Было жарко в понедельник, но все же я строго оделся, повесил жакет на вешалку в автомашине и выехал на насыщенный рабочими встречами день, высшей точкой которого должна была быть вечером того дня встреча с Гленном Беком, которую тот организовал для небольшой группы на частной квартире в Иерусалиме.
Бек считается сегодня – и в значительной мере справедливо – самым удачным пропагандистом Израиля вообще и израильских правых, в частности. Когда видишь американца в галстуке, знающего, упрямого и влиятельного, притягивающего к экранам миллионы американских телезрителей своими объяснениями (от которых уже разочаровались израильские правые) – чувствуешь большую радость и гордость. Гленн Бек, несомненно, большой сторонник Израиля, и когда получают бесплатно такое пропагандистское достояние, не спешат тщательно проверять его цели. Бек не действует как христианский миссионер и не создает тут благотворительные организации. Он очень популярный теле- и радиоведущий, занимается разъяснительной работой – что может быть лучше этого?
Но в полдень того дня я услышал по радио речь Бека на комиссии Кнессета по алие. Квинтэссенцией его выступления была необходимость возвращения к политике говорить правду обществу. Он призвал своих слушателей явиться на международное мероприятие в поддержку Израиля, которое он организовывает у подножия южной стены Храмовой Горы. Перед окончанием своего выступления он процитировал Книгу Рут. "Я призываю вас присоединиться к нам", - сказал он. – "Твой народ – мой народ и твой Бог – мой Бог".
Я должен признаться: когда приятный гой начинает цитировать ТАНАХ, я становлюсь подозрительным. Дело не только в истории, полной антисемитизма, развившей особую генетическую мутацию в еврейском характере и особую чувствительность ко всему, от чего отдает запахом христианства. Это также личный опыт общения с иностранными сторонниками Израиля и поселенчества, которые старались скрыть христианский подтекст.
Поскольку Гленн Бек не находится в процессе гиюра, невозможно было понять эту цитату из Книги Рут в ее первоначальном смысле: "Я присоединяюсь к вам". Настоящий смысл его слов, как видно, был: "Я заменяю вас собой".
Быстрый просмотр выступлений Гленна Бека не перед израильской публикой и несложная проверка в Интернете его биографии показывает, что речь идет о практикующем христианине, мормоне, действующем из очень глубокой религиозной веры. Бек воодушевился в прямом эфире от Храмовой Горы и объяснил своим слушателям театральным жестом, как в этом месте перевернул Джезус столы еврейских менял, обслуживавших паломников, шедших в Храм. (прим.перев. – каждый еврей, совершавший паломничество в Иерусалим, жертвовал Храму монету в полшекеля. Поскольку за границей таких монет не было, более того – там были монеты с изображениями различных царей или животных – паломники обменивали эти монеты в Иерусалиме. Разумеется, на Храмовой Горе никаких менял не было – это христианская сказка) Он забыл указать, что этим действием "тот человек" создал один из самых ярких христианских антисемитских мифов. Разумеется, его слушатели – сторонники Республиканской партии – не понимают, что так были рождены основы коммунизма, видящего в частном капитале квинтэссенцию зла.
Проблема не в вере Гленна Бека. Проблема в том, что верная идеологическая общественность придала им "удостоверение кошерности". В галахическом плане нет разницы между Западной стеной и Южной стеной, где запланировано большое мероприятие, - обе – стены Храмовой горы Всевышнего. Позволили ли бы вы христианской компании распространить ее "благую весть" у Западной стены?
Нет сомнения, что речь идет о хорошем человеке, верящем в то, что он делает. Но все лидеры правых и религиозных, благоприятствующие ему, невольно оказывают поддержку очень рафинированной и сердечной разновидности современного крестового похода.
Пока Гленн Бек и его друзья, симпатизирующие Израилю оттуда, понимают, что "твой народ – это твой народ, а мой народ – это мой народ", понимают, что "твой Бог – это твой Бог, а мой Бог – это мой Бог", - все в порядке и правильно и важно сотрудничать с ними. Но когда все более выясняющаяся цель заключается в том, что есть христианская вера видящая себя "новым Израилем", заменяющим "согрешивший Израиль", вера, которая хочет привести сюда волны христианских эмигрантов (буквально так) и использовать еврейское возрождение как трамплин для христианского возрождения – в этот момент я почувствовал, что надо остановиться, не являться на встречу и не добавлять этому легитимации со стороны Манхигут йегудит. Я решил отказаться от участия в встрече.
Храмовая Гора – не христианское место. Разумеется, и не мусульманское. Гленн Бек много говорит об обязанности сказать правду – поэтому давайте скажем правду. Храмовая Гора – это место Святыни евреев и только евреев. Все неевреи, понимающие это, могут приходить туда (поднимаясь до определенного места) и молиться Создателю Вселенной, Богу Авраама, Ицхака и Яакова. У Эсава и Ишмаэля есть свои святые места – поэтому пусть уберут руки от святынь Израиля. Уважайте наш исключительный суверенитет на Иерусалим, включая религиозный суверенитет, как мы уважаем ваш духовный суверенитет в ваших странах.
В тот день жакет остался в автомашине.
("Макор ришон" 15.05.11)
Перевел Моше Борухович
МАОФ