Кто сказал следующую фразу: «Глава правительства – лжец. Он лжёт гражданам Израиля в сфере экономики, а сегодня он ещё и лжёт по вопросам, относящимся к самым чувствительным моментам бюджета обороны. Пусть же граждане Израиля знают – их глава правительства ЛЖЕЦ!.. ПМ Биньямин Нетаниягу – ЛЖЕЦ!» ?
Тоже мне бином Ньютона! Тем более на этой неделе, когда этот незабываемый перл Шауля Мофаза о Нетаниягу был озвучен и повторен несколько раз – после того, как эти оба создали совместное правительство.
Мой вывод: Мофаз таки прав! Но это верно и по отношению к нему самому!.. Нетаниягу и Мофаз доказали наличие у них обоих устойчивого идеологического позвоночника, подобного полю колосьев в зимнюю бурю. Доверие к ним подскакивает на высоту бордюра на автостоянке. В наших ушах ещё эхом отдаются речи Мофаза несколько-недельной давности: «Слушайте хорошенько: я не войду в правительство Биби! Ни сегодня, ни завтра, ни тогда, когда встану во главе Кадимы. Это плохое правительство, провальное и бесчувственное. Кадима под моим руководством придёт ему на смену уже на следующих выборах. Достаточно ясно?»
Да уж, достаточно ясно! Так же ясно, как незабываемое письмо, а главное одна строка оттуда: «Ликуд – мой дом, а дом не оставляют!» - переданное членам Центра Ликуда в конце 2005 года. Минутой позже нам сообщили о том, что Мофаз оставил Ликуд и перешёл в Кадиму.
Мофаз ведь знаменит тем, что всю свою жизнь в политике он идёт по прямой идеологической линии (только горизонтальной - в лежачем положении). Нетаниягу не слишком отличается от него (дополнительные подробности про Нетаниягу читайте в колонке «Полишук» настоящего выпуска). Поэтому их коалиция - это естественный союз достаточно похожих близнецов.
На этой неделе в понедельник за считанные часы до достижения соглашения Ликуда с Кадимой от нечего делать я сел посмотреть 99-ый канал. Депутат Йоханан Плеснер (Кадима) поднялся на трибуну, чтобы представить предложение по вотуму недоверия от его партии – да: Кадимы! – правительству Нетаниягу: «Глава правительства всех-всех-всех, государства Израиль! Вы разочаровали граждан Израиля, тех, которые служат и несут на себе бремя, которые являются частью игры, работают и платят налоги, выходят на пенсию и желают жить достойно». К сожалению, мне не довелось созерцать его лицо на этой неделе, когда он гордо поднял руку в Кнесете за правительство, возглавляемое человеком, до того разочаровавшим всех.
Только одно утверждение мне трудно понять. Когда коалиция была создана на этой неделе, мы несколько раз слышали утверждение, что это был необходимый шаг, чтобы отсрочить проведение выборов. Ведь выборы сейчас – это плохо. Жалко денег, жалко, что начнутся сражения, и нет ничего важнее стабильности правления. И т.д., и т.п…. И вот национальной важности причина правительства единства: спасли страну от ненужных выборов.
Мне думается, я не единственный, которому не удаётся скрыть недоумение: да, действительно, выборы не нужны, излишни и вредны. НО!.. Почему вообще Нетаниягу решил ускорить выборы? Что было плохо в той ситуации – стабильное правительство, ничто реально политически ему не угрожало? На этот вопрос на миллион долларов я до сих пор не услышал внятного ответа. Поверьте мне: я спрашивал об этом многих, в том числе и высокопоставленных лиц в политической системе. Созданием коалиции с Кадимой Нетаниягу удалось увернуться от массы неприятностей, им же инициированных без каких-либо логических причин.
Играют в рулетку на безопасность государства
Впервые более, чем за год, на прошлой неделе в штабе территориальной дивизии Иудеи и Самарии в Бейт-Эле состоялись сложные учения по моделированию проникновения террористов на военную базу. В учениях, прошедших на прошлой неделе, проверялась ситуация, которую в ЦАХАЛе именуют экстремальной. В ходе её 6 террористов, вооружённых гранатами и автоматами, просачиваются на базу и тут же начинают убивать. При этом проверяется бдительность сил, их взаимодействие между собой, деятельность медицинских подразделений и переброска спецподразделений и подкреплений.
Самое интересное объяснение этим учениям я извлёк из помещённых на Интернет-сайте ЦАХАЛа слов заместителя командира бригады округа Биньямин, командующего учениями, подполковника Итамара Коэли: «Есть тут вызов оперативным силам - угроза жизням. Например, в последнее время в районе Рамаллы была открыта магистраль, параллельная базе, и это возможный источник терактов».
Вы понимаете? В рамках бешеной политики жестов доброй воли Нетаниягу и Барака по отношению к палестинцам ЦАХАЛ позволяет палестинцам беспрепятственное движение в местах, прилегающих к одной из центральных военных баз в Южном Шомроне, в округе Биньямин. И тут же организовываются учения по моделированию возможного теракта. Ведь все понимают, что возможный результат этого гуманитарного шага– это теракт на головном командном пункте ЦАХАЛа в Иудее и Самарии, который будет стоить жизни солдат ЦАХАЛа.
Это только маленький пример, доказывающий, что Нетаниягу и Барак – а сейчас ещё и Мофаз! – компашка рулеточников, ставящих на существование государства, его оборону, жизни солдат ЦАХАЛа. Будущее государства Израиль оказалось в руках этой компашки легкомысленных и безответственных игроков. И кто-то ещё мечтает о спокойном сне по ночам?..
Квартал Ульпена: решение под фонарём
Это случилось на текущей неделе: в ходе обсуждения вопроса о разрушении незаконного форпоста в Иудее и Самарии государство пояснило, что его политика - не разрушать форпост до создания альтернативного постоянного населённого пункта для его жителей. «После изучения вопроса министр обороны решил, что школа будет перенесена со своего места только после того, как будет найдено решение нормальной работы школы для детей жителей на альтернативном участке…»
Да, действительно это случилось на текущей неделе в БАГАЦе, обсуждавшем вопрос незаконно построенного здания школы племени Джаалин неподалёку от Кфар-Адумим. Школа была построена в противоречии с законом, и был издан ордер на её разрушение. Давайте повторим ответ правительства: оно сообщило, что его политика – не разрушать бедуинские форпосты до создания альтернативного постоянного населённого пункта для его жителей. «После изучения вопроса министр обороны решил, что школа будет перенесена со своего места только после того, как будет найдено решение нормальной работы школы для детей жителей на альтернативном участке…»
БАГАЦ принял эту позицию государства. В начале недели судья Эстер Хают опубликовала это решение, где она приняла позицию минюста и минобороны. Было решено провести дополнительное заседание в декабре для проверки продвижения этого дела.
На этой неделе трудно было скрыть гнев верных Стране Израиля, направленный на БАГАЦ, который вынес решение: следует разрушить в течение 2 месяцев пять домов в квартале Ульпена в Бейт-Эле. Этот гнев вполне логичен. У меня тоже не хватает слов для судей БАГАЦ, но в этом случае истинная проблема заключалась не в Высшем суде справедливости, но в Госпрокуратуре. Напомним, что выше Госпрокуратуры – правительство, правительство Нетаниягу (если кто запамятовал!).
Если государство хочет повлиять на решение БАГАЦа, у него есть вполне законный путь сделать это. Как раз год назад, 3.05.11, государство объявило БАГАЦу о своей новой политике касательно форпостов в Иудее и Самарии. В этом заявлении БАГАЦу касательно «Хареша» и «Холма Йовель» пишется: «Политика по вопросу разрушения незаконных построек такова – как правило, незаконные постройки на частной земле подлежат сносу, и параллельно соответствующие профессиональные инстанции были проинструктированы действовать для урегулирования вопроса о зданиях, находящихся на гос. землях». Это сообщение представляло собой переворот в официальной позиции государства, которое до тех пор выступало в БАГАЦе только касательно дат разрушений, а не об упорядочении форпостов и построек.
БАГАЦ безоговорочно принял новую политику правительства по простой причине: речь идёт о политике государства, о принципиальном решении. Так оно определяется, и в таком качестве оно принято. Кал правило, БАГАЦ уважает право правительства устанавливать политику и поэтому принимает принципиальную позицию государства. Даже если она противоречит всему, о чём говорилось ранее. На основе этого сообщения были узаконены форпосты «Хареша» и «Холмы Йовеля», и на основе этого решения было спасено от разрушения немалое число этого находящихся к западу от "разделительного забора" форпостов, включая квартал Хават Гилад, хотя до мая 2011 года (как раз год назад), было ясно, что его будет решено разрушить.
БАГАЦ вместе с прокуратурой попробовали, и даже преуспели, подвинуть эту политику: при обсуждении дела «Хареша» и «Йовель» судья Бейниш попыталась понять «границы, определяющие новую политику». Она спросила представительницу государства адвоката Хилу Горани: что будет сделано случае, когда речь не идёт о зарегистрированной частной земле, но и не о государственной земле. Речь шла о доме Элираза Переца (да отомстит Всевышний за кровь праведника!). На старой фотографии, снятой с воздуха, видно, что на его земле два дерева. Прокуратура не согласилась с предложением Бейниш - которая (в который раз) предложила проверить участки в отношении которых есть лишь старые аэроснимки.
Представительница прокуратуры адвокат Хила Горани повторила позицию, согласно которой земли, обрабатывавшиеся в прошлом, не могут быть объявлены государственными землями, хоть Бейниш пояснила, что, с её точки зрения, как она понимает директиву главы правительства, есть только две возможности: или провозглашение этих участков государственными землями и узаконивание участков – или разрушение построек на них. То есть по сути именно прокуратура приняла политику разрушения, сделав один шаг вперёд в этом направлении.
А вот ещё один шаг, предпринятый прокуратурой в том же направлении. Восприняв политику разрушения и начав её реализацию и в отношении иска по поводу квартала Гив'ат-Ульпена, она дала ответ БАГАЦу точно в том же ключе. Вследствие такой принципиальной позиции государства, - и только по этой причине, - БАГАЦ вынес приговор, постановив: «Мы получили сообщение государства… Принято решение, что постройки, согласно рассматриваемой апелляции, подлежат сносу в течение года». На тему этого заявления высказался Буги Яалон в интервью, данном им в канун Пасхального Седера с.г.: «Этот процесс вёлся неправильно. Прокуратура дала БАГАЦу ответ, что эти дома подлежат разрушению, исходя из нашей позиции по другому вопросу. Глава правительства дал указание упорядочить то, что можно упорядочить, и снести то, что упорядочить невозможно. Основываясь на этом деле прокуратура начала заниматься землями поселения Бейт-Эль как частными, тогда как их юридический статус совершенно иной. Если кто и усложнил это дело, так это прокуратура, которая дала расширительное толкование для решения, связанного с «ограниченными…» Я не был знаком с ответом, данным БАГАЦу, он ставит нас в проблематичную ситуацию…»
С момента провозглашения политики разрушения, многие хорошие люди пробовали убедить главу правительства, а также министерскую группу (Буги, Бегин, Хаузер), что такая политика в принципе ошибочна. Она несправедлива с точки зрения закона, может привести к разрушениям в широком масштабе и надо изменить ее. Средо прочего, главе правительства было послано письмо за подписью 40 министров и депутатов от лобби «За Землю Израиля», где они требовали «найти законную возможность для решения… изменить правила принятия решений, согласно которым «любой дом, построенный на частной земле подлежит разрушению», и сформулировать решения основанные на компенсациях владельцам земли, как принято и в Израиле, и во всём мире». Лобби «За Землю Израиля» в который раз повторяло это требование в течение многих месяцев.
В сущности, согласно существующему ныне закону – можно и даже нужно воздержаться от разрушения Гиват-Ульпена и прочих подобных мест, где строительство велось чистосердечно. Глава правительства и министры знали эти факты и упорствовали в их отрицании.
Чтобы спасти квартал Ульпена не остаётся ничего иного, как провести закон об упорядочивании. Неделю назад ещё можно было воздержаться от принятия закона и просто объявить об изменении политики. Ответственность за это упущение лежит на главе правительства. На него и возлагается обязанность исправить это упущение. Может, этим деянием он хоть немножко искупит преступную сделку присоединения Кадимы к коалиции.
(«Мацав а-руах» 11.05.12
Перевела Фаня Шифман
МАОФ