В последнее время кардиолог Исраэль Тамари обнаружил имя своего тестя раввина Шломо Горена, в прошлом главного раввина ЦАХАЛя, а затем главного раввина Израиля, в центре общественной бури вокруг "Изкор". Тамари, ведущий кардиолог больницы "Вольфсон", занимается святой работой по спасению жизней и известен большим чувством юмора. Но сейчас, при всем его чувстве юмора, он кипит.
"В сущности, рав Горен ничего не менял", - говорит его зять (женат на Дрорит – второй дочери рава) в их квартире в Гиватаиме. Всегда эта молитва начиналась словами "Да вспомнит Всевышний" и не ясно, кто принял в ЦАХАЛе "Изкор ам Исраэль" Берла Кацнельсона в память погибших в Тель-Хае. Когда рав Горен обнаружил изменение, он сказал: "Хевре, это должно быть: "Да вспомнит Всевышний!" – и поскольку у него был вес в армии, он смог убедить утвердить это в приказе генштаба".
- Но…
- Сейчас вдруг кто-то вспомнил об этом приказе, и тогда пошли к генерал-лейтенанту Бени Ганцу и сказали ему: "Есть приказ генштаба; надо говорить "Да вспомнит Всевышний", а не "Да вспомнит народ Израиля". Нач.генштаба прочитал и сказал: "Верно, это утверждено приказом генштаба и так должно оставаться". И тогда, как обычно, началось головокружение, потому что светским в кайф ругать религиозных, в основном, харедим. Вдруг, не по своей вине, через 17 лет после его смерти, начали ругать моего бедного тестя.
- Кто набросился на него?
- Вы не читали Нахума Барнеа в "Йедиот ахронот?" – Этот журналист - просто мох-паразит, прилипший к кедру. Он набросился из злобности и оболгал покойного рава Горена, который не может ответить ему.
- Как знавший его хорошо, как по-Вашему, раввин ответил бы на то, что Вы называете головокружением?
- Как человек, хорошо знавший его, я думаю, рав Горен указал бы на важность того, что молитва начинается словами "Да вспомнит Всевышний", и показал бы, что в продолжении молитвы упоминается еврейский народ. Не обязаны прислушиваться к тому, что я говорю. Послушайте, что сказал генерал-майор запаса Йорам Яир, чья дочь погибла в вертолетной аварии. Он, как известно, не религиозный человек, выступает за то, чтобы поминовение начиналось словами "Да вспомнит Всевышний". По его словам, он вообще не понимает о чем крик. Ведь в продолжении молитвы говорится "Изкор Исраэль ве-итбарех бе-зар'о". Если это уже есть в молитве, зачем второй раз?
И не только это. Есть тут еще что-то, что почему-то не вспомнили. Берл Кацнельсон написал свой "Изкор" о погибших в поселении Тель-Хай и перечислил там их имена. Когда говорят "Будет помнить еврейский народ своих сыновей и дочерей", то подразумеваются евреи, как это было в Тель-Хай. Напомню, что среди погибших солдат ЦАХАЛя позже были друзы, бедуины, черкесы и христиане. Так что их не надо помнить? А если начинать текст "Да вспомнит Бог", то все становится на место – ведь Бог у всех религий и все довольны. Я не понимаю, как нац.меньшинства на протестовали на протяжении лет по поводу этой ошибки.
Еще кое-что важное. Раввин Горен заботился о погибших солдатах ЦАХАЛя без связи с их религией и происхождением и делал все, чтобы каждый из них был похоронен на подходящем ему кладбище. Он рисковал своей жизнью во время раскопок у Суэцкого канала, когда искали трупы, или когда его высадили с вертолета в бушующее море для вытаскивания того, что осталось от погибших на эсминце "Эйлат". Ему было важно уважение к солдатам как к солдатам ЦАХАЛя, как живым, так и мертвым, т он обеспечивал религиозные нужд всех.
Д-р Тамари не успокаивается.
- Чем им так мешает "Да вспомнит Всевышний"?! – удивляется он. – "Чем им мешает Бог? Ведь мы евреи и, как говаривал рав, Тора – это наша купчая на Эрец Исраэль. Как-то в разговоре с президентом Картером, известным мерзавцем, тот спросил его: "Зачем вам нужна именно Земля Израиля?" Когда рав ответил, что в Библии написано, что Земля Израиля дана еврейскому народу, тому нечего было сказать".
