Ожидания праздничной атмосферы на первом заседании конференции Ликуда нового состава разбились в один момент; было ясно, что в создавшихся условиях - по ошибке или нет - невозможно будет провести ни тайное, ни открытое голосование. Для большинства делегатов не было места в зале. На определенном этапе полиция установила барьеры и из соображений технической безопасности воспрепятствовала входу дополнительных делегатов.
Попытки убедить достойным образом сдвинуть начало конференции не помогли и в создавшейся тяжелой атмосфере недоверия попытка проведения "якобы" голосования послужила искрой в бочке с порохом. Раздались крики со всех сторон, кричали ветераны и новые делегаты, светские и религиозные.
Хорошо, что у правящей партии есть ЦК, охраняющий свою независимость. Если бы было проведено псевдоголосование, то правящая партия и, в сущности, вся израильская политика превратились бы в пустой сосуд бессмысленный сосуд, своего рода Либерман или ШАС. Нет лучшего примера "слез ограбленного казака", чем попытка обвинить "фейглинов" в том происшествии. "Партия поселенцев", - прищелкивала Зехава Гальон, а за ней все журналисты. Верно, что процент черных и вязаных кип среди делегатов выделялся, они не составляют большинства, но они доминантны, и журналисту газеты "Гаарец" Ари Шавиту это очень мешало.
Привыкайте. Вам не помешало, что председатель партии с самой большой фракцией (Кадима) был избран голосами арабской деревни Исавия; вы не делаете чересчур больших усилий, чтобы проверить, кто вступает в Аводу. Видно, сейчас те, кто составляет "наконечник копья" своего лагеря, первыми вступают в партии; так что осталось выбирать между "партией своих поселенцев" и "партиями своих арабов".
Картель единства
Хорошо поступил глава правительства, что предотвратил досрочные выборы. Со времени "размежевания", организованного Шароном, не было такого значительного события, как последняя попытка опередить выборы, которую никто не мог бы объяснить. Как в истории о ребе и козе: когда вытаскивают ее из национальной избушки, называют это "блестящим трюком". Но такие трюки - как каменная мостовая: чем больше они блестят, тем выше шансы подскользнуться и разбить голову. Но и у "вытаскивания козы выборов" (которую раньше впихнули в домик) есть тяжелая цена - правительство единства с Кадимой и с тем. кто стоит во главе ее.
Мне не ясно, зачем премьер-министру нужны костыли Кадимы. Правительство единства - это своего рода картель на рынке идей. Вы покупаете (выбираете) партию ради реализации идеи и после того, как платите (опускаете бюллетень), Вы неожиданно обнаруживаете, что Ваша потребительская сила испарилась, потому что производители на рынке идей (партии) согласовали между собой цены.
Удивление усиливается еще больше при виде нового партнера по коалиции. Кадима - это партия абсолютной коррупции. У стоящего во главе нее нет шансов поставить ее на ноги и было бы правильно дать ей испустить дух. Можно найти другую причину для отмены досрочных выборов, но что-то у лидеров правых толкает их к поиску легитимации в заведомо чужих полях.
Рабин с правительством меньшинства, опирающимся на арабские голоса, провел процесс Осло и не думал призвать Ликуд присоединиться к своей коалиции. Нетаниягу с большим устойчивым правительством нуждается в поддержке Барака и Мофаза - как Менахем Бегин нуждался в поддержке Моше Даяна и Эзера Вейцмана. Цену того присоединения (результатом которого стало отступление из Синая и передача Египту открытых там месторождений нефти и газа) мы платим в наших счетах за электричество и, дай Бог, чтобы этим ограничилась цена иллюзии мира с Египтом.
Нетаниягу и Шарон
Есть и положительная сторона. Глава правительства бесплатно получил подкрепление в виде 28 мандатов, не имеющих четкой идентификации, для коалиции во главе с Ликудом. Вопрос, какую динамику намеревается Нетаниягу создать: присоединится ли Кадима к линии Ликуда или Ликуд превратится во вторую Кадиму?
Премьер-министр может направить коалицию по своему желанию, упорядочить статус Гиват-Ульпаны и выдержать бурю левых, которые с горящими глазами будут наблюдать, как жертва ускользает из их когтей. Нетаниягу может повести себя ответственно в вопросе призыва харедим и увеличить особые рамки (вроде НАХАЛ хареди) для них.
И наоборот, он может повести себя, как Ариэль Шарон, и разрушить электоральную базу, приведшую его к власти. Стоит помнить, что когда Кадима была создана, СМИ торжествовали от "блестящего трюка" Шарона, тогда казалось, что он нанес Ликуду удар, от которого тот не оправится.
Ситуация похожа на мяч на вершине горы, который может покатиться в любую сторону. Кадима подскользнулась на "блестящем трюке" и сейчас зависит от милости Нетаниягу. У него есть историческое видение и глубина анализа, которыми Шарон не был одарен, он хорошо понимает что является его настоящей прочной электоральной базой, а что будет ломкой тростниковой подпоркой. Телекадры вроде разрушения Амоны обеспечат ему краткие овации СМИ, но их ценой будет конец вроде Кадимы и Ольмерта. Ради Страны и продолжения нахождения у власти Ликуда и Нетаниягу стоит, чтобы он покатил мяч в правильном направлении.
("Макор ришон" 11.05.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