Maof

Saturday
Sep 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Предисловие

В 1993 г я приобрел абонемент на газету " Гаарец", единственный ежедневный не таблоид страны. Я знал, что это газета , пропагандирующая взгляды , с которыми я был не согласен , но рассчитывал на многолетний опыт чтения советской прессы , давший мне неоценимый опыт отделения информационных " зерен" от пропагандисткой шелухи . На тот момент , мне было очень любопытно понять непостижимую логику левых , упорно толкавших страну в пучину " процесса Осло". Плюс практика чтения на иврите.

В принципе мои ожидания оправдались. Правда, очень скоро я читал только первую , новостную , часть газеты , так как содержание , с позволения сказать , аналитических статей можно было предугадать на 100% , исходя из названия статьи и фамилии ее автора . Идеологическая обработка новостных материалов мало чем отличалась от практики газеты " Известия" периода застоя , так что какое то время мы с абонементом мирно сосуществовали . Тем более , что кроме новостей были весьма поучительные для вхождения в израильские реалии экономическое и культурное приложения к газете.

Мирное сосуществование было нарушено в 1994 г, когда открыв еженедельное приложение к газете, я обнаружил карикатуру, чудовище с " еврейскими атрибутами ", одетое как ортодоксальный еврей , на всю первую полосу еженедельного приложения. .

Я позвонил и отменил абонемент на газету

Через шесть лет , купившись на рекламу " Гаарец – уже не то , что ты думаешь!" , я приобрел новый абонемент . Реклама оказалась ложной , и через год с небольшим я снова отменил абонемент

Как водится , мне перезвонили через несколько дней , поинтересовались " почему?" , и попытались вернуть меня в лоно абонемента . Я объяснил , что не готов вообще покупать издание , уже не публикующее карикатуры в духе " Беобахер" ,но сохраняющее дух этой карикатуры , даже если они на иврите и в Израиле , и функционирующее как предвыборное издание Барака . письменной форме на имя Неожиданно представитель газеты предложил изложить все письменно на имя владельца газеты Амоса Шокена.
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%9E%D7%95%D7%A1_%D7%A9%D7%95%D7%A7%D7%9F
Я несколько удивился почему на имя владельца , а не главного редактора , в свободной прессе не принято такое открытое участие владельца газеты в определении ее содержания . Но письмо написал . К моему великому удивлению Шокен ответил мне лично . Более того , у нас состоялась целая переписка из 10 писем .

Спустя 11 лет тема нашей переписки стала одной из топ-тем газеты, и ее " публичной переписки" с русско-еврейской общиной Израиля .

Мне кажется , что публикация избранных мест той переписки , согласие на публикацию которой госп. Шокен дал еще тогда, поможет понять суть сегодняшнего спора.

Письма

21 января 2001

Госп. Шокен ,

… это мой второй абонемент на газету. Первый я отменил в 1994 году после публикации оскорбительной карикатуры на верующего еврея в виде чудовища с еврейскими характерными чертами, одетым как ортодоксальный еврей . Я не хотел покупать газету , которая публикует материалы по стилю более подходящие нацистским изданиям

Год назад, поверив рекламе " Гаарец - уже не то , что ты думаешь!" я возобновил абонемент . Я действительно не видел материалов , столь грубых и скандальных , как та карикатура , но , по сути , газета продолжает быть средством массовой пропаганды , а не средством массовой информации

Я, как и большинство репатриантов из СССР знакомы с такого рода прессой, и у нас есть опыт восстановления правдивой и объективной картины на основе информации , полученной из такой прессы. Я уже научился, как нейтрализовать идеологическую обработку информации и при чтении Вашей газеты. Было даже интересно понять логику и приемы идеологической обработки объективной информации одним из политических " лагерей" страны. Однако отсутствие в газете свободного диалога разных идеологических позиций очень быстро превратило ее чтение в достаточно скучное занятие.

