Maof

Tuesday
Apr 16th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Недельная глава

"И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, каждого с братом его и с пришельцем его" (Дварим 1:16)

Справедливый суд. Почему
необходима детализация: "каждого с братом его и с пришельцем его". Неужели справедливость различна в отношениях между евреями и между неевреями?

Ответ заключается в том, что справедливость, являющаяся реализацией истины, не может произойти из лжи. Отношения в семье отличаются от отношений вне семьи. Мир был создан разделением (между светом и тьмой, сушей и водой, евреями и неевреями). Тот, кто стирает отдельную идентификацию, и якобы относится ко всем людям как к равным в любом месте в любой ситуации – теряет связь с действительностью и
не способен судить справедливо. У евреев нет полностью равных прав вне их Страны. Нет у них права на национальное самоопределение в США и не должно быть такого права. И наоборот. БАГАЦ, которым движет левоэкстремистская идеология, пытается стереть все различия и хочет, чтобы все утратили свою идентификацию. Такое стирание  с необходимостью ведет к утрате еврейского суверенитета в Эрец Исраэль.

*

Сообщение "Манхигут йегудит" для прессы

БАГАЦ, по иску "Шалом-ахшав", принял решение снести поселок Мигрон и выселить живущих в нем евреев.

В Мигроне нет арабской земельной собственности. Решение БАГАЦа следует из мировоззрения, отрицающего права евреев в Стране Израиля только потому, что они евреи. Так же и базовые права жителей Ицхара отрицаются ШАБАКом и командующим Центральным округом Мизрахи только потому, что жители Ицхара - евреи. Мировоззрение БАГАЦа не признает естественных прав евреев на Родине их праотцев.

Если правительство Нетаниягу не будет действовать решительно для отмены решения о разрушении Мигрона и отмене изгнания жителей из собственных домов в Ицхаре, то такое правительство потеряет свое право на существование.

Важный законопроект

Депутаты Ави Дихтер из Кадимы и Зеэв Элькин из Ликуда подали важный законопроект: Основной закон "Национальное государство еврейского народа". Мы приветствуем депутатов Дихтера и Элькина за их инициативу и видим в этом важный шаг к реализации еврейского государства.

*


Социальный протест

 

Страна бурлит. Протестуют врачи и анархисты, бездомные и имеющие несколько квартир, учителя и таксисты. Вместе спутаны и настоящий протест и фальшивый, и искреннее возмущение и умело сфабрикованное.  Все это сбивает с толку правительство.

Трудно различить между правдой и выдумкой. Потому что, с одной стороны, все мы чувствуем проблему. Если вы (или ваши дети) ищете нормальное жилье, то вам требуется более 120 средних зарплат, чтобы купить приемлемую квартиру на приемлемом расстоянии от мест работы в центре Страны. Наши родители в 50-60-х годах должны были заплатить за свои квартиры половину от этой суммы. Тогда люди работали по 8 часов в день, возвращались домой, когда дети еще не спали, и могли прожить на свою зарплату.

Кто сегодня работает по 8 часов в день? И кто может отложить агору в конце месяца? Если кормить детей только порцией фалафеля (10 шек за порцию) три раза в день, то для семьи с пятью детьми выходит уже 4500 шек. в месяц. И это не считая молока, яиц, мяса, оплаты поездок, образования, жилья… Нет сомнения – проблема цен действительно существует.

С другой стороны, все мы чувствуем экономический расцвет. Невозможно сказать, что это удел только богатых. Кафе полны. Множество израильтян съездили летом за границу. Наши дороги заполняют новые автомобили.

Как объяснить эти противоречивые данные?

 

Давайте начнем разделим проблему на несколько уровней и будем постепенно снимать их, как слои с луковицы.

 

Фальшивые лидеры протеста

 

Во-первых, снимем внешнюю кожуру – кожуру "руководителей" протеста. Очевидно, в ультралевых кругах поняли, что в прямом идеологическом противостоянии с правыми у левых нет шансов победить. И они избрали изощренную тактику соединения их идеологической повестки дня с настоящими проблемами и попытались направить протест на подрыв власти. Финансовая поддержка со стороны врагов Израиля через Новый Израильский Фонд вместе со щедрым вниманием со стороны СМИ наполнили ветром паруса этих анархистов, которые выдают себя за истинных лидеров улицы. Вначале протестующие их поддерживали, но через несколько дней, когда от лидеров потребовали логично сформулировать их требования, общественность поняла, с кем имеет дело.

 

Хорошо нам или плохо?

