Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
По мнению всех специалистов в области безопасности, а также востоковедов, египтологов и просто специалистов на все руки, наступил этап подведения итогов мирного договора между Израилем и Египтом. Кемп-Дэвидские соглашения 1978г. сейчас имеют только архивную важность, ностальгия по исчезнувшей эпохе. С обеих сторон границы уже ведутся разговоры о том, что рано или поздно Израиль будет вынужден задействовать армию на Синае. Нельзя будет долго глязеть на чудовище исламского террора, жиреющее день ото дня.

Несмотря на это, давнишние поклонники Кемп-Дэвида не спешат каяться в грехах. Они утверждают, чо, по крайней мере, мы выиграли 34 года тишины. В какой-то мере, это верно. Вопрос лишь - является ли тишина самым главным и соответствовала ли плата территориями той зыбкой и неоднократно нарушаемой тишине, что мы получили взамен. (прим.перев. - граница на Голанах была самой спокойной с 70-х годов именно потому, что Израиль не отступил с Голан)

Бывший министр обороны Моше Аренс полагает, что нет. Он противился соглашениям 34 года назад и продолжает противиться сегодня. В прошлый четверг я слышал, как он заявил в университетском центре в Ариэле: "Моше Даян сказал, что только осел не меняет своего мнения. Тогда я осел. Я не изменил свое мнение о Кемп-Дэвиде". (прим.перев. - Моше Даян сказал это, перебежав из партии Маарах-Авода в правительство Бегина)

Если Аренс осел, то пусть будет побольше таких ослов. В 1980г. он изменил базовым принципам израильской политики, поплыв против течения начавших набирать силу политических дельцов из Мецудат-Зеэв и отвергнув предложение быть министром обороны в правительстве Бегина. "Я сказал Бегину", - рассказывал он в Ариэле, - "что если он намерем завершить отступление (с Синайского полуострова) и разрушить поселения там, то я не буду в этом участвовать. Я не готов делать это. Бегин пытался уговаривать меня. Сказал, что в ТАНАХе не написано, что Синай - часть Эрец Исраэль, и что Жаботинский тоже никогда не считал Синай частью Земли Израиля. Но я должен сказать тут, что не это были мои основные соображения - говорил или не говорил это Жаботинский. Я выступал против Кемп-Дэвидских соглашений, потому что они привели к значительному изменению геостратегического и политического статуса государства Израиль. Они превратили Израиль из государства, обладавшего стратегической глубимой, государства, владевшего нефтяными месторождениями и красивейшими туристическими объектами на Синае, - в гораздо меньшее государство. С ослабленным статусом по сравнению с тем, что был до отступления.

После Ливанской войны (1982г.), когда отступление с Синая стало свершившимся фактом, Аренс ответил положительно на новое обращение Бегина быть министром обороны. Затем занимал этот пост в правительствах Шамира и Нетаниягу в 90-е годы. Он хорошо знал Мубарака, как до того - Садата, и был уверен, что можно было торговаться с ними, по крайней мере, об оставлении в наших руках района Ямита. Аренс, энергичный 86-летний еврей, напомнил участникам конференции в Ариэле, что до начала прошлого века международная граница проходила посередине Синая, а не по линии Рафиах-Эйлат, и заявил, что в любом случае район Ямита надо было оставить в наших руках, "потому что нет исторического прецедента, когда агрессор получил бы обратно территории, утраченные им во время войны. Египет четырежды нападал на государство Израиль - и проигрывал. Не было причины компенсировать ему поражение.

С высоты своего возраста и опыта Аренс полагает, что и без соглашения между Бегином и Садатом, то не было бы военных действий на юге, потому что во время Войны Судного дня египтяне поняли, что не смогут победить нас. Сейчас, после всех землетрясений там, надо надеяться, что они все еще понимают.

("Макор ришон" 22.06.2012)


Перевел Моше Борухович
МАОФ