“баАхава увеЭмуна” издание Махон Меир – Центра по изучению иудаизма
в Израиле,N326.
Мы большие сторонники мира чем люди, называющие
себя “лагерем мира”. Мы больше других радуемся каждой возможности достижения
мира, каждому усилию в направлении достижения мира. И это по двум причинам.
Первая. Мы желаем мира не только из личной заинтересованности и беспокойства
за наших воинов, но и из-за любви к миру как идеалу. Вторая. Мы желаем
настояшего мира, который сохранится для будуших поколений, то есть мира
справедливого и устойчивого.
Эти причины взаимосвязаны - поскольку мы
бескорыстно любим мир как высший идеал, не из некоего интереса, этот мир
будет вечным. Почему мы так любим мир? Потому что мы любим и другие народы,
мы произносим каждый день в молитве Алейну леШабеах: “…чтобы исправить
мир под властью Всемогущего, и все сыны плоти будут взывать к Имени Твоему.”
Мы молимся за все человечество, чтобы было добро всем, чтобы все вознеслись
и очистились. Говорит раби Акива: “Любим человек, ибо он сотворен по образу
(Б-жьему)” (Авот, 3, 18). Каждый человек любим и нет здесь противоречия
с более глубокой любовью к народу Израиля. Ведь сказал там же раби Акива:
“Любимы (сыны) Израиля, ибо они названы сынами Вездесущего”. Потому что
на праотца нашего Авраама была возложена миссия: “…и благославятся тобой
все племена земные” (Берешит, 12, 2). Рав Кук говорил: “Я люблю каждого,
я не могу не любить каждого человека и каждый народ.” (Арафлей Тохар, 31).
Он никогда не культивировал ненависти к другим народам. Когда в газетах
выражались чувства ненависти к арабам, он категорически отмежевывался от
них. (Агрот хаРаийа 2, 56; 2, 67).
На самом деле есть два вида мира. Есть
мир тактический, эгоистический, неистинный. Известна притча: два человека
конфликтуют из-за одеяла пока не приходят к выводу, что делать этого не
надо. Каждый соображает: если проиграю – жалко, если выиграю – выйду из
столкновения побитым и пораненым. Значит стоит поделиться. Нет здесь идеала.
Поэтому как только один из них задремлет, другой стянет с него одеяло.
И все начнется с начала.
Мир, построенный на эгоизме и интересантстве,
когда каждая из сторон хочет проглотить другую, убить ее, стереть с лица
земли и захватить всю ее землю “мирным” путем, поскольку не удалось сделать
этого военным – это не прочный, не истинный мир. О нем сказали наши мудрецы:
“Всякое объединение, если оно во имя Небес, - долговечно, а если оно не
во имя Небес, - ему не устоять.” (Авот, 4, 14). Поскольку это объединение
во имя эгоизма, оно не продержится долго. Только если оно во имя Небес,
искреннего совместного желания, оно надолго (Олат Раийа 1, 257).
Не говорят: “Мир вам” в туалете, поскольку
“Мир” это одно из имен Святого, благословен Он. (Шабат, 10, 2). Но есть
и “мир туалета”, как объяснял наш учитель рав Кук, мир основанный на “приземленной
человеческой материальности”, на “внешнем загрязнении”. Этот мир обязательно
потерпит фиаско при столкновении со скалой самовлюбленности. (Эйн Айа,
Шабат, 13). Мы обязаны знать с кем и с чем имеем дело.
Когда-то, во время переговоров между Советским
Союзом и Соединенными Штатами о сокращении ядерных вооружений, у американского
министра обороны Мак-Намары спросили, действительно ли он верит обещанию
России прекратить производство этого вооружения на всей ее обширной территории.
В ответ Мак-Намара рассказал притчу об охотнике, который встретив в лесу
медведя сразу направил на него ружье. “Зачем это ты?”, спросил медведь.