С началом предвыборной кампании газета перешла все границы, и превратилась в пропагандистское издание предвыборного штаба Барака

Поэтому я обратился в газету с претензией, что не должен платить за последний месяц абонемента, так как пропагандистские материалы кандидатов на выборах распространяют бесплатно. В противном случае, газета насильно обязывает меня участвовать в финансировании предвыборной кампании Барака.

29 января 2001

Уважаемый .....

"Гаарец" - это прежде всего " информационная газета ", но ( как большинство больших и важных газет в западном мире, а не в бывшем СССР), это также и "газета идеологической позиции ".

Идеологические позиции " Гаарец" связаны не с определенной партией , а с определенными целями , которые газета хочет продвигать , и в основном то , что государство Израиля была бы страной с еврейским большинством , демократической и либеральной , страной , которая добьется социальных , экономических и политических достижений на уровне развитых западных стран , и страной которая будет жить в мире и безопасности со своими соседями .

Со времен Шестидневной войны мы считаем , что путь прийти к этим достижениям это , кроме всего прочего , мирное урегулирование с соседями на основе " территории с их жителями в обмен на мир". Из этого определяются идеологические позиции " Гаарец" , вне зависимости от того есть ли партия или несколько партий с подобными позициями .

Читатели "Гаарец" не обязаны разделять наше мнение по любому вопросу . Были такие , которые были против нашей позиции по разделению религии и государства , как и по другим вопросам . Были такие , которые были против нашей позиции по открытию израильских товаров для конкуренции с импортными. Были такие , которые были против нашей позиции против забастовки врачей , например , и были , и есть такие , которые против нашей позиции в вопросе наших отношений с палестинцами . Никто из них не заявлял , что мы пропагандистское издание , а понимали , что у нас есть идеологическая позиция .

"Гаарец" не является газетой ни одной партии , и раньше был у нас даже пароль " Независимая газета для читателя с независимым мышлением " . Мы предполагаем, что читатели газеты имеют собственные идеологические позиции , а мы рассказываем им о своих . Однако мы разделяем идеологическую позицию от информационных сообщений , и мы сообщаем читателю все , что мы узнаем , и все , что с нашей точки зрения , имеет значимость для читателей , и делаем это , по мере наших возможностей , максимально достоверно .

С уважением Амос Шокен

11 февраля 2001

Уважаемый госп. Шокен ,

С большим интересом прочитал Ваше письмо .

В своем письме , Вы провозгласили более чем ясно концепт газеты , которая действует с целью убедить общественность в определенной идеологической позиции.

Как сторонник либеральных и демократических ценностей, я не могу принять концепт независимости газеты с определенной идеологической позицией. Идеологическая позиция может и должна быть у каждого журналиста, но не у газеты в целом. Газета , как организационная структура , как средство массовой информации , не может быть проводником одной идеи , если она обещает своим читателям поставлять объективную информацию .

В тот момент, когда газета занимает какую то идеологическую позицию, она, как организованная иерархическая структура переводит свою идеологический выбор на организационный язык - внутреннюю цензуру.

Этот неизбежный процесс ведет к следующему:
1. использование редактуры для обеспечения соответствия материалов " правильной идеологии "
2. отсеивание информационных материалов, которые противоречат выбранной идеологии и идеологическая обработка публикуемой информации
3. игнорирование газетой материалов журналистов, идеологическая позиция которых не совпадает с генеральной линией газеты, что лишает читателей возможности ознакомиться с доводами за и против , и прийти к своему независимому мнению .

Это путь к антидемократической и антилиберальной прессе, даже если целями вначале были заявлены именно демократия и либерализм .

К моему сожалению, я понял из Вашего письма, что " Гаарец" видит себя не как средство массовой информации о всех существующих идеологических альтернативах , а как средство массового убеждения в правильности одной единственной идеологической позиции

С уважением ......

11 февраля 2001

Уважаемый ........

