Трудись не покладая рук, как пчёлка, и жизнь окружающих будет казаться тебе мёдом. Если каждому воздавать по заслугам, то всегда найдутся пересы, у которых знаки отличия должны быть не спереди, а сзади. Недавно расположенная в Кацрине Галилейская лаборатория генетических исследований предложила израильскому президенту провести ДНК-анализ. В надежде выявить "ген Шимона Переса". Именно он, по их мнению, позволяет "чуду" израильской политики работать в таком темпе, который способен загнать в мыло если не лошадь, то, во всяком случае, его заметно более молодых коллег. Судя по сообщениям газеты "The Jerusalem Post", Перес без колебаний принял и это предложение.
Он вообще без колебаний принимает любые предложения, хотя бы отдаленно напоминающие саморекламу. И все награды. Даже если они, мягко говоря, весьма сомнительны. Как Нобелевская премия мира, поделенная с "заклятыми друзьями" - Ясером Арафатом и Ицхаком Рабиным. Или американская медаль Свободы, которой его наградили, чтобы он навсегда забыл о Джонатане Полларде. Да и числиться в почетных рыцарях Британской империи, сломавшей шею в борьбе с "национальным очагом" еврейского народа, не весть какая заслуга. В этой коллекции не хватает лишь звания героя Советского Союза и титула лучшего после Ханса Кри́стиана А́ндерсена сказочника мира.
Подобное тщеславие сейчас называют комплексом. Возможно, виной всему трудное детство. В школе юный Шимон сторонился сверстников. Он их просто боялся. Потому что его часто били. А он стойко сносил побои и никогда не давал сдачи. Зато поднялся к вершинам власти. И пережил всех своих обидчиков, многие из которых исчезли в расстрельных рвах. Оставаясь, однако, при этом неизменным политическим лузером. Ни разу не выиграв ни одних выборов, он, тем не менее, умудрялся рулить страной. Пусть хотя бы и в качестве и.о. премьера. А с президентского постамента его, похоже, уже никогда не скинуть. Так бывает. Особенно в переходные или смутные времена.
Стремление из мерзавца сделать человека - тоже комплекс. Дрессировщика. И если дрессировщик дожил до глубокой старости, не сменив профессии, то это, скорее, не его заслуга. Это заслуга хищников. Президент, избранный не народом, а Кнессетом, как английская королева, должен играть роль представительской куклы - с приемами, банкетами, балетами, фейерверками и походами по местам боевой и трудовой славы, то бишь достопримечательностей. Должен. Но только не в Израиле. Тут что ни день, новое шоу Переса, сценарии к которым он пишет сам. И они цензуре не подлежат. На днях он дал пространное интервью газете "Гаарец", в котором посетовал, что Биньямин Нетаниягу пошел не тем путем. Поскольку давно мог заключить мир с "достойным и серьезным партнером" Махмудом Аббасом, если бы не увиливал от переговоров. И вообще, дескать, пора уже понять, что, как евреи создали свое государство еще до формального провозглашения независимости, так и палестинцы сегодня тоже строят свое государство.
Одна из самых непреодолимых искусительных человеческих страстей - страстное стремление быть оценённым по заслугам. Когда-то Перес сумел так же глубоко заглянуть и в душу Арафата, увидев в поднявшейся с ее дна мути "посланца мира". С тех пор он не покладая рук строит воздушный замок по имени "новый Ближний Восток". Не замечая ни проклятий в свой адрес, ни похорон "жертв мира", ни жгучих слёз вдов и сирот. Ближний Восток и в самом деле становится "новым", все больше напоминая проснувшийся вулкан, изрыгающий огненную лаву. Когда кто-то увлеченно строит воздушные замки, остальным нечем дышать от смрада.
Иногда лучше быть глухим, как мать и жена изобретателя телефона Александра Белла, которым он ни разy не позвонил. Галилейской лаборатории генетических исследований стоит смелее расширять диапазон поиска. "Ген Переса" наверняка обнаружится у многих израильских политиков. Только не ген долголетия или трудолюбия, а ген двуличия. Начать можно с бывшего начальника госбезопасности Юваля Дискина, который вслед за Пересом обвинил Нетаниягу в том, что его "правительство не заинтересовано вести диалог с Абу-Мазеном".
Дискин - фигура знаковая. Он потомок выдающегося раввина Моше Йехошуа Йехуды Лейба Дискина, получившего известность как дер брискер ров, который приехал в Палестину в 1877 году. Между прочим, и Шимон Перес в своей автобиографии неоднократно упоминает деда по материнской линии раввина Цви Мельцера (внука, кстати, легендарного Хаима Воложина), которого называет кладезью мудрости. Воистину неисповедимы Твои пути, Господи. Сколько раз произносили их праведные предки слова благословения: «Да будет дарованы с Небес избавление, милость, любовь, и милосердие, и долголетие, и пропитание в изобилии, и поддержка Всевышнего, и здоровье, и хорошее зрение, и потомство здоровое и крепкое,
потомство, которое не прекратит и не прервет изучение Торы...»
Получается - напрасно? Не работает благословение праведников. Пусть простит меня читатель за отступление от темы, но мне кажется это уместным. В этой жизни нет ничего случайного. И наказаний, как бы мистически это ни звучало, незаслуженных не бывает. И если мы не в состоянии понять за что наказаны, то только потому, что у нас либо память короткая, либо она, память, ограничена лишь рамками нынешней жизни. Хотя у каждого эта жизнь далеко не первая. И, может быть, страдания хорошего человека - всего-навсего очищение от давних ошибок и прегрешений. А процветание отъявленных негодяев - награда за былые заслуги. Хотя нам от этого не легче.
