Maof

Friday
Apr 26th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Советский инструктор обучает сирийцев управлять танком.
- Вот первая задняя передача... Вторая задняя... Третья задняя... Первая передняя...
Сириец перебивает:
- А передняя зачем?
- Дурак! А вдруг евреи с тыла зайдут!
Старый анекдот


История пестрит белыми пятнами. На самом деле эти пятна - красные. Потому что вся летопись нашей планеты написана кровью. Войны заразны. Они поражают внезапно. Как тиф. Говорят, война - это продолжение политики, но другими средствами. В этом есть свой резон. Но к региональным войнам если и относится, то с явной натяжкой. Любая большая война начинается с маленького спора. Или с чьей-то подачи. Ибо всегда найдутся люди, на которых держится мир, но без которых не обходится ни одна война.

Где начинается обман?

Первой жертвой на всякой войне становится правда. Даже если эта война чисто информационная. Накануне очередного раунда переговоров международной "шестерки" с Ираном вице-президент Джо Байден выступил с неожиданным заявлением. На ежегодной ассамблее раввинов в Атланте он сказал, что у Израиля еще есть время для нанесения превентивного удара. И стране, у которой нет сомнений в том, что Исламская республика несет угрозу самому ее существованию, необходимо принимать решение самостоятельно. «На месте Израиля я бы никогда не переложил ответственность за свою безопасность на Соединенные Штаты, даже будучи уверенным, что они - мой самый преданный друг», - отметил он.

Политики такого масштаба просто так ничего не говорят. Поэтому как отнестись к этому его высказыванию? Может, это попытка оказать давление на все еще несговорчивый Иран? Или намек на то, что тянуть с ударом больше нельзя? Так же, как не стоит рассчитывать на открытую поддержку Америки. Поскольку, во-первых, "нобеленосец" Барак Обама не желает марать репутацию общепризнанного борца за мир, во-вторых, было бы глупо с его стороны осложнять себе жизнь перед выборами, в-третьих, он все-таки Хусейнович, а не Джорджович, в-четвертых, цены на нефть и без того настолько высоки, что могут похоронить мировую экономику, и, наконец, в-пятых, ни один американский президент не станет конфликтовать с Россией и Китаем ради какого-то там Израиля.

И это понимают все. Хочется верить, что понимают и в Израиле. Несмотря на то, что еще не сформированное, по существу, правительство национального единства начало с принуждения к миру "палестинцев", которые отбиваются, как могут, не столько от принуждения, сколько от мира. Для Израиля это сущее благо. Потому что если он даже отступит к границам 1967 года, на чем особенно рьяно настаивают европейские поборники справедливости, уважения, а уж тем более любви, это ему не добавит. В глазах "мирового сообщества" он так и останется презренным изгоем. Как сейчас. Опрос общественного мнения, проведенный по заказу "Би-би-си" компанией GlobeScan/PIPA в 22 немусульманских странах, показал, что хуже, чем к Израилю, относятся только к Ирану и Пакистану.

Любовь не купишь. Но уважать себя заставить можно. Иран во всяком случае заставил. Перед ним заискивают. Его уговаривают. И... боятся. Не ему, а он ставит условия. Переговоры еще не начались (кстати, на Багдаде, где они должны проходить, настоял именно Иран), а Тегеран уже предупредил, что любое давление приведет к немедленному отзыву его делегации. «Эра стратегии давления закончилась, - заявил во время встречи с отставным французским премьер-министром Мишелем Рокаром председатель высшего совета национальной безопасности Исламской республики Саид Джалили.- Поэтому неконструктивные замечания или шаги, которые утратят последнее доверие иранцев, сведут на нет все предпринимаемые усилия».

Еще конкретней высказался ключевая фигура в комиссии меджлиса по национальной безопасности Хешматолла Фалахатпаше: «Переговоры не дадут никаких результатов, если находящаяся под влиянием сионистского режима и реакционных арабских государств "шестерка" будет по-прежнему ставить под сомнение наше право на самостоятельное обогащение урана». Где кончается обмен - начинается обман. Для Ирана, что Америка, что Европа - всего-навсего торговцы мыльными пузырями, которые должны торопиться, поскольку их товар - скоропортящийся. А товар с изъяном всегда дешевле. Посему и торг уместен. И чем он ожесточенней, тем зримей результаты. Как сообщает "Los Angeles Times", Иран уже выторговал отмену запрета на обогащение урана до пяти процентов при условии, что разрешит допустить международных инспекторов на свои ядерные объекты.