" Гаарец" не отличается от модели какой либо значимой западной газеты . Как например " Нью Йорк Таймс ", " Вашингтон пост", " Ля Монд " и другие. Все эти газеты публикуют информацию , однако все они ведутся с какой либо " идеологией" , и публикуют ежедневно позицию газеты .

Несмотря на то, что у газеты есть позиция, у нее нет никакого влияния на публикации информационных материалов. Мы публикуем новости так же , как и они , а не те , которые позволяет какая либо идеологическая позиция. Идеологические позиции наших журналистов , которые собирают информацию и передают ее в газету , нас не интересует . Кстати , среди журналистов газеты есть и такие , идеологические позиции которых отличаются от идеологических позиций " Гаарец". И с этим у нас нет никаких проблем . Взгляды , отличающиеся от взглядов газеты , часто публикуются в " Гаарец", и мы поощряем это. Но это не причина , чтобы мы отказались бы от своих взглядов , или скрывали бы их .

По этой схеме " Гаарец" работает с 1919 г. Взгляды газеты ясны , и она не скрывает их .Напротив , информационные сообщения отражают только реальность , не взгляды . Как можно говорить , что такая газета не демократична ?

С уважением Амос Шокен

11 марта 2001

Уважаемый госп. Шокен ,

Я позволю себе продемонстрировать некоторые утверждения из моего предыдущего письма.

В предыдущем письме я хотел сказать , что идеологическая позиция средства массовой информации сама по себе , вне зависимости какая именно это идеология , диктует определенный процесс работы этого средства массовой информации , не зависящий от хороших целей и намерений . Я также хотел отметить , что идеологические позиции газеты в целом и его отдельных журналистов ,это совершенно разные явления . Идеологическая позиция газеты вынуждает журналистов писать , подстраиваясь под идеологические установки газеты. Факт того, что Вы , как хозяин газеты пишите о том , что знакомы с идеологическими позициями своих отдельных журналистов , уже свидетельствует о наличии такой опасности .

Но не только внутренняя демократия газеты находится в опасности, деятельность газеты во имя демократии и либеральных ценностей тоже находятся в опасности . Роль газеты в демократическом обществе во имя власти народа ( демо-кратии) состоит в предоставлении этому народу полной и правдивой информации , и ,согласно либеральным принципам , эта информация должна рассказывать о всем существующем наборе мнений , взглядов и комментариев , для того чтобы дать народу возможность принять правильное решение.

Вне всяких сомнений , что газета ,существующая ради продвижения определенных идей , вполне легитимное явление . Просто у нее совершенно другой статус , это не средство массовой информации , а средство массовой пропаганды .( например партийная газета-прим)

Я бы хотел привести пример из новостного отдела Вашей газеты, чтобы проиллюстрировать сказанное.

Речь идет об освещении Вашей газетой дела Марка Рича .

18 февраля 2001 года Ваша газета сообщила на 13 алеф странице о причастности министра Переса к этому делу .

( о деле Марка Рича здесь
http://igorr_ru.tripod.com/articles2002/20020425-j_post-glik.html- примечание )

На следующий день , когда газета решила сообщить о причастности к данному делу Барака , Бурга , Бен Ами и Ольмерта , эта заметка уже была на странице 4 алеф , причем с фотографией Шавита , а не упомянутых политических деятелей .

А еще через день , когда информация была подана на первой полосе , то в заголовке остался только один Ольмерт .

Растояние в 12 страниц между публикацией о Пересе , политике соответствующем идеологической позиции газеты , и публикацией об Ольмерте , политике не соответствующем ( на тот момент – примечание) - это точно замеренное расстояние между средством массовой информации и средством массовой пропаганды

С уважением ......

1 апреля 2001

Уважаемый .....