Но вернемся к Дискину. В его активе - разгром поселений Гуш-Катифа. Если бы был праведный суд, то "столп безопасности" наверняка сказал бы в свое оправдание, что всего лишь выполнял приказ. Но и приказы выполняют по-разному. В одних случаях со слезами на глазах, а в других - с рвением, достойным лучшего применения. Еврейские общины существовали на территории Газы до 331 года. Пока византийский император Константин не очистил ее от евреев. Вернулись они только в 1967 году, чтобы снова стать изгнанниками. На этот раз по воле родного израильского правительства. А борец за "мир" Дискин продолжил бескомпромиссную борьбу с поселенцами, теперь уже Иудеи и Самарии.
Зато истинную безопасность страны шеф госбезопасности так и не обеспечил. Чуть ли не ежедневные терракты стали явлением вполне обыденным. И если они и не получают широкого резонанса, то только потому, что не приводят к массовой гибели людей. Газа остается раскаленной предбрюшиной Израиля. Оттуда летят ракеты, траектория которых медленно приближается к Тель-Авиву. На пограничные стычки уже никто не обращает внимания. Страна по всему периметру отгораживается от "дружелюбных" соседей высоким забором, добровольно загоняя себя в гетто. Это то самое наследие, которое оставил после себя Юваль Дискин. Простые смертные, о которых вспоминают только накануне выборов, проводили его на заслуженную пенсию собственным толкованием недельной главы Торы "Лех Леха" – иди, точнее - вали, отсюда.
Розы не вырастают из навоза. Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги, может быть, и бесспорны, но народу неизвестны. "Хорошим парнем" назвал Дискина другой "хороший парень" - Меир Даган. Недавний директор "Моссада", а ныне вполне респектабельный бизнесмен, занимающийся одновременно поиском нефти, урана и золота. Правда, это занятие ему, видимо, не совсем по душе. Любой израильский генерал спит и видит себя в премьерском кресле. Даган, похоже, тоже идет в политику, наплевав на закон, запрещающий баллотироваться в Кнессет в первые два года после ухода в отставку.
Шауль Мофаз, считающий себя без пяти минут премьером, уже предлагает ему пост министра обороны в своем будущем правительстве. Но Даган метит выше. Иначе не создавал бы собственного "Движения за смену методов правления".
В древнем Риме, если пациент yмирал во время операции, врачy отрезали рyки. Но то ж в древнем Риме. И врачам, а не сабинам, командовавшим легионами. Даган, а не кто-либо иной, проспал "арабскую весну", которая еще неизвестно какими бедами обернётся для Израиля. Один из наиболее вероятных победителей египетской президентской гонки Амр Мусса уже назвал Кэмп-Дэвидские соглашения "историческим документом, чье место на архивных полках". Поэтому можно считать, что оно "умерло и похоронено". Это более чем прозрачное предупреждение особо ярым радетелям "соглашений" с Махмудом Аббасом. Но для них "палестинская карта" - всего лишь удобный трамплин для собственных политических амбиций.
За развал государства не только руки не отрезают, но даже в тюрьму не сажают. Посмотрите на Эхуда Ольмерта. Цветет и пахнет. И продолжает вещать. В защиту "замордованного" Махмуда Аббаса. Правда, его выступления больше напоминают детский лепет. «Мы не ищем оправданий, - бодро говорит Ольмерт. - Но ведь палестинцы не сказали "нет" моему плану мирного урегулирования». И тут же почему-то добавляет: «Отказаться от моих предложений Аббасу посоветовали израильские министры». Вот такая аргументация у людей, которым легко доверяют штурвал государства. И просто чудо, что этот обрезанный со всех сторон "корабль" по-прежнему держится на плаву, хотя по всем законам политической навигации давно уже должен был пойти ко дну.
Никто не хочет получать по заслугам. Все хотят большего. Вот и неудачница Ципи Ливни объявила о своем уходе из Кнессета. В знак протеста против действий... правительства Нетаниягу. «Израиль сейчас как на вулкане, и само существование еврейского демократического государства - в смертельной опасности», - пояснила она. Если вы думаете, что Ливни станет домохозяйкой, то глубоко ошибаетесь. Она ушла, чтобы вернуться. Но не в отторгнувшую ее "Кадиму", а в якобы возрождающуся "Аводу" или искусственно раскручивающееся лапидовское "будущее", которое, не исключено, может остаться с "Еш", но без "Атида".
Совсем непросто заслужить, чтобы ненароком не получить иные "награды". Дабы не замараться. Кто раскаивается, но не исправляется, вынужден лишь оправдываться. Но награжденные от природы или приобретшие в политических баталиях "ген Переса", не раскаиваются, не исправляются и не оправдываются. Вся эта когорта самовыдвиженцев, пекущаяся на словах о благе государства, на самом деле меньше всего думает о нем. Аббас получил подарок, о котором и мечтать не смел. Если чуть ли не вся израильская элита в один голос заявляет, что главное препятствие на пути к миру - Израиль, то почему бы с этим не согласиться? Поистине, один дурак бросит камень в колодец, но даже сотня мудрецов не сможет его оттуда вытащить.