Больше всего МАГАТЭ интересует секретный испытательный полигон в Парчине, функционирующий с 2000 года. Инспекторы были тут последний раз семь лет назад. За это время комплекс заметно разросся.

Информационное агентство "Associated Press" опубликовало на днях подробную схему военной базы "Парчин", добытую, предположительно, саудовской разведкой. На ней особо выделен объект, где проводятся ядерные испытания, включая как сами помещения, так и спецкамеры. По мнению экспертов, несколько месяцев назад здесь был испытан нейтронный детонатор для атомной бомбы. Специалисты института науки и международной безопасности (ISIS) передали МАГАТЭ спутниковые фотографии, на которых отчетливо видно, как иранцы лихорадочно уничтожают улики, срезая пласт за пластом пропитанную радиацией землю.

Тайны... на распродажу

Дружбу могут задушить и объятия. А если дружба не знает границ, то это уже не дружба, а экспансия. Конгресс под бурные аплодисменты принял закон об укреплении оборонных связей с Израилем. Против него проголосовали всего лишь два конгрессмена. Суть этого закона в том, чтобы и в дальнейшем сохранить израильское военно-технологическое превосходство в регионе. А дальше уже конкретизация. Закон, в частности, предусматривает поставку в Израиль «танкеров для дозаправки истребителей в воздухе, систем противоракетной обороны и бункерных бомб». Израиль действительно нуждается в этих поставках. Но для чего понадобился закон? Без него эти поставки были бы невозможны.

Израиль хоть и союзник, но не жизненно важный. Поэтому противоракетную оборону Вашингтон строит в Европе, включая ставшую весьма недружественной Турцию, хотя и непонятно для чего она там нужна. И обмен развединформацией по-прежнему идет с большими потугами. Поэтому Израиль вынужден запускать свои спутники. А это для него и накладно, и несподручно в виду ограниченного территориального пространства. Да и американская военная помощь не столь уж бескорыстна. В отличие, скажем, от Египта или Пакистана. Израиль и сам во многих случаях - серьезный конкурент самого могущественного военно-промышленного комплекса. Несмотря на то, что в глазах многих кажется карликом.

Но внешне все выглядит более, чем пристойно. Подкомитет Палаты представителей по обороне включил в проект бюджета Пентагона почти миллиард долларов на нужды Израиля. Помимо ежегодной военной помощи в размере 3,1 миллиарда. 680 миллионов пойдут на дальнейшую доводку и производство хорошо зарекомендовавшего себя "Железного купола". Остальные - на финансирование перспективных разработок противоракетных систем "Волшебная палочка" и "Стрела".

Казалось бы, спасибо дорогому дяде Сэму, который никогда не оставит в беде. Однако не спешите радоваться. У дяди Сэма на этот счет свои соображения. Одной рукой он дает деньги, а другой - требует взамен часть прав на "Железный купол".

Бизнес есть бизнес. В конце концов, права на "Хец" принадлежат поровну обеим странам, хотя технологии разрабатываются только в Израиле. Но условия финансирования и разделения прав были оговорены заранее. Чего не скажешь о "Железном куполе". Пентагон хочет наладить его производство в Америке. И это наводит на мысль, что в этом случае основной интерес лежит не только в сфере бизнеса.

Ведь тогда сугубо израильскую разработку, в которой заинтересованы многие страны, Вашингтон может продавать самостоятельно. В том числе туда, где ее появление нежелательно для Израиля. Например, в ту же Турцию.