“Я собираюсь убить тебя”, ответил охотник, “мне нужна шуба на зиму”. “Какое
совпадение”, сказал медведь, “а я хочу убить тебя, ведь я не ел уже три
дня. Поскольку у нас обоих требования разумны я предлагаю обсудить их без
предварительных условий и прийти к справедливому и устойчивому миру, принимая
во внимание легитимные интересы обеих сторон”. Предложение медведя показалось
охотнику приемлемым и “партнеры по переговорам” зашли в медвежью берлогу.
Некоторое время спустя из нее вышел только медведь. Все получилось очень
хорошо. Медведь получил еду. У “еды” была медвежья шуба на зиму. Действительно,
решение “справедливое и устойчивое”. Но это не мир, а циничное использование
мира для того чтобы сожрать “партнера”. Мы не за такой “мир”. Мы за мир
истинный, серьезный, долговременный.
Есть пацифисты, поборники мира, фантазеры,
считающие, что для наступления мира достаточно благих намерений, достаточно
поговорить о мире и он наступит. Нет! Для того чтобы наступил мир нужно
глубокие изменения в сущности человека, нужно чтобы в нем проснулась человечность.
В человеке присутствует образ Б-га, это
Б-жественная душа человека. Но есть у человека и животная душа, она прорывается
во взаимотношениях между человеком и другими людьми, между мужем и женой,
между родителями и детьми, между работадателями и работниками, между народами.
Каин убил Авеля потому что был склонен к насилию. Сказал ему Властелин
мира, не приму твоей жертвы – ты склонен к насилию. Пока ты не сделал дурного,
но дурное начало – в тебе, “…у входа грех лежит” (Берешит, 4, 7). Грех
может прорваться в любой момент – и он действительно прорвался. (Орот,
32). Причина войн – прорывающееся наружу животное начало в человеке. Совсем
не просто искоренить это зло. Писатель Толстой был приверженцем идеи непротивления
в ее крайней форме: на насилие не отвечать насилием, поскольку насилие
вызывает новое насилие. Его спросили: что делать если некто держит младенца
и собирается размозжить ему голову о скалу? Улыбнулся Толстой – такого
никогда не может быть! Он не увидел, что было в Катастрофу!!!
Наши пророки были реалистами. Они говорили
об идеале мира. Они, а не Бхагвадгита (древнеиндийский эпос – прим. перев.)
или кодекс Хамурапи, были первыми, кто говорил о нем. Но пророки знали,
что недостаточно говорить, надо изменить сущность человека. Это требует
времени. А что пока делать? Пока – злодеев, извергов рода человеческого
надо лишить оружия.
Чтобы принести мир в мир, “чтобы уничтожить
мечи - сыны Израиля должны опоясаться мечами” (Эйн Айя, Шабат, 6, 48).
Конечно, это не может считаться идеалом, это не мир, о котором мечтают
пацифисты. Мы считаем, в отличие от Ницше и Ранана, что воинственность
не может быть идеалом – она зло. Но пока необходимое зло. Наш учитель рав
Кук писал, что те кто на самом деле стремятся к справедливости и миру не
довольствуются речами – речи для злодеев это ничто. Злодеям нужны речи
о мире и беседы о мире чтобы под их прикрытием творить свое злодейство,
нападать на беззащитных людей по всему земному шару. Они поддерживают пацифистскую
наивность и используют ее в своих целях. Прекращение огня они понимают
в собственной интерпретации: мы – прекращение, они – огонь. Стоя на таких
позициях мы, разумеется, не поступаемся великим идеалом мира, мы лишь трезво
оцениваем скорость его достижения. Наши намерения неизменны, но понимаем
истинные причины, вызывающие конфликты. Примирение со злодеями провоцирует
войны.
Чемберлен, глава английского правительства,
столкнулся с проблемой территориальных претензий Гитлера, да будет стерто
его имя, который считал, что ему тесно в Германии, мало жисненного пространства,
Lebensraum,- раздел Чехословакии необходим
как воздух для дыхания. Чемберлен сказал: отдадим ему Чехословакию и избавимся
от новой мировой войны.
