Смертная казнь для террористов не устрашит от совершения терактов, потому что сами террористы идут, чтобы убивать и погибнуть. Исследования показывают, что смертная казнь в целом не является эффективным инструментом устрашения, потому что на деле смертная казнь редко применяется. Кроме того, несправедливо убить одного человека, чтобы устрашить другого. И все же в крайних случаях смертная казнь для террористов необходима.
Потому что смертная казнь - моральна, справедлива. Мы не детерминисты, ни в фрейдовском, ни в материалистическом смысле. Мы верим в свободный выбор и в бремя ответственности, которую человек несет вследствие его выбора. И не только мы - так действует судебная система. Без моральной основы в преступлении (в чем выражается выбор человека) нельзя осудить даже самого жестокого убийцу.
Исайя Берлин говорил: "Вера в детерминизм не сочетается с положениями, прочно укорененными в привычном диалоге и мышлении как ученых-историков, так и людей с улицы на Западе". Поэтому нет сомнения, что террорист делает личный выбор и он должен нести ответственность за свой выбор".
Смертная казнь моральна, потому что есть случаи, в которых человек лишает себя божественного подобия. В этих случаях он уже не человек. Он превращается в орудие разрушения. Он становится злом. Его ужасные деяния оставляют в нем кровоточащие раны, разрушающие его право на жизнь. Его право на жизнь отбирается у него во время совершения им ужасных преступлений. Он больше не достоин жизни. Если есть критерии для жизни, то он не подходит под них. Если есть путь, по которому идут люди жизни, то он сошел с этого пути и извратил свой путь. Низменные убийства невозможно простить. Моральную ответственность он продолжит нести, пока душа в нем. Прощения не будет. Поэтому смертная казнь моральна и справедлива.
Нельзя позволить чувствам одолеть ум, - скажут мыслящие люди; желание мстить - это поверхностное чувство, - скажут обладающие знаниями и логикой. Им всем стоит прислушаться к словам Дэйвида Юма, учившего, что источник морали в чувствах, а не разуме. Все наши моральные ценности - независимо от того, идет ли речь о правах человека или о религиозных моральных ценностях - предрешаются нашими чувставами. Безусловно, у чувств есть тут центральная роль, как в принятии любого решения в области морали, но и не убивать презренных убийц будет решением в области чувств.
Надо подчеркнуть одну вещь. Смертная казнь не предназначается для каждого убийцы или каждого террориста. Смертная казнь предназначается только для крайних случаев, когда оставление убийцы в живых - антиморальное действо. Такие случаи немногочисленны. Здесь не место приводить характеристики этих случаев, потому что мы не занимаемся здесь юридическими определениями, скажем лишь, что речь идет о самых низменных убийцах, ужасных из ужасных, пользуясь определением проф. Роберта Балкера из Нью-Йоркского университета.
Так что можно перестать извиняться. Смертная казнь - это не фашизм. Это простая и справедливая вещь, и ее надо применять.
("Макор ришон")
Перевел Яков Халфин
МАОФ
См. также
Бен-Гурион: смертная казнь для террористов