Кролики и недвижимость
Бен-Каспит, ведущий журналист, основным талантом которого является его решительность, установил на этой неделе в газете «Маарив», что это поселенцы виноваты в жилищном кризисе. Это напомнило мне старый анекдот времён русско-японской войны про раввина, едущего в поезде. Напротив него сидит христианский поп, который высказывает своё мнение, что это евреи виноваты в поражении России. Раввин ему говорит: «Нет, это кролики виноваты!»
Поп вопрошает: «Но почему кролики?»
На что раввин отвечает: «А почему вдруг евреи?»
Свадьбы и государство
Главный шум этого лета – это арабские свадьбы в деревнях Иудеи и Самарии. Мощные динимики транслирует арабскую музыку до предутренних часов, а залпы салютов взрываются в темпе Сталинградской битвы. Попросту земля трясется… Гилеад Эрдан (министр экологии) не имеет никакой возможности как-то повлиять на это явление – ведь большая их часть происходит за пределами территории его полномочий, а его коллега палестинский министр, судя по всему, глухой. Трудно поверить, что палестинцы со здоровыми ушами в состоянии выдержать такое до часу-двух ночи. Весьма сомнительно, останутся ли там у кого-нибудь уши здоровыми к концу лета.
Встретив в гримёрной ТВ Зийад Абу-Зийада, я спросил его, чем кончится весь этот балаган со свадьбами. Абу Зийад тяжело вздохнул. Он живёт в Азарии, на окраине Иерусалима, и там тоже эти оглушительно галдящие свадьбы – столь тяжело переносимы. Каждую неделю он получает два-три приглашения. Все сейчас женятся – ведь вот-вот наступает Рамадан, когда веселье прекращается.
«Интересно, откуда у них столько ракетниц для салютов?» - спрашивает он меня.
«Да оттуда же, откуда все прочие боеприпасы», - подумалось мне, но я не хотел портить атмосферу, поэтому только ответил, что, вероятно, волна шумных свадеб – это как раз хороший знак. Когда люди женятся, у них нет времени воевать.
Морщины на лбу Абу-Зийада встали в виде знака вопроса: «Война? Что за война?»
«Сентябрь, - отвечаю я, - сентябрь».
«Да ничего не случится в сентябре, - презрительно выдохнул он, - ничего».
«Но все говорят, что если вы проведете в ООН решение о провозглашении палестинского государства, и Израиль не признает его, то разразится мощная интифада».
«Чушь-ерунда… По моему мнению, уже никакого палестинского государства не будет. Эта тема закрыта».
«Так что же будет?»
«Одно государство между Иорданом и морем. В конце концов, демография сделает своё дело, и вы будете вариться в соку оккупации и расизма, самоликвидируетесь».
«Так с чего это Абу-Мазен всё-таки упёрся и желает идти в ООН, чтобы просить там двух государств?»
«Я знаю?.. Он думает так, я думаю иначе. А что, у вас все думают одинаково?»
Я хотел разъяснить ему, что я как раз за одно государство между Иорданом и морем, но тут позвали его в студию. Там, перед камерами, он говорил, что ещё не иссякла надежда на создание Палестины с помощью ООН. Но ведь и еврейские политики обычно говорят одно в гримёрной, и совсем другое - в студии, так что я не мог предъявить ему претензии. Потом я обнаружил интервью с ним на Втором канале летом 2005 года, где он выразил ожидание, что размежевание с Газой приведёт к приходу ХАМАСа к власти. Другими словами, он обладает предвидением в том, что связано в палестинцами. Если он сейчас предполагает, что не будет палестинского государства в границах 1967 года, значит шансы на то, что оно будет создано, исчезающее малы.
Всеохватывающий опрос Стенли Гринберга, проведённый на прошлой неделе, утверждает, что 61% палестинцев против раздела страны, таким образом Абу-Зийад не одинок. Они верят и надеются, что в конечном итоге тут будет только одно государство, разумеется, арабское государство. Но есть ли основания для этой надежды? С чего вдруг! Абу-Зийад разбирается в палестинцах, но не в евреях. Если сравнивать теперешнюю демографическую ситуацию с той, что существовала во времена основания Петах-Тиквы, то есть основания для оптимизма. Тогда арабы были в стране подавляющим большинством, сейчас же таким большинством являемся мы, евреи. Беда в том, что палестинцы склонны к восприятию риторики наших леваков, и в конечном итоге они начинают верить в неё. Они не говорили о палестинском государстве, пока Ури Авнери не начал вещать, они потребовали замораживания строительства в поселениях только после того, как «Шалом-Ахшав» потребовала этого. Основательная проверка в архиве выявит, что и идея сентября идет от евреев, не говоря уже об истерическом запугивании двунациональным государством. Если я не ошибаюсь, и свадебные салюты - еврейская придумка.