Состоялось международное совещание с участием
злодеев – немцев, итальянцев, помогавших им в злодействе, запуганных англичан
и французов, помогавших им пугаться. Решили передать Германии все территории
Чехословакии, где процент немецкого населения превышал 50%. Чехи обеспокоились:
это разрушит всю нашу систему безопасности. Гитлер силен и непредсказуем.
Мы будем оголены перед Германией. Немцы успокаивали: что за ерунда, ведь
наступит мир! Мы друзья! Полное умиротворение. Воистину преступная забывчивость.
Чемберлен, вернувшись в Англию, поднял на аэродроме руку с подписанным
соглашением и заявил: “Я привез мир”. На это заявление прореагировал Черчиль:
“Ты привез клочок бумаги”. (Игра слов:”peace” - “мир”, “piece” -
“клочок”). Спустя несколько месяцев немцывторглись в Чехословакию и легко
захватили ее. Англичане возмутились, но решили: мы пошли на столь значительные
уступки ради мира, уступим еще немного. Чем значительней уступки тем весомей
этот аргумент. В конце – концов англичане очутились на краю пропасти и
решили – хватит. И разразилась вторая мировая война.
Общее правило – уступки ради примирения со злодеем ведут к требованию
новых уступок. Это продолжается пока злодей не выходит на красную линию.
И тогда он объявляется виновным в развязывании войны. Нет. Наивный пацифист
– вот кто развязал войну. Если пацифист действительно любит мир, он должен
знать врага. Знать, что для реализации своего злодейства врагу хороши все
средства. Что надо было сделать чтобы узнать врага? Просто раскрыть глаза
и смотреть, прочистить уши и слушать!
Мы на самом деле любим мир. Не с сегодняшнего дня, а со времен нашего
праотца Авраама. Но наши соседи хотят войны. В школах они обучают ненависти,
в средствах массовой информации призывают к убийствам. Мы обучаем наших
детей и всю нацию только любви. И они обучают ненависти не с сегодняшнего
дня. Напоминает об этом Рамбам в Эграт Тейман, приводя стих царя Давида:
“Мирен я, но как заговорю – они к войне” (Псалмы, 120, 7). Если они хотят
доказать свое стремление к миру, пусть прежде всего попросят прощения.
Мы вернулись в нашу страну сто двадцать лет назад и не причинили зла ни
одному арабу, наоборот, делали им добро.
Они наполнили нашу землю сиротами и вдовами. Пусть сначала попросят
прощения! И выплатят компенсацию. Очень много ущерба они нам причинили!
Разрушали все, что могли, вызывали войны, стоившие миллиарды. После первой
мировой войны немцы оплатили компенсацию за все убытки в размере 132 миллиардов
золотых марок. И мы нуждаемся в деньгах для бедных, сирот, вдов. И еще
– верните нам награбленное! Страну, которую украли. Страну в границах ТАНАХ’а
– она наша! Вы пользовались нашими стадами чтобы нагло захватывать наши
земли. Возвратите все! Мы не против гостей неевреев. Но прежде вам должно
стать ясно – вся эта страна наша. Если вы не согласны – вы не за мир. Вы
лжецы! Вы лгали месяцами, годами!
А идущие у них на поводу евреи вовсе не сторонники истинного и постоянного
мира, мира который установится после освобождения человеческой души от
животного начала. А пока он не установился сторонники истинного мира требуют
разоружения всех соседей, как живущих среди нас, так и других. Сами мы
остаемся вооруженными, потому что используем оружие только для обороны.
Но тот, кто использует его для убийства, должен быть разоружен. В великий
зал вечного мира между всеми народами можно войти только через корридор,
где разоружают убийц.
“А вы – мир, и дома ваши – мир, и все ваше – мир.”
Перевод Б.Новака.