"Каждый может проводить свою частную церемонию, как он хочет, но когда есть у нас еврейское государство, как сказал в свое время Герцль и как просит Нетаниягу признания у "палестинцев", тексты должны быть еврейскими и государственными", - добавляет д-р Тамари. – "Так и в синагогах, когда говорят "Изкор", если кто-то попытается изменить формулировку, спросят того, не свихнулся ли он. Ведь текст "Да вспомнит Всевышний" – это еврейское молитвенное выражение с 12-го века".
Нет другого такого, как рав Горен
- Спустя 17 лет после кончины Вашего тестя, продолжается ли его духовное наследие или оно отодвинуто в сторону?
- У рава Горена были 3 движущих принципа: любовь к Земле Израиля, Торе и еврейскому народу, и армия обладала у него святостью. Он видел в воссоздании еврейского государства "решит цмихат Геулатейну" (начало нашего Освобождения). Многие, в основном вязаные кипы, идут по его пути в преданности к Эрец Исраэль, Торе в службе в армии. Нет сейчас такого выдающегося лидера. Если бы он был жив сегодня, то с вероятностью 99% не было бы изгнания из Гуш Катифа. Арик (Шарон) прислушался бы к нему. Ведь он был его хорошим другом, как и Рабин и Мота Гур. Они были на всех наших весельях и Лея Рабин сказала, что если бы рав Горен не умер бы раньше, то ее муж не был бы убит.
По поводу Вашего вопроса – я не раз ездил с ним в светские кибуцы. Он говорил им: заповеди между людьми вы выполняете, заповеди по отношению к Эрец Исраэль вы выполняете служа в армии, что касается заповедей по отношению к Всевышнему, мы еще поговорим об этом, даже если у вас есть проблема с Всевышним, Благословен Он. В отличие от них, мы, вязаные кипы, выполняем все 3 заповеди. Это его наследие.
- А помимо вязаных кип?
- Рав как-то сказал мне, что теперь есть больше едящих кошерное и больше едящих трефное. Это трещина в израильском обществе, в которой есть много ненависти. Евреи любят ругаться и из-за этого был разрушен Второй Храм. Не хватает рава Горена. Нет другого такого.
- Приведите пример его особенности.
- Есть история времен Шестидневной войны, от которой осталась радиозапись, касающаяся рава. Когда десантники прорвались в Старый Город через Львиные ворота, слышно в радиопереговорах, как кричат ему прижаться к стене и одеть каску, он ответил: "Я не спрашиваю вас!" и вошел в парадной форме со свитком Торы и шофаром. Годы спустя после того, как он шел посреди улицы под обстрелом, я спросил его, не боялся ли он. "Я не шел там – парил!" – ответил он и рассказал, что чувствовал подъем, как будто вошел в Храм.
- Если Вы вспоминаете происходившее в то время, то, возможно, отреагируете на текст в "Википедии". Это, наверняка, одна из глупостей там, что он предложил взорвать "аль-Аксу".
- Абсолютно. Когда генерал Мота Ход, тогдашний командующий ВВС, пришел на "шива", он рассказал, что рав сказал со смехом, что самолет может иногда "случайно" сбросить бомбу и добавил: "Хорошо, что этого не случилось. Вы представляете сколько миллиардов нам надо было бы собирать у евреев в мире, чтобы отстроить мечеть".
- Как он отреагировал бы на харедизацию армии сейчас?
- Тогда в армии почти не было черных кип. (прим.перев. – в 60-е годы была харедимная бригада) Только вязаные кипы. Сейчас нет раввинов, как он. Нет такого, как он, в религиозном сионизме.
Когда его спросили, что можно, а что нельзя делать на подводной лодке в Шабат, он спустился под воду на подводной лодке и изучил вопрос. В 50-е годы, когда он потребовал кашрута в десантной бригаде, ему сказали, что нет религиозных десантников. "Так я буду первым", - сказал он и прыгнул с парашютом. "Сейчас есть у вас религиозный десантник", - сказал он Даяну и Арику и откошеровал все кухни десантников. Он действовал по принципу "За мной!" и шел первым.
- Еще какое-нибудь воспоминание о нем…
- Мы гуляли по улице после подписания соглашений Осло, когда его здоровье ухудшилось. "Я скажу тебе, почему я болен", - сказал он мне вдруг. – "Эти соглашения режут мне сердце". Таким был рав Горен.
("Макор ришон" 24.06.11)
Перевел Яков Халфин
МАОФ