Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Сразу после дня Независимости этого года все газеты просмаковали эпизод, когда, как оказалось, на приеме в честь столь торжественного дня в резиденции Президента, на приеме, на котором присутствовали глава правительства и другие весьма важные "кто есть кто", подавалось хорошо приготовленное, но совершенно некашерное мясо. Оказалось, что у кейтеринга под названием "При а-Арец", который получил заказ на приготовление еды для этого приема, испортилось заготовленное заранее мясо. Плохо, но бывает. Тогда повар, не долго думая, поехал в арабскую деревню Абу-Гош (около Иерусалима, деревня известна своими многочисленными отличными, но некашерными ресторанами) и закупил там свежее, но изначально некашерное мясо. Причем, сомнений или вопросов о кашерности или некашрерности этого мяса у повара не было – знал, куда ехал, знал, у кого покупал и знал, что покупал. И это мясо подали важным государственным гостям, спокойно и сознательно совершили уголовное преступление. Но тайное стало явным – и газеты взорвались скупами. Запоздалые объяснения повара оказались весьма жалкими. Он говорил, что в день Независимости все еврейские магазины закрыты, открыты только арабские. В этом он был прав, но не вызывает ни малейшего сомнения, что у повара или хозяина кейтеринга, получающего госзаказы президентского уровня, имеются обширнейшие связи, в том числе и среди торговцев мясом. День Независимости - хотя и выходной день в государстве, но он не связан шаббатними ограничениями. А, значит, любой мясоторговец за соответствующую доплату за срочность продал бы этому повару свежее кашерное мясо. Но у повара были волнения о свежести мяса, но не было ни малейших волнений о его кашерности. Аспект кашерности просто не входил в сферу мыслей и интересов повара, действующего под удостоверением госраббанута о кашерности кейтеринга.

Оба главных раввина Израиля торжественно постановили о лишении этого кейтеринга удостоверения кашерности. Будем надеяться, что хозяин этого кейтеринга уже открыл новый кейтеринг под новым названием и в связи с кашерной непорочностью новой фирмы (или старой под новым названием) уже получил от того же раббанута новенькое удостоверение кашерности. И, используя свои связи, продолжил получать заказы того же уровня важности и выполнять их с тем же уровнем кашрута.

Казалось бы, частный случай, хотя и неприятный. Но он высветил общую проблему о соблюдении (точнее, о почти полном несоблюдении) многочисленных и сложных правил кашрута НЕРЕЛИГИОЗНЫМИ владельцами, поварами и прочей обслугой торговых и пищевых заведений. Эти люди законы кашрута не учили и соблюдение этих законов никакой важности и ценности в их глазах не имеет, а нарушение этих законов провинностью не считается – лишь бы явно не поймали на месте "преступления". Они приобретают удостоверение кашерности у госраббанута только и исключительно с коммерческими целями – не поменяв ничего в своем светском мировоззрении, продолжая пренебрегать религиозными установлениями о законах кашрута, они хотят сделать вид, что они соблюдают необходимое, чтобы быть приемлемыми для огромного слоя немножко соблюдающих Традицию (которые в массе столь же невежественны в вопросах кашрута, как и нерелигиозные повара – им бы хоть какую писюльку о кашерности увидеть) и для религиозных сионистов ("вязаных кип" которые о кашруте, как правило, знают больше, но …). Этот огромный, хотя и очень неоднородный слой людей, которые во многом несут на своих плечах это государство, не перестает нас удивлять. Похоже, они зациклились на догме, что любая система, созданная в государстве Израиль, начале ростка Избавления (с их точки зрения: "решит цмихат геулатейну"), будет только прогрессировать, приближаясь к идеалам настоящего Еврейского государства. Возможность деградации этих систем просто не берется в расчет как событие с нулевой вероятностью. Реальная деградация в расчет не принимается, анализ ситуации при таких изначальных предпосылках оказывается невозможным в принципе. Поэтому им остается только гордиться за системы, уже давно превратившиеся в свою противоположность по сравнению с задумкой. И это касается отнюдь не только госсистемы кашрута.

Система госкашрута в благих намерениях (которыми выстлана дорога сами знаете куда) задумывалась как массовое внедрение кашрута в общественное питание весьма светского (читай – антирелигиозного) государства, чтобы соблюдающим Традицию было где поесть и что поесть. Но очень быстро светская часть поняла, что при таком наборе требований и такой системе проверок, даже очень ленивый и неграмотный может удовлетворить бесконечно заниженным требованиям по соблюдению такого "внеалахического" кашрута. Система-то была изначально рассчитана на весьма религиозных поваров, которые сами все знают и в силу полного понимания своей ответственности перед Небом и народом все будут тщательно соблюдать. На светских поваров, на их честность в соблюдении совершенно непонятных им и непринимаемых ими религиозных установлений и на их желание учить и серьезно соблюдать законы кашрута особо никто поначалу и не рассчитывал. Но именно они-то и захотели расширить круг потребителей, ничего не меняя ни в собственных взглядах, ни в методах работы. И все, кому не лень, стали приобретать удостоверение кашерности. Никаких барьеров на пути расширения профанации в нашем "либеральном" и "демократическом" государстве никто ставить и не собирался. Система госкашрута превратилась в полностью некашерную, но с удостоверениями о несуществующем кашруте. А религиозные идеалисты (простите, сионисты) продолжают считать эту полностью сгнившую госсистему "кашрута" великим достижением сионизма и беззаветно верят в ими самими созданную откровенную "липу", зачастую противопоставляя свой сионистский "кашрут" кашруту харедимных БАДАЦей (Бейт Дин Цедек, не путать с БАГАЦем), демонстративно не употребляя в пищу продукты со знаком БАДАЦа. Им даже в голову не приходит, что по законам этого государства знак БАДАЦа всегда второй – после раббанутовского гошкашрута – и пренебрегая БАДАЦем, они вместе с водой выплескивают "своего" ребенка.

Но есть и радостная новость. Все больше "вязаных кип" отказывают такой системе в доверии и переходят на кашрут БАДАЦей. Да и госкашрут по давлением просыпающихся масс все больше внедряет "кашрут ле-меадрин" (усиленный кашрут) – разъясним этот тип кашрута чуть ниже. Это стало особенно заметно после ликвидации Гуш Катифа. И движение "укрепления в соблюдении" в среде "вязаных кип" стало проявляться не только в отношении кашрута, но и в гораздо большем, чем раньше отправлении своих подросших детей в йешивы вместо службы в "сионистской" армии, и в создании и большом наполнении школ по типу "Талмуд-Тора" для "вязаных кип" (серьезное изучение Торы по подходу, приближенному к харедимному, плюс общеобразовательные предметы). Так что надежде умирать рано.

А система обычного госкашрута (не "ле-меадрин") работает просто – раз в неделю приходит проверяющий и что-то проверяет. Показать ему "соблюдение" кашрута в заведении в этот еженедельный, короткий и известный заранее визит – проще простого (мы исходим из честности проверяющих) и можно продолжать делать то, что захочется или выгодно без оглядки на кашрут еще неделю. А доверчивые посетители будут с аппетитом есть откровенно некашерное, полагая, что уж они-то кашрут безусловно соблюдают и наличие удостоверения проверили.

Когда мы много лет назад начинали наше возвращение к Традиции, мы тоже поначалу думали, что нечего проверять раввинов государственного раббанута. Они же – раввины, они же знают о кашруте столько, сколько нам уже не узнать. Как же мы, простые и не сильно грамотные, можем им не верить. Потом разобрались и перестали принимать кашрут раббанута, хотя по знаниям продолжаем далеко отставать от удостоверяющих этот госкашрут раввинов. А, кстати, проверяющие кашрут в своей массе столь высокого звания раввина не удостоены, да и не требуется им это звание.

Качество соблюдения кашрута у тех, кто действительно пытается его соблюдать, проверяется просто – будет ли совершивший кашрутную ошибку (ошибку, а не намеренное наплевательство на эти законы), эту ошибку исправлять по принятым этими же законами установлениям. В серьезно религиозных семьях с серьезным соблюдением кашрута подобные ошибки (которые случаются во ВСЕХ семьях) исправляются самым серьезным образом. Если "молочной" ложкой сунулись в тарелку (естественно, "мясную") с горячим куриным бульоном, то бульон будет вылит в момент обнаружения "кашрутной аварии", а тарелка с ложкой отправятся на перекашеровку. В таких семьях всегда есть уголок для посуды, требующей перекашировки. Может ли читатель представить себе подобное исправление даже замеченной ошибки нерелигиозным поваром? А ведь большинство ошибок кашрутно-неграмотный повар просто не заметит. И мы говорим об ошибках, а не о сознательном наплевательстве на законы кашрута со стороны светских его якобы "соблюдателей".

Мы поговорили о качестве соблюдения госкашрута его нерелигиозными "соблюдателями". Теперь тронем вопрос о правилах его соблюдения в тех местах общепита, где сверхзаниженные требования к кашруту действительно приняты к соблюдению. Любая организация работает по инструкциям. Система госкашрута – не исключение. Не сложно догадаться, что качество кашрута будет хотя бы частично зависеть от записанных в инструкциях трактовок и облегчений/устрожений законов о кашруте. Для примера приведем случай произошедший с нами в декабре 2006 года. Хозяин небольшой фирмы, где мы в то время работали, традиционно устраивал для работников с женами (мужьями) вечер в ресторане. Так как он хотел уважить единственного в фирме "кипоносца", вечер был заказан в кашерном ресторане (кашерном в смысле наличия удостоверения кашерности от госраббанута, удостоверение было даже уровня "кашрут ле-меадрин"). Когда мы с женой пришли на вечер, мы попросили поговорить с инспектором кашрута в этом ресторане (а инспектор находился там постоянно, как и принято в требованиях БАДАЦей, а не появлялся с редкими проверками – именно этот весьма высокий в системе госкашрута уровень проверки называется "кашер ле-меадрин" – непонимающие в кашруте переводят эти два слова формально и дословно как "особенно кашерно"). К нам вышел товарищ в черном костюме, шляпе и с пейсами – куда уж кашернее. Так как мы в то время уже могли хотя бы задавать вопросы о кашруте, мы их и начали задавать. После третьего вопроса, даже не начиная на них отвечать, этот кашерный и кашрутный инспектор разъяснил нам, что кушать нам в этом "кашерном ле-меадрин" месте ничего нельзя – при серьезном взгляде на кашрут в заведении нет ничего действительно кашерного – не выполнены требования по кашерованию посуды перед готовкой в ней и перед едой в этой посуде, продукты – уровня "простой госкашрут", которому верить нельзя. Но можно пить воду. Таких и подобных примеров только у нас – множество.

Возникает вопрос – а нарушает ли сам такой, как мы сказали, кашерный и кашрутный инспектор законы кашрута, подтверждая "кашерность ле-меадрин" явно некашерного питания. Ответ неожиданный – а инспектор нанят проверять совсем не соблюдение законов кашрута. Его должностной обязанностью является проверять соблюдение приготовления пищи в этом ресторане инструкциям госраббанута о кашруте, которые содержат столь облегченные законы, что в них от серьезного кашрута мало что осталось. И с заданной ему задачей он успешно и честно, не халтуря, справляется. Сам он, правда, в надзираемом им самим заведении он кушать не может – он же учил серьезные законы кашрута и для себя их соблюдает. А кто хочет верить удостоверению госраббанута – приятного ему аппетита. Того не сложно обмануть, кто "… сам обманываться рад" (А.С. Пушкин). И разговоры о том, что в под надзором такого-то раббанута все хорошо – там люди серьезные, не имеют под собой серьезной основы – и проверки столь же редкие, и госинструкции те же, и продукты под простым госкашрутом приходят из самых разных мест. Даже "кашрут ле-меадрин", имея нормальную проверку в заведении, опирается на те же облегченные госинструкции и на те же продукты под "простым" госкашрутом.

Не лучше, а даже много хуже (хотя куда уж хуже!) обстоит дело с кашрутом в армии. Там кашрут реализуют посылаемые иногда в порядке общей очереди на кухню (раздаточную) нерелигиозные в массе и сплошь неграмотные в законах кашрута мальчики и девочки – солдаты и солдатки. Как соблюдают – читайте выше. Инструкции о кашруте (госраббанутовские) там не строже, чем на гражданке. Да еще и армейские раввины считают основным источником практической Алахи не Тору и не еврейский Закон, а … приказ генерала. Ведь недаром эти "казенные" раввины массово и очень красноречиво промолчали на приказ о женском пении в армии, никто из них не ушел с поста при разрушении Гуш-Катифа. А кто же будет верить раввину, хоть раз явно и публично пренебрегшему алахой.

Лучшим доказательством полного отсутствия кашрута в армии (при наличии нужных удостоверений с печатями) является совершенно отдельная система кашрута для частей, где служат "харедим" и учащиеся "йешивот – эсдер". Для этих, понимающих, кашрут приходится соблюдать на деле – для этого и пришлось создавать отдельную систему действительно кашерного кашрута. Остальным можно показать удостоверение о кашруте и дать послушать "казенного" раввина.А ведь в этих избранных частях служит незначительное меньшинство даже "вязанных кип".

Мы специально не затронули многие частные точки расхождения еврейского закона о кашруте и инструкций госраббанута о нем же (например, законы года шмиты (седьмого года), собенно в области "эйтер мехира", над которым уже откровенно смеется существенная часть серьезно соблюдающих "вязанных кип" (правда, с сожалением отметим, что рав Овадья Йосеф, которого слушаются большинство сефардов, по слухам (!) согласился с этой откровенной "липой"), молоко субботней дойки и очень многие другие). Нам достаточно было показать, что система госкашрута в целом является не более, чем "кашерной" ширмой полной некашерности.

А как же нам, если не гарантировать, то хотя бы улучшить положение с кашрутом? Начать с замены облегченных инструкций о кашруте серьезными законами кашрута в интерпретации серьезных раввинов. Но и при лучших инструкциях определяющим фактором является фактор человеческий. Реально серьезное соблюдение кашрута определяется религиозностью, страхом перед Небом тех, кто этот кашрут реализует. Мы же из Союза, мы же знаем, что любые инструкции при любых проверяющих можно обойти. И только свою советь, если она всегда стоит перед Тв-рцом этого мира и знает степень ответственности за сознательные нарушения Его законов, обходить сложно. Но гарантий и это не дает – таких гарантий просто не может быть. Но дает хотя бы достаточно высокую, наверное, максимально возможную в нашем мире степень доверия к такому кашруту. Реально в нашей системе индустриального массового питания сегодня можно опереться только на кашрут, удостоверенный серьезными БАДАЦами. Да и то можно верить не всем БАДАЦам (которые сегодня размножаются с поразительной скоростью без всякой заботы о собственной серьезности), а только БАДАЦам традиционным, проверенным, руководимым крупными раввинами.

А ведь эта государственная система "кашрута" – гордость религиозных сионистов.

Мы в этом тексте не будем трогать других священных коров официального сионизма – и государственно - религиозные школы (МАМАДы), которые по уровню религиозности в своем большинстве уж совсем незаметно отличаются от светских школ, а по изучению общеобразовательных предметов сравнялись с ними, справедливо заняв одно из последних мест в развитом мире, и само устройство и функционирование армии (что рассмотрено нами в целом ряде других текстов), и устройство и деятельность судебной системы, избирательной системы, всей системы управления в государстве – там положение не лучше, чем положение с госкашрутом.

Но не нужно о печальном.

Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»
6 мая 2012 года.