Прорванное заграждение
Решительным дамочкам из «Watch» на сей раз удалось, сверх всяких ожиданий, добиться желаемого. После того, как в Иудее и Самарии сняли сотни блок-постов, на прошлой неделе им удалось свалить в несколько раз более ужасную преграду. Впервые с момента изобретения кино не левацкий фильм о ситуации на территориях удостоился премии на кинофестивале в Иерусалиме, фильм о проблемной деятельности дамочек из «Махсом-Watch» (прим.перев. – левацкая организация, чьи представительницы посещают КПП и мешают солдатам проверять арабов).
Счастливый режиссёр, Голан Рейз, молодой, речистый, в шапке с козырьком, выпускник киноколледжа "Маале", год назад он потряс души аполитичным фильмом об угасающей кибуцной идее «Заседание за завтраком». А теперь он набрался смелости погрузить свою камеру в болото арабо-еврейского конфликта. Его новый фильм «Блок-посты» может быть использован для отличного разъяснения израильской правоты.
Это весьма изобретательное произведение, каким и должен быть хороший политический фильм. Без грубой пропаганды или навязываемых выводов. До последней минуты зритель может плутать между добром и злом, не понятно, кто более морален – дамочка из «Watch», пытающаяся провезти через блок-пост завывающий и мигающий палестинский амбуланс, или солдаты, получившие приказ из штаба бригады не пропускать транспортные средства. На определённом этапе выясняется, что командир блок-поста - ближайший родственник этой дамы. И тогда политический спор переходит на драматические рельсы. «Они придурки, - подстрекает она его против его командиров, - а ты никогда не будешь, как они, я тебя знаю!» - «Нет, ты меня не знаешь», - ошеломляет он ее. А тем временем обостряется положение девочки в амбулансе. Солдаты выглядят этакими солдафонами. Но под конец офицер всё-таки сломался, и блок-пост открыт. Спустя считанные секунды происходит трагедия. Конец.
Актриса Орли Зильбершац, из тех, что бойкотировали Ариэль, прочла сценарий и отказалась участвовать в фильме. При показе фильма на экране фестиваля неделю назад после зажигания света стояла тишина. Не было ни аплодисментов, ни освистывания. Поэтому было приятной неожиданностью, когда оказалось, что фильм удостоился первого места в категории студенческих фильмов (премия – 20 тысяч шекелей). Аргументы жюри – фильму удалось "искусно реализовать заложенные в нем сложности. Крупные темы сконцентрированы на малом пространстве блок-поста в Иудее и Самарии, и итог трагичен». На самом деле, дело не так уж трагично. Голан Рейз и его друзья сделали проеврейский фильм и получили премию. Хотелось бы, чтобы и другие выпускники этой школы Маале пошли по его стопам.
Яффо-экспресс
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Благодаря большой задержке начала эксплуатации иерусалимского трамвая она начнётся к 150-й годовщине улицы Яффо. В 1861 году турки начали мостить улицу, в 1869г. её модернизировали, превратив главную (столбовую) дорогу в городскую улицу к приезду императора Франца-Йосефа. Выкупатель земель Йегошуа Елин, один из семи основателей Нахлат а-Шива (квартал в Иерусалиме), писал в своих воспоминаниях, что тогда «был получен строгий приказ из Константинополя всемерно ускорить завершение работ по случаю прибытия в Иерусалим австрийского императора на празднование открытия Суэцкого канала».
Улица Яффо последние два года напоминала канал Блаумильх (прим.перев. - из рассказа Эфраима Кишона, который всем рекомендуется почитать, чтобы усвоить, что такое власть МАПАЙ), но зато сейчас она уже после большой операции. Кто там давно не бывал, замрёт и задержит дыхание. Заброшенная улица в центре столицы пережила всестороннюю пластическую операцию. Трудно сказать, что она помолодела, поскольку идея была восстановить ее прежний вид, но, конечно же, она стала краше. Тротуары исчезли, новое дорожное покрытие сменило асфальт, автомашинам нет въезда. А посередине уже туда-сюда снуют яркие трамваи. Как жаль, что Тедди Колек не увидел этого.
В одной из газет жаловались, что у трамвая возьмёт полтора часа пробег от горы Герцля до Писгат-Зеэва, но это, ясное дело, демагогия. И Всеизраильское шоссе удостоилось столь же кислого приёма. Зато ныне невозможно себе представить жизнь без него. После того, как система светофоров будет приведена в соответствие с новинкой, только вертолёт и сможет конкурировать с трамваем. Немного терпения, и это заработает. Мечта поколений – уже на пороге своей материализации. Всё, что теперь осталось сделать Ниру Баркату – это мобилизовать ещё пять-шесть уборщиков и хорошенько вычистить участок между рынком Махане-Йегуда и площадью Сафра. Там осталась грязь ещё со времён императора Франца-Йосефа.
Цитата
"В современной ситуации бойкот – это излишнее и анахронистское средство, вся цель которого – служить интересантам из харедим, чтобы шантажировать общественных деятелей и заставить их изменить решения, не нравящиеся раввинам… Государство, стремящееся к тому, чтобы в нем исполнялись законы, не может пройти мимо этого… Поэтому надо искоренить такое презренное явление, как бойкоты, путем законодательства" (из законопроекта 90-х годов Офира Пинеса-Паза и представителей Шинуя).
(«Макор ришон» 22.07.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