Я думаю , что в предыдущем письме прояснил суть газеты " Гаарец" . Это не только поставщик информации , мы газета , у которой есть мировоззрение и позиция по вопросам , стоящими перед обществом . Вы можете называть это " средством пропаганды " , как Вы написали в своем письме , но по-моему Вы ошибаетесь .

Средство массовой пропаганды - это инструмент широкой публикации своих идеологических позиций политической структурой , или любой другой структурой, заинтересованной в этом . Я предполагаю , что у компартии СССР были средства массовой пропаганды.

Мы другие. Мы не должны обслуживать какую либо партию , у нас нет политических целей , или экономических , и мы не претендуем на власть .Все что мы делаем в отношении наших идеологических позиций , это говорим общественности , какая , с нашей точки зрения , идеологическая позиция правильная . Мы это делаем в ежедневной статье редакции . Читатель может согласиться , или нет .

Поэтому , в противоположность тому , что Вы пишите , нет влияния на подачу новостей. Надо быть особенным параноиком , чтобы решить , что если о чем то написано на внутренней странице , а завтра о том же на первой , то это свидетельствует о каком замазывании информации . В решениях редакции есть много случайностей , которые влияют на различия в разные дни . В один день одни новости с точки зрения редакции более важны , в другой другие. Возможно , что дело , привлекает все большее общественное внимание и потому переходит с внутренних страниц на первую полосу .

Все знают , что позиция " Гаарец" - это территории в обмен на мир , и сопротивление поселениям . Вы хотите называть это " левизной" , называйте левизной . Хотя все знают , что " Гаарец" за бюджетную ответственность , величине дефицита бюджета в рамках Маастрихта и против безграничных трат на " общественные цели " Вы хотите называть это " правизной " , называйте правизной .

Я не знаю были ли Вы в Израиле в те годы , когда " Гаарец" вел длительную и непримиримую войну с централизацией экономики , с социалистами МАПАЙ . Номенклатура и крупный капитал , получавший от нее подарки получили от "Гаарец" немало болезненных ударов . …..

Можно сказать , что "Гаарец" это газета левых позиций в том , что касается палестинцев, но почему Вы отказываете нам в приверженности демократическим и либеральным ценностям .

И еще раз – наши идеологические позиции, какими бы они не были , не влияют на подачу новостей в газете . Информация в газете публикуется вне всякой связи с ее идеологической позицией .

С уважением
Амос Шокен

10 апреля 2001

Уважаемый госп. Шокен

Я благодарен за столь ясное определение , что в частях от алеф до бэт газета имеет левые идеологические позиции , а в части гимель уже правые . И по каждой из этих позиций газета просвещает общественность , не знакомя ее с противоположным мнением .

Вы верите , что нет никакого влияния идеологии на подачу новостей, ни в месте публикации , ни в ее размере , ни в шрифте . С верой не поспоришь . Но мне , исходя из обычной логики , трудно присоединится к Вашей вере . Да и Вы и сами чувствуете себя неловко со своей аргументацией по поводу освещения газетой дела Рича , иначе не надо было бы прибегать к психиатрическим характеристикам оппонента .

Я только могу сказать еще раз - газета с идеологической позицией в роли средства массовой информации это неизбежный путь к тоталитарной прессе.

С уважением .......

18 апреля 2001

Уважаемый .......

Всегда учим что то новое . Вот от Вас узнал , что мы создаем тоталитарную газету , видимо мы заняты этим уже 80 лет

Я думаю , что Вы игнорируете факты в Ваших теориях. Например " Гаарец" был первой газетой , которая потребовала отставки Вайцмана ( с поста Президента –прим.) на третий день после обнародования факта получения им платежей от Саруси . Не ждали долго , однако Вам удобнее об этом не помнить , для оправдания своих теорий.

Да действительно , мы не придали много звучания делу товариществ Барака , хотя писали о них , кроме всего прочего потому, что шло полицейское расследование . Но мы и не делали много шума по вопросу мобилизации денег для Биби , а до него и для Шарона .



С уважением Амос Шокен