Maof

Saturday
Jul 27th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Главные достижения Переса были в 50-х и начале 60-х годов, когда он стоял на плечах Бен-Гуриона. И это не те достижения, которыми гордилось сионистское движение на протяжении своей истории. В то время, как представители его поколения шли добровольцами в Еврейские части британской армии во время Второй мировой войны или в Пальмах, воевали в анти-британском подполье, а затем в ЦАХАЛе, Шимон Перес занимался дипломатическими играми в роскошных дворцах во Франции, заключал там сделки в кулуарах загнивающей Четвертой республики; делал сомнительные дела с руководителями послевоенной Германии.

Пришло время сказать, что он постыдным образом присвоил себе авторство проекта в Димоне. 3 центральные фигуры в создании израильской ядерной опции - это профессоры Эрнест Давид Бергман, Шальгевет Фрайер и координировавший проект Менес Прат. У Переса была политическая роль, которая не оправдывает присвоенный им статус "мистер атом".

Интересный факт: ни в одном конфликте после Синайской кампании (1956г.) руководители страны не бежали советоваться с этим "опытным специалистом в области безопасности". А данные им без спросу советы были ошибочными и могли привести к катастрофе, если бы кто-то прислушался к ним. Перед Шестидневной войной он предложил окопаться в обороне и добавил еще один совет в области, которую цензура всегда вычеркивает. Тот дикий совет был проигнорирован Даяном. Если бы Израиль последовал тому совету, то собственными руками предоставил бы Советскому Союзу веревку против нас. Во время войны Судного дня хоть Перес у заседал в правительстве, но у него не было ни понимания, ни влияния. Операцию Энтеббе, проведенную во время его каденции на посту премьер-министра, невозможно отобрать у него, но в 1981г. он противился бомбежке иракского реактора. В 1982г. после успехов кампании Мир Галилее (прим.перев. - то, что левые называют Ливанской войной) он пытался запрыгнуть на телегу Шарона, но когда стало известно о событиях в Сабре и Шатиле (прим.перев. - когда ливанские христиане-фалангисты устроили резню палестинцев в отместку за убийство своего президента), он присоединился к Шалон ахшав и был, в сущности, главным выступавшим на демонстрации на площади Царей Израиля, ставшей через 13 лет площадью Рабина. На той демонстрации в сентябре 1982г., кстати, Рабина не было.

В сущности, его длинную политическую жизнь можно разделить на 3 периода. У каждого из них есть жестокий заголовок, который дали не его поклонники: период Синайской кампании и Димоны - "Эйх пишпеш ала лемала" (как блоха залезла наверх); 1974-84 годы - "хатран бильти нилъа" (неутомимый интриган); с 1984г. (когда он стал премьер-министром) и до избрания президентом - лузер, ставший его величеством. Он занимал различные министерские посты, но ни на одном не преуспел. Был министром регионального развития - регион отказался развиваться. Был министром по развитию Негева и Галилее - именно после войны - и ничего не сделал. Его постыдное поведение перед 2-й Ливанской войной (2006г.) и во время нее вскрыло его свидетельство перед комиссией Винограда. До этого он еще был приведен в Кадиму Шароном после поражения на праймериз в Аводе от своего протеже Переца. Шарон публично унижал его и лишь позже сделал одолжение и начал относиться лучше.

Осло, без всякой связи с его ужасными послествиями, было присвоено Пересом подобно проекту Димоны. Отцовство соглашений Осло записано в регистрационных актах МВД на имя Йоси Бейлина. Это не помешало Пересу протиснуться на место отца на церемонии на лужайке в Белом доме. Гиршфельда и Пундака - не пригласили вообще - как объяснил Перес: повитух не приглашают на церемонию. Но его роль в заключении соглашений Осло не сделали его приятным "палестинцам". Приближенные Абу-Мазена презирают его и, видно, не рады возможности, что он вернется на арену как организатор неконтролируемых мирных инициатив. Если он сосредоточится на произнесении возвышенных речей, особенно