Если бы я был представителем государства на переговорах с проходящими ординатуру, я сделал бы следующее: я согласился бы со всем, что они хотят, подписал бы с ними соглашение, а через два дня заявил бы, что соглашение недействительно, что тот, кто составлял соглашение с ними, должен был знать, что оно не будет работать. И кроме того, рожа у него…
Это то, что сделали ординаторы по отношению к соглашению, подписанному между министерством финансов и профсоюзом врачей, представлявшем и их. И если можно им – можно всем. Я очень хотел бы, чтобы министерство финансов сделало это, но это, как видно, не случится: в основном, потому что, несмотря на всю клевету, "парни из министерства финансов" были теми, кто проявил ответственность, и они были теми, кто воевал за социальную справедливость. Не ординаторы, не они.
Забастовка врачей и последовавшая за этим подача ординаторами из больниц в центре заявлений об увольнении напоминают следующую галахическую проблему:
"Один еврей спросил раввина: по Галахе еврею нельзя проживать в городе, в котором нет врача. Как же мы можем проживать в нашем местечке, в котором нет врача?"
Ответил ему раввин: мы полагаемся на нашего "специалиста", как будто он в самом деле разбирается в медицине.
- Но что в отношении самого "специалиста"? Ведь он сам хорошо знает, что он не врач. Как он может проживать а нашем местечке?
- "Так как мы считаем его "специалистом" по медицине, хоть он вообще не разбирается в медицине, так и он полагается на жителей местечка, которые считают его врачом".
("Истории из нашего местечка")
* * *
Первое соглашение с врачами было редкостным: министерство финансов согласилось дать существенную добавку к зарплате врачам на периферии. Никогда не было соглашения с врачами, в котором так подчеркивалась бы социальная справедливость.
Если существует честность в израильской политике, то "социальные" организации должны были праздновать на улицах, опубликовать гигантские объявления с приветствием и признать, что все обвинения против "парней из минфина" были неверными. Хотя бы сказать доброе слово.
Но никто из них не сказал ничего. Все молчали. Потому что у нас все политика.
Врачи-ординаторы, ведшие борьбу, представлялись как воюющие "ради всех нас". Это был блеф. Что врачи из периферии, не участвовавшие в борьбе, не заботятся о нас? Может, заботятся больше?
Большинство врачей из больницы "а-Эмек" из Афулы, например, не участвовали в последней борьбе. Часть из них осуждали эту борьбу. Но их голос почти не был слышан. Было замалчивание. Они не соответствовали подходу СМИ, сотрудничавших с Дафни Лиф и Со. Когда врачи из периферии говорили, что наконец-то дали приоритет местам, отдаленным от центра страны, ведущие СМИ решили, что "это не интересно".
Факты? Это второстепенная вещь, которая может ввести в заблуждение.
* * *
Спросили у одного острослова: Врач и банкир – на ком больше ответственность перед Всевышним?
"На враче больше. Ведь в 10 заповедях "не убий" стоит раньше, чем "не кради".
(Из рукописей Алтера Друянова)
Перевел Яков Халфин