Блеф Кадимы
Шок от создания правительства единства отправил журналистов в архивы на поиски телекассет. Были вытащены из пыли обливающие грязью выступления Мофаза против Нетаниягу. Огромный разрыв между новой действительностью и риторикой недавний выступлений бил по надежности кадимы и политики вообще. Даже самая успешная сатирическая программа не могла бы обеспечить нам столько поводов для улыбки. Мофаз ясным голосом говорит, что премьер-министр - лжец, и вскоре после этого вступает с ним в политический брак.
Широкой публике остается только улыбнуться и сказать себе, что теперь абсолютно ясно, кто тут лжец - это не Нетаниягу. Хронически подозреваемый в ненадежности премьер-министр неожиданно предстает образцом прямоты по сравнению с его новым партнером в правительстве.
С другой стороны, надо сказать, что вхождение Мофаза в коалицию - это момент истины. Нахождение Мофаза в коалиции воплощает самые сокровенные его желания. "Дом не покидают", - клялся он за минуту до бегства из горыщего Ликуда в конце 2005г. И он сдержал слово. Мофаз возвращается домой. Его слово - это слово.
Так когда же он лгал? В середине. От создания Кадимы и до начала этой недели изображала эта вызывающая смущение партия видимость разногласий с другими большими партиями. На деле у нее не было никаких серьезных споров ни в какой области, но она силилась копать виртуальную пропасть между собой и другими.
Для этого, среди прочего, превратилась Кадима в горячую сторонницу отступлений и компании Дафны Лиф лета 2011г. Только так эта партия могла оправдать свое существование. Партия "большого взрыва" 2005-го года фальшивила все время и изображала видимость идеологии и разногласий с другими партиями. Даже сопротивление Мофаза бомбардировке Ирана следовало из необходимости изобразить некую самостоятельность, а не из деловых соображений. Будучи нач.генштаба он поддерживал бомбардировку и даже позволил себе раз энергичное высказывание, которое привело к скачку цен на нефть в мире, но как оппозиционер он выступил против атаки. Сейчас, разумеется, он снова будет "за".
В его защиту можно сказать, что не он изобрел метод. Уже много лет нет здесь настоящего идеологического конфликта между коалицией и оппозицией. Большинство криков, которыми обмениваются две стороны, - это чисто театральное представление. Обе стороны заботливо пестуют искусственный спор. Ведь Нетаниягу на деле не очень против почти полного отступления к линиям 1967 года, а Кадима не очень за. "Ради мира" и те, и другие готовы удовлетвориться "поселенческими блоками", но они будут ругаться и драться, чтобы народ поверил, что есть тут настоящий спор.
Также и Барак с Нетаниягу фальшивили, изображая разногласия. Чего только они не говорили друг о друге перед выборами 1999г., и вот они сейчас чудесная пара. Уже 3 с половиной года они сидят рядышком, и никто не может поссорить их или привести их к разногласиям, потому что нет разногласий. Дружеские улыбки между ними - настоящие, а споры в прошлом были фальшивые. Барак = Нетаниягу = Мофаз, более или менее, а все остальние - представление. По состоянию на сейчас, из всех лидеров крупных партий только Шели Ехимович не фальшивит, когда гневается.
Народная армия Limited
В воскресенье я встретил в Кнессете раввина Исраэля Айхлера, и он не выглядел особенно озабоченным. Был даже более улыбчив, чем обычно. И "литовская часть" блока "Яадут а-Тора" посылала абсолютно спокойный мессидж: Будут выборы? Так будут выборы, что такого может произойти?
В итоге нет выборов, вновь подскочили шансы на изменение закона Таля, но харедим все еще спокойны - и справедливо. Через 3 месяца после отмены закона БАГАЦем и после того, как мы чуть не пошли из-за этого на выборы, можно уже предугадать будущую ситуацию. Не важно, какой закон сейчас проведут Мофаз и Нетаниягу вместе - если вообще проведут - учащиеся харедимных йешив не будут мобилизованы насильно. Даже на альтернативную службу они на будут мобилизованы насильно - разве что будет решено, что эта альтернативная служба будет проходить в йешиве Поневеж или во дворе Порат Йосеф. Государство не нуждается в таком количестве проходящих альтернативную службу и оно не в состоянии насильно мобилизовать десятки тысяч харедим. Как в истории в Иммануэле, они предпочтут пойти в тюрьму. Даже если Яир Лапид будет премьер-министром, а Ницан Горовиц (Мерец) нач.генштаба, харедим не будут насильно мобилизованы. Точка.
Короткого периода в политике хватило Лапиду, чтобы понять, что нет достаточно светских полицейских, чтобы тащить харедим на призывной пункт. На первом этапе он предлагает нечто прямо противоположное: полное освобождение для харедим от военной службы на 5 лет. По всем признакам это будет и последним этапом. Чувство дискриминации обитателей палаточного лагеря протеста "фрайеров" найдет выход в отмене обязательной военной службы. Кто захочет служить - пойдет добровольцем в армию, кто не захочет - будет служить себе. Это будет очень печально, но это то, что будет в итоге. Процесс приватизации дойдет и до армии, и можер, это и хорошо. Нет другого пути успокоить гнев от того, что часть населения не служит в армии, и нет лучшего способа привести к тому, чтобы харедим засучили рукава и пошли работать (прим.перев. - при нынешней системе они получают каждый год отсрочку от армии на год при условии, что целый день учатся в йешиве и не имеют права работать). Народная армия превратится в добровольную.
Кто добровольно пойдет в армию? В основном, религиозные. "Вязаные кипы" пойдут добровольно из идеологических соображений, как сегодня они массово идут в боевые части. Параллельно и как бы между прочим облачатся в форму и тысячи обладателей черных кип. Отмена обязательной военной службы откроет рынок труда перед харедим и в рамках него они придут и в армию, потому что тогда министерство обороны будет платить нормальную зарплату солдатам. ЦАХАЛ, который уже сейчас проходит процесс усиления религиозности, станет в несколько раз более религиозным. На более дальнем этапе это повлияет на идейном уровне на все общество. Интересно, что будут думать тогда фанаты от светского лагеря о стремлениях 2012 года немедленно призвать всех харедим?
("Макор ришон" 11.05.2012)
Перевел Яков Халфин
МАОФ