 

Следующий слой: мы должны определить каково положение в стране: хорошо нам или плохо? Израиль в отличной экономической ситуации – это показывают все показатели. Объективно граждане в хорошем экономическом положении, но угнетенное состояние духа – настоящее. Есть отрасли, в которых нет конкуренции, и это подняло в этих отраслях цены до небес. Жилищная проблема – это следствие почти абсолютной монополии государства на 93% земельных участков, а также следствия замораживания строительства в поселениях. Поразительный факт, не удостаивающийся рекламы, - что большинство земельных участков, выставляющихся на конкурсы для строительных проектов, - относятся к оставшимся 7%, то есть к частным землям. Т.е. у государства есть интерес не выставлять на конкурс принадлежащие ему участки и зарабатывать на росте цен на землю. Значительная часть цены новых квартир – это цена за землю. Так бездомные превратились в курицу, несущую золотые яйца в казну государства. Так же и высокие цены на продукты питания – следствие тайных и явных монополий. Открытие рынка для свободного импорта резко снизит цены на продукты.

Но это только еще один слой. Чтобы обнаружить настоящие корни проблемы, надо применить к ситуации не только одни экономические мерки.

Первое, что мы используем, это индекс равенства. Есть объективные и субъективные подходы. В другие времена никто не выражал бы недовольства нынешней ситуацией. Но сегодня сравнивают квартиру не с палаткой или бараком, в которых жили раньше, а с виллой. Неравенство создает недовольство, которое выплескивается на улицу. Недовольство усиливается увеличивающейся разницей в зарплатах. Жить на 5000 шек. в месяц – это одно. Жить так, когда в той же компании зарабатывают в 10 раз больше – это совсем другое дело.

Еще один подход – степень свободы. Когда Вы работаете 14 часов в день и не уверены, что это поможет вам сохранить Ваше рабочее место, то уже не так важно сколько Вы зарабатываете. Так или иначе, Вы не свободны – Вы современный раб.

Эти два мерила – равенства и свободы – в сущности, находятся в наших руках. Мы решаем, какова наша модель для подражания. Мы также решаем, на сколько мы готовы отказаться от нашей свободы, чтобы достигнуть уровня жизни по той модели, которую мы выбрали для подражания. Простыми словами можно сказать, что "социальный" протест – это в значительной степени протест против нас самих и наших решений.

 

«Пережитки социализма»

 

Но все далеко не так просто. Человек – социальное существо. Лишь немногие способны жить по своим независимым правилам, находясь внутри общества, которое избрало себе совсем другие мерки. Проблема в самом деле общественная и – в своей основе – это идеологическая проблема. Государство Израиль родилось в колыбели социализма. Почти до середины 80-х годов воспитывались в воровской социалистической культуре. Граждане привыкли прятать свои деньги ("ПАКАМ балата" – "вклад под плиты пола") и стыдиться своего материального успеха. Создалась культура ленивой работы, при которой связи в истеблишменте гораздо важнее инициативности, энергичности, образования. Дефицит, инфляция, безработица, ВНП на душу населения – все эти показатели реагировали соответственно и государство Израиль было государством на костылях…

Падение коммунистического блока подняло значение свободного капитализма и привело в Израиль огромный человеческий капитал, состоящий из энергичных и образованных граждан. Появилась независимая отрасль хай-тека, подходящая еврейским мозгам и позволяющая продавать израильскую продукцию во всем мире. Так Израиль превратился в настоящую державу высоких технологий. Сегодня, например, Израиль экспортирует в США уже на треть больше чем импорт оттуда (импортирует в основном оружие). Но, в то время, как у израильского хай-тека в мире нет замены, у американского оружия – есть (такое оружие можно производить самим или покупать в другом месте). Свалившееся на нас богатство не нашло в израильском обществе культуры веры и милосердия, которые смягчили и обуздали бы неравенство, а главное – придали бы цель полученной нами энергии. Поэтому за взлетом пришло падение, что привело к социальному протесту, который мы наблюдаем.

 

Свобода от независимости

 

"Где нет Откровения (хазон), развратится народ" (Притчи, 29) Без соответствующей культуры экономический расцвет обернется своей противоположностью. Когда люди скрывали свои деньги из опасения быть ограбленным истеблишментом под флагом социализма, то было предосудительно, но служило плодородной почвой для скромности и удовлетворения малым. Энергичное движение маятника к противоположному полюсу раздавило эти положительные элементы. Израильский капитализм кроме частично свободного рынка взрастил так же и культуру хвастовства и показухи. Люди начали тратить больше, чем у них есть. Если раньше стыдились того, что у них было, то теперь стыдятся того, что у них нет.

Израильское общество оказалось в плену идеологии, которая под густой дымовой завесой свободы отнимала у человека независимость.

