Maof

Saturday
Sep 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Одним из самых больших препятствий для достижения Израилем любого урегулирования со своими соседями являются беженцы 1948 года и их потомки, проживающие ныне в 59 лагерях беженцев в Иудее и Самарии, а также в секторе Газы, в Ливане, Сирии и Иордании. Эти беженцы являются следствием кровопролитной войны, которая велась в Стране между евреями, стремящимися создать своё государство на земле праотцев, и арабами, которые находились тут и противились этому. В этой войне арабам помогали армии сопредельных арабских стран, напавших на Израиль в целью его уничтожить.

Число арабских беженцев, бежавших тогда из Страны, колеблется между 580 и 650 тысячами человек. На сегодня число обитателей лагерей беженцев более 8 миллионов, из них официально зарегистрированы как беженцы около 4.8 миллионов. Регистрацию беженцев проводит организация UNWRA, агентство по вопросам продовольствия и занятости палестинских беженцев войны 1948 года, с явным намерением законсервировать статус беженцев (ещё бы! Такая кормушка для чиновников агентства, почему бы ей не превратиться в постоянную! – прим.перев.).

Грех

Среди тех, кто виновны в проблеме беженцев, в первую очередь арабские страны и ООН, Самыми худшими были и остаются арабы, использующие по сей день своих братьев, арабских беженцев, и их страдания, в качестве политического орудия против Израиля. Чтобы воспрепятствовать решению проблемы беженцев, арабские страны оставили их в таком приниженном положении – как с точки зрения статуса, так и с точки зрения предоставляемых им услуг.

В Ливане Конституция постановляет, что палестинские беженцы никогда не получат ливанского гражданства. Кроме того, ливанский закон включает список из нескольких десятков профессий, в которых палестинским беженцам запрещено работать. Ливанские власти не позволяют беженцам вносить стройматериалы в лагеря, чтобы они там не строили постоянных зданий, при этом часть лагерей уже стали районами городов, разросшихся в их направлении. Например, Сабра, Шатила и Бурейдж аль-Браджана давно превратились в части Бейрута. Вместе с тем, важно отметить, что все лагеря беженцев были созданы рядом с городами, чтобы их жители могли использовать беженцев на черных работах за мизерную плату.

Львиная доля беженцев-48 приехали из стран, окружающих Израиль, и переехали в Эрец Исраэль во времена мандата только и исключительно ради работы в еврейских поселениях, возникших начиная с последней четверти 19-го столетия – в Петах-Тикве, Ришон ле-Ционе, Зихрон-Яакове, Нес-Ционе, Реховоте, Рош-Пине, - а также в городах типа Хайфы и Тель-Авива. О том, что они прибыли в Израиль из сопредельных стран, говорят по сей день их имена: аль-Ираки, аль-Мацри, аль-Хорани (из Южной Сирии, привезены в 30-е годы для работы в хайфском порту), а-Цурани (из Цура в Ливане), а-Цидави (из Цидона), а-Трабелси (из Триполи на севере Ливана), а-Заркаи (из Зарки, что в Иордании), аль-Файюми (район Файюма, в Египте). Есть ещё много имён, которые свидетельствуют, что их обладатели не являются коренными жителями Страны Израиля, корни их в других странах, окружающих Страну Израиля.

UNWRA возникла на основании резолюции генеральной ассамблеи ООН № 302 от 8.12.1949 года. Идея была увеличить количество рабочих мест для беженцев, дать им возможность интегрироваться в принявших их арабских странах, чтобы они смогли встать на ноги и освободиться от международной помощи. Но беженцы превратили своё беженство в профессию – ведь это давало им бесплатно пищу, образование и жильё за счёт всего мира. Так с какой стати добровольно отказываться от статуса беженцев, даже если найдут им работу?

UNWRA принимала в свои списки любого араба, утверждавшего, что он проживал в Стране Израиля как минимум за два года до провозглашения государства Израиль, даже если у него не было подтверждавших документов. Более того, в 50-х годах многие ливанцы перебрались жить в лагеря беженцев из-за ухудшающейся тогда политической ситуации в Ливане, приведшей многих к голоду. В лагерях беженцев они получили бесплатно еду. По сей день они, их дети, внуки и правнуки числятся «палестинскими беженцами», хоть ни они, ни их отцы не прожили в Палестине ни одного дня.

Многие беженцы бежали из Страны Израиля обратно в страны их исхода, но власти, с которыми они там столкнулись, воспрепятствовали их возвращению в исконные места, оставив их в лагерях беженцев. Также и семьи, поселившиеся в их исконных домах, отказались их освободить. Арабские страны, которые несут в немалой степени ответственность за создание проблемы беженцев, отказались признать эту ответственность, возложив её на весь мир, заявляя, что государство Израиль было создано Европой, выкинувшей евреев в Страну Израиля, а также на ООН, принявшую решение о создании государства Израиль.

