века, завершается описанием нападения арабов на домашнее хозяйство семьи. Всё сгорело, всё разрушено и разграблено. Назавтра после погрома отец семейства выходит в поле и начинает заново вспахивать его. Приблизительно это то, что поселенцы обязаны сделать сейчас на спалённом пропагандистском поле, вопреки речам Обамы и Нетаниягу прошлой недели. Начать вспахивать заново…

Вайсгласс и Финляндия

В то время как Барак Обама в Америке толкает речь на темы Ближнего Востока, Дуби Вайсгласс тяжко трудится в Израиле. Бывший адвокат Ариэля Шарона в последнюю неделю побывал в нескольких телестудиях. С тех пор, как он тяжко трудился всё прошлое десятилетие над созданием американского прикрытия для размежевания, Вайсгласс считается крупным американологом и специалистом по политическим процессам. С характерным для Вайсгласса высокомерием он высмеивал правых, которые заранее не поняли, что время на Ближнем Востоке работает против Израиля и то, что можно достичь сегодня, будет невозможно достичь завтра, и тому подобные бла-бла-бла…

Что поделать, реальность как раз доказывает полное непонимание, присущее самому Вайсглассу. Две последние речи Обамы обвалили башню утверждений, которую он выстроил тут в середине минувшего десятилетия, дабы оправдать размежевание, и в первую очередь утверждение, что оно предоставит нам неисчерпаемый ресурс времени для противостояния американскому давлению и палестинским злоумышлениям.

«Я нашёл патент в сотрудничестве с мировым руководством, что здесь не будет песочных часов", - хвастал Вайсгласс на пике сезона размежевания. – "Не будет никаких временных графиков для реализации кошмара поселенцев. Я отодвинул этот кошмар на неограниченный период. По сути договорился с американцами, что частью поселений не будут заниматься вообще, а другой частью не будут заниматься, пока палестинцы в ментальном смысле не превращаются в финнов. В этом смысл сделанного нами – в замораживании политического процесса. А когда вы замораживаете политический процесс, вы предотвращаете создание палестинского государства, а также обсуждение вопроса о беженцах, границах и Иерусалиме, обо всей связке вопросов. Всё сходит с повестки дня на неограниченный период. И всё это с согласия и утверждения президента и двух палат Конгресса. Чего еще можно было ожидать? Что ещё можно было дать поселенцам?» ("Гаарец", 08.10.04).

(«Макор ришон», 27.05.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