Легко запутаться в ивритских терминах, обозначающих свободу: хофеш и херут. По своей сути они противоречат друг другу. Херут – это принятие на себя ответственности, хофеш – это сбрасывание ответственности. В культуре, развившейся вместе с новыми для Израиля элементами капитализма, в самом деле была заметна "свинская свобода" ("хофеш хазири"). Израильтяне усвоили правило: "Хватай, сколько можешь, и избегай любой ответственности, кроме ответственности за себя – да и ту неси с трудом…".

Отказывающаяся от ответственности культура "хофеш" привела к утрате независимости. Сбрасывая всю ответственность на государство, мы предпочитаем получать все больше благ в обмен на нашу независимость. "Пусть государство возьмет на себя полную ответственность за наших детей", - потребовала на прошлой неделе одна из руководительниц "палаточного протеста".

Утрата независимости привела к серьезному ухудшению в вопросе прав человека. Так, например, стало очень грубым отношение полиции к демонстрантам. Полицейские в масках – явная характеристика тоталитарных режимов, чего не было здесь раньше.  Полицейские в черной форме уже не стражи порядка, а "бойцы". Кто же их враг?

Массовое подслушивание телефонных разговоров граждан стало чем-то обыденным. В Кнессете в первом чтении прошел "биометрический закон", призванный, в сущности, пометить граждан, как откармливаемых на убой каплунов. Правда он не так уж много меняет - при современной технологии, давшей нам возможность посылать СМС и налаживать связь из любого места с любым местом, мы и так стали легко "просматриваемыми". Кто согласится отказаться от всей этой свободы (хофеш) в обмен на абстрактную независимость (херут).

Независимость – это нечто ускользающее. Так легко ее потерять, даже не заметив этого. Поэтому в палатках на бульваре Ротшильд затрудняются сформулировать требования. Люди уже не понимают, чего они хотят на самом деле. Каждый хочет жить хорошо, но не может быть полноценной жизни без независимости.

Многое из книги "1984" Оруэлла применимо сегодня к Израилю. Но даже Оруэлл не представлял себе культурную диктатуру без диктатора, потерю независимости при экономическом расцвете как результат культурного процесса, инициированного нами самими.

В этой культуре главный смысл придается потреблению. Поздно вечером после рабочего дня (который гораздо больше 8 часов) семья идет отдыхать с детьми в торговый центр. Это единственное время, когда они могут побыть с детьми, и они идут потратить деньги, которые они заработали в обмен на независимость. Потратить на другие материальные индексы успеха, которые навязывает им культура потребления. При такой ситуации - мы все рабы.

А чтобы у вас не было иллюзий: и "финансовый магнат", владелец торгового центра, находится в том же болоте. И он раб не в меньшей степени, чем бабочки, попавшие в сеть, натянутую между прилавками. И он находится в непрерывном и невозможном состязании и порабощен системой и потребительской культурой, как и любой из его клиентов.

 

Еврейский «треугольник»

 

Сейчас пришло время вернуть обратно того ребенка, которого мы, израильтяне, выплеснули из ванны вместе с грязной водой социализма.

Социализм – это изощренная разновидность грабежа. Тот, кто полагает, что можно грабить богатого, потому что "у него много", должен понимать, что когда исчезает моральный заслон, то грабеж не останавливается на том или ином человеке. Быстро стирается богатая прослойка, и система переходит на грабеж следующего социального слоя. Очень быстро это коснется каждого, думающего сейчас, что на этом этапе он только выиграет от дележа добычи. И когда система доходит до своего логического конца, она начинает отбирать у вас гораздо большее, чем деньги. Ведь тот, кому разрешено присвоить имущество другого, позволяет себе в итоге отобрать и его жизнь. Право частной собственности – это не излишество, оно отличительная особенность людей. Это одна из базовых вещей, отличающих человека (которого нельзя убивать) от животного, которого можно зарезать. Все последовательно социалистические режимы привели в итоге к массовым убийствам. Херут (свобода) – это основа человеческой жизни, и потеря независимости предвещает утрату жизни. Нет другой разумной экономической системы, кроме свободной экономики. Проблема не в ней, а в культуре общества. Не капитализм отобрал независимость у человека, а та вульгарная культура, которую навязывают телепередачи, вроде развлекательной программы «Большой Брат».

Солидарность, милосердие, скромность, личный пример, уважение к ближнему, воспитание – как поднять культуру, ценящую все эти достоинства и помогающую использовать во благо свалившееся на нас материальное богатство?

У нас нет другой культуры, кроме еврейской. Израильская социо-экономическая система должна стать чем-то вроде треугольника, в основе которого лежит капиталистическая независимость, а ребра его составляют еврейская вера и еврейское милосердие (хесед). Там, внутри этого треугольника, находится ответ на проблемы, вырвавшиеся наружу этим летом.


Перевел Яков Халфин
МАОФ