Мир попался в ловушку, расставленную ему арабами, и из милосердия к беженцам согласился раскрыть кошельки и создал для них организацию UNWRA, которая по определению была «агентством помощи и занятости» и должна была позаботиться о благосостоянии беженцев, об их интеграции и работе. Однако, правила, согласно которым работает UNWRA, предназначены увековечить проблему беженцев, а также существование агентства: беженец может передать по наследству свой статус своим детям, внукам, правнукам и прочим потомкам – на все поколения. Беженцы не платят налоги за свои дома – так и возникает ситуация, когда, к примеру, в лагере Дахейша (рядом с Бейт-Лехемом) сдают чужакам свои дома по ценам выше, чем в самом городе, потому что жители лагеря освобождены от муниципальных налогов. Сами же беженцы благоденствуют в другом месте.

Пища, бесплатно распределяемая UNWRA, - мешки с рисом, мукой и сахаром – должны обеспечивать нужды беженцев и передаваться им в руки, но во многих случаях оказывается на рынке. А беженцам – двойной выигрыш: тут и бесплатная еда за счёт мирового сообщества, и её продажа, деньги идут в карман. К тому же, беженка, выходящая замуж за ливанца, сирийца, иорданца или постоянного жителя Иудеи и Самарии своего статуса не теряет, как и её дети – они тоже считаются беженцами при том, что их отец никакой не беженец и заботится о них. Как правило, UNWRA поддерживает беженцев вне всякой связи с их экономическим положением. Они могут быть богатыми и зажиточными, но UNWRA продолжит снабжать их пищевыми пакетами, а их детям обеспечивать бесплатное образование.

Особенно интересна ситуация с беженцами в Иордании. Подавляющее большинство беженцев-48 в Иордании получили иорданское гражданство, что вроде бы завершает их статус беженца, поскольку есть страна, даровавшая им гражданство, вследствие чего они имеют право получить от неё всё то, что положено любому гражданину. Однако, реальность иная: UNWRA продолжает поддерживать беженцев в Иордании словно бы они не имеют гражданства. Почему? Ищите разгадку в UNWRA.

Террор под прикрытием ООН

Но помимо увековечивания статуса беженца, UNWRA закрепляет две тяжёлые проблемы: воспитание в духе террора и денежные потоки для террора. Воспитание в духе террора осуществляется открыто, когда в школах UNWRA представлены стенды с фотографиями шахидов и проводятся мероприятия по увековечиванию памяти о террористов и восхвалению их. В Газе движение ХАМАС победило на выборах рабочего комитета UNWRA, вмкотором большинство работает в системе просвещения, то есть большинство сотрудников UNWRA , занятых образованием, это члены ХАМАСа. Они платят ХАМАСу налог со своей зарплаты, и так UNWRA помогает ХАМАСу, как давая его работу активистам террористической организации, так и выплачивая за неё зарплату, часть которой поступает в кассу террористической организации.

В последние годы были задокументированы случаи запуска террористами ракет на территорию Израиля из школ, находящихся в секторе Газы действующих под эгидой UNWRA, из предположения, что Израиль воздержится от ответной реакции, опасаясь нанести удар по детям. Боевики ХАМАСа и Исламского джихада нашли убежище в больницах при лагерях беженцев по аналогичной причине. Такое использование зданий UNWRA не могло иметь места без ведома сотрудников агентства. Этот факт превратил UNWRA в соучастников преступления.

Бюджет UNWRA, более миллиарда долларов в год, в основном финансируется США и европейскими государствами. Эта сумма не служит миру, а только увековечивает проблему беженцев как препятствие миру. Печально, что таким образом США и европейские страны финансируют продолжение состояния войны между Израилем и его соседями. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, США и Европа могли бы гораздо лучше использовать миллиард долларов. Интересно, что от арабских стран, особенно обладающих кучей нефтедолларов, мировое сообщество вообще не требует вносить свою денежную долю в это дело.

США действует по ими самими установленным критериям, вне всякой связи с принятым в мире относительно беженцев. Этот факт доказывает, что существующее положение проистекает не из нынешнего положения беженцев, а из чисто политических причин. Факты таковы, что нет в мире такого прецедента, ничего не меняет для UNWRA и это агентство продолжает финансировать увековечивание проблемы беженцев 1948 года, без поисков решения.

В нормальной ситуации можно было бы ожидать от беженцев, получающих нормальное образование более 60 лет, что они обретут профессию и возможности встать на ноги с точки зрения экономической, чтобы бы не жить за счет милостей мирового сообщества. Однако, реальность иная: с течением времени число потомков беженцев, получающих нормальное образование, но также растёт и число получателей помощи от UNWRA. Кто-то там, в здании ООН знаком с этим парадоксом?

Можно сказать, что вместо того, чтобы вкладывать усилия в решение проблем беженцев в сфере «помощи и трудоустройства» (для чего UNWRA, собственно, предназначено), оно занимается консервацией проблемы беженцев и подготовкой к "возвращению", которого не будет. Так УНРАА создаёт ситуацию, в которой беженцы удручены и разочарованы, что делает их склонными к насилию и к джихадизму. Так объясняется факт, что лагеря беженцев являются самым большим источником террористов.