Любая тайна рано или поздно становится достоянием гласности. Пока она тайна - это вопрос совести. Все остальное - вопрос времени. Но как строить сотрудничество, если одна из сторон пренебрегает интересами другой? В ходе своего визита в Рио-де-Жанейро Леон Панетта неожиданно заявил, что Соединенные Штаты снимают ограничения на передачу технологий. Столь радикальные изменения в военной политике Америки весьма усложнят и без того нелегку жизнь израильской оборонки. Хотя этот шаг был прогнозируем. После жесткой критики Пентагона, упустившего выгодный контракт на поставку 130 истребителей "F-18" в Индию. Американцы проиграли французам не потому, что их самолеты хуже, а потому что отказались передать новейшие технологии. А Париж оказался не столь щепетилен.

"Корпорация монстров" - The Boeing Company - такие вещи не прощает. Поэтому в Бразилии, которая объявила тендер на приобретение 36 самолетов на сумму в 5 миллиардов долларов, Панетта был куда сговорчив. И французам на этот раз, похоже, ничего не светит. У Израиля с "Боингом" тоже свои разборки. Министерство обороны отказалось поставлять высокоточные электронные компоненты для самолетов раннего предупреждения AWACS, которые заказала Турция. В ответ разъяренная корпорация пригрозила полностью порвать сотрудничество с израильскими оборонными предприятиями. Чем завершится конфликт, сказать трудно. Пока израильские компании несут убытки. Скорее всего, в спор вмешается Вашингтон, и Израилю придется уступить. Но при этом у него появляется возможность потребовать в качестве компенсации пользоваться без ограничений данными установленного недалеко от Анкары американского радара, против чего категорически возражает Турция.

Справедливости ради отметим, что и Израиль - не ангел, поскольку тоже тайком торгует военными технологиями. С Китаем, например. История этого не совсем логичного сотрудничества уходит корнями в 1986 год, когда группа израильский авиастроителей высадилась в Чэнду - центре китайской аэрокосмической промышленности. К тому времени Израиль под давлением США свернул свою авиационную промышленность. И продал все наработки Китаю. Это стало отправной точкой для дальнейшей работы. Нынешний китайский истребитель "Chengdu J-10" - почти целиком плод израильских мозгов. Начиная от электронных бортовых систем до радарных.

Сегодня, как омечается в ежегодном отчете Конгресса, Израиль - основной поставщик передовых военных технологий для Китая. Пекин охотно покупает крылатые ракеты, радиолокационные системы, оптическое и телекоммуникационное оборудование, беспилотные самолеты, авиационные тренажеры и многое другое. А Китай, между тем, активно сотрудничает с Пакистаном. Плюет на эмбарго, введенное против Ирана. Открыто поставляет вооружение и амуницию врагам Израиля, инвестирует в их экономику десятки миллиардов долларов. Да и корвет "Ханит" во время второй ливанской войны был поврежден китайской ракетой. «Цени друга, - говорят в таких случаях китайцы, - но не забывай, что он может стать врагом».

Альянс или пасьянс?

Главный парадокс жизни в том, что, планируя одно, получаешь совсем другое. История полна примеров. Советский Союз страстно хотел дружить с Германией против Англии. Но в итоге, стиснув зубы, вынужден был дружить с Великобританией против Германии. Классический случай слияния города с деревней, приведший к бесплодию. Теперь Россия хочет дружить с Китаем против Америки и НАТО. Внешне обе страны вроде бы и демонстрируют единство. В Совете безопасности ООН, к примеру. Правда, одна пытается действовать методом убеждения, а другая - норовит ударить кулаком по столу.

И Россия, и Китай выступают против излишнего давления на Иран. И против вмешательства во внутренние дела Сирии. «Китай против использования любой военной силы или угроз ее применения для решение международных и региональных проблем, - утверждает Пекин устами пресс-секретарь министерства иностранных дел Хун Лэя. - Военный удар по Ирану приведет лишь к эскалации противостояния и к еще более серьезным потрясениям в мире. Поэтому единственный правильный вариант разрешения разногласий - диалог и переговоры». С китайской позицией понятно. А как насчет российской? Заместитель Путина Дмитрий Рогозин краток и категоричен: «Атака на Иран - прямая угроза нашей безопасности». Нечто похожее, помнится, говорил и Андрей Гречко посланникам Абделя Насера накануне Шестидневной войны.

Зам.министра обороны Михаил Ульянов на брифинге с российскими журналистами развил мысль Рогозина: «Иранская атомная бомба - выдумка Израиля, который, манипулируя мировым общественным мнением в своих вовсе не безобидных интересах, нагнетает напряженность в регионе». Взгляды, как видим, схожие, но тон совершенно разный. Можно, конечно, списать это на уровень культуры. Но дело не только в этом. Дело в самом подходе к проблеме. Россия, списавшая Сирии пять лет назад 70% долга, составляющего 13.4 миллиарда долларов, снова поставила ей вооружений на такую же сумму. И денег этих она никогда не получит. Китай же научился ничего не терять. Его компании, как работали в Ливии, так и продолжают работать. И в разделившемся Судане тоже. Если падет режим Асада, Китай ничего не потеряет и в Сирии. Если сменится власть в Иране, то и там он останется в выигрыше.

Пока Россия сколачивает альянсы, Китай раскладывает пасьянсы. И карты ложатся в его пользу. То, что Китай - экономический гигант, знает и кот Матроскин. Но то, что Китай заткнул за пояс Россию и по военной мощи, ни Рогозин, ни Ульянов никогда почтальону Печкину не скажут. Хотя печкины теперь и сами с усами. Военно-техническое сотрудничество Китая с Россией, по сути, свернулось. Стремительно деградирующий российский ВПК не в состоянии предложить Пекину ничего стоящего. Китайский "J-11В" не хуже российских "Су", а "Chengdu J-10", созданный на базе израильского "Лави", не уступает "МиГам". Китайские танки серии "Туре" более продвинуты, чем новейший российский "Т-90". Дошло до того, что Россия начала закупать тяжелую бронетехнику у Италии, которая никогда особо не котировалась на мировых рынках.

В Китае семь военных округов. Два из них - Пекинский и Шэньянский, примыкающие непосредственно к границе, мощнее всех вооруженных сил России вместе взятых. В случае военных действий темп наступления китайской армии составит порядка 150 километров в сутки. Даже по дальневосточно-забайкальскому бездорожью. Это, конечно, не означает, что китайцы уже завтра ввяжутся в драку, чтобы вернуть захваченные Россией сто пятьдесят лет назад полтора миллиона квадратных километров земли. Они предпочтут "мягкую аннексию", заселяя пустующие приграничные просторы. И выселить их оттуда будет невозможно. Ни уговорами, ни, тем более, угрозами. Похоже, Россия с этим уже смирилась. Поэтому чужой Ближний Восток ей дороже, чем собственный Дальний.

* * *

Безголосые поют громче всех. Если вдуматься, Джо Байден сказал то, что не решается пока сказать вслух Биньямин Нетаниягу. Вашингтон не таит "враждебных планов" по отношению к КНДР и выступает за решение иранской проблемы дипломатическими методами. Это почти дословное выражение Барака Обамы во время встречи с сеульскими студентами два месяца назад. Самое трудное в жизни - сделать первый шаг. Из положения лёжа. Перед студентами выступает не только Обама. Иранский контр-адмирал Али Фадави тоже встретился со студенческой молодежью университета Язда. И порадовал публику отменным чувством юмора: «Мощь нашего флота настолько велика, что мы можем доминировать в любых морях и океанах. Если возникнет необходимость, наш флот бросит якоря в трех милях от побережья Нью-Йорка».

Юмор - наше оружие. Политик с полным отсутствием чувства юмора - уже сам по себе явление чисто юмористическое. Обычно не смеются только на своих похоронах. Зато ценят тех, на ком природа отдыхает.

Как показывает опыт, принуждение к миру чаще всего заканчивается принуждением к войне. Израиль - не люстра, чтобы постоянно находиться в подвешенном состоянии. У него достаточно друзей на небе, чтобы победить врагов на земле. И чем ближе вечер пятницы, тем неотвратимей утро понедельника. Если американский исследовательский институт "Рэнд" - ведущий советник Пентагона, предлагает делать ставку на "голубей" - Меира Дагана и Юваля Дискина, то Израиль, похоже, определился. Доживем до понедельника, то бишь до осени. Поскольку по осени считают не только цыплят.