Можно по-другому

ООН десятки лет задействует Управление по делам беженцев, занимающееся всеми беженцами в мире – беженцами в результате войн и последствий природных катастроф, - кроме тех, которыми занимается UNWRA. Правила, по которым действует Управление по делам беженцев, совершенно другие: беженец может наслаждаться своим статусом до 10 лет, после чего мир предполагает, что его проблема решена, будь то путём возвращения в страну исхода, или переезда на другое постоянное место жительства. Получаемое беженцем обслуживание минимально: пища, самое основное медицинское обслуживание, включая профилактику эпидемий, временное жильё – палатки или бараки. Беженец не может передать по наследству свои права потомкам, даже если они родились в лагере беженцев, они будут получать помощь только пока их родители имеют статус беженца. Временный статус стимулирует беженцев принимать активное участие в попытках решения их проблем. Дополнительное правило, действующее в Управлении, таково: в момент получения беженцем гражданства страны он перестаёт получать помощь от Управления. Ведь государство, предоставившее ему гражданство, берёт на себя заботу о нём.

Интересно, что Управление в последние годы занималось также и палестинскими беженцами – теми, которыми UNWRA отказалось заниматься. Это были палестинцы, проживавшие в Ираке и служившие Саддаму Хусейну в качестве учителей и чиновников в его администрации. Иракский народ ненавидел их за их сотрудничество с тираном. В 2003 году, когда он был свергнут, иракцы подвергли их гонениям, и они удрали в два американских военных лагеря, чтобы остаться в живых. Несколько сотен палестинцев попытались бежать в Иорданию, но тамошние власти воспрепятствовали их проникновению в страну и долгое время они обитали в палаточном лагере рядом с посёлком Равишад, на иордано-иракской границе. Другая группы палестинцев пыталась бежать в Сирию, но и там натолкнулась на отказ и осталась у границы, в городке аль-Каам.
Управление ООН по делам беженцев вошло занялось этой проблемой и взяло под свою ответственность этих палестинцев. За короткое время нашлось несколько стран, согласившихся принять их, в их числе Австралия и Чили. Так была решена проблема.

Из-за большого пакета задач, выполняемых UNWRA, его персонал в расчете на беженца в несколько раз больше, чем в Управлении ООН по делам беженцев. Эта несоразмерность царит также и в бюджете обеих структур.

Промах

С момента воссоздания государство Израиль доказало, что способно решать проблему беженцев, что действительно вследствие Войны за Независимость около четверти всех арабов, оставшихся в стране, были вынуждены во время войны покинуть свои деревни и места проживания, перебравшись в другие деревни или городские кварталы. Например, жители арабской деревни Цафурия были перевезены в Нацрат и по сей день живут в квартале Хай аль-Цфафара (квартал выходцев из Цафурия). Часть изгнанников получили компенсации, часть получили дома или участки земли взамен утраченных. Ныне нет проблемы арабских беженцев в государстве Израиль.

Со времени Шестидневной войны правительства Израиля, как левые, так и правые, сменявшие друг друга у власти последние 44 года, могли сделать что-то для прекращения деятельности UNWRA или хотя бы её сокращения, чтобы поощрить беженцев из лагерей в Иудее, Самарии и Газе выйти из лагерей и интегрироваться в среде их арабских братьев. Если бы израильские правительства предприняли решительные шаги для уменьшения функций UNWRA, сегодня ситуация была бы такова, что мы смогли бы показать миру: есть возможность абсорбировать арабских беженцев в арабских обществах – именно так, как это сделал Израиль по отношению к арабам в пределах территории государства. Однако, израильские правительства ничего серьёзного не сделали в этом направлении, напротив: они делали всё для того, чтобы сохранить спокойствие на короткое время, воздерживаясь от того, чтобы положить конец проблеме беженцев в Иудее, Самарии и Газе.

Израиль мог задействовать произраильское лобби в Вашингтоне, чтобы добиться сокращения и даже отмены американских бюджетных вливаний в UNWRA, это действие привело бы к давлению на беженцев, побудив их к интеграции в арабские общества. Но и здесь Израиль не проводил правильную политику. В результате сегодня мы оказываемся перед требованием "вернуть" почти 5 миллионов официально числящихся в UNWRA беженцами. Даже если Израиль не откликнется на это требование, арабы откажутся от него только взамен на существенные израильские уступки в чём-то другом. Обладающим короткой памятью нелишне напомнить: инициатива Клинтона десятилетней давности основывалась на израильских уступках в Иерусалиме взамен на палестинскую уступку в вопросе права на возвращение (беженцев на территорию Израиля).

Израиль должен потребовать, чтобы UNWRA действовала по правилам, в соответствии с которыми работает Управление по делам беженцев при ООН, исходя из предположения, возможно, оптимистичного, что таким образом проблема беженцев может исчезнуть в течение 10 лет. Даже если этого не произойдёт, Израиль должен действовать в этом направлении, ведь 1000-мильный марш начинается с одного шага.

(«Макор ришон» 21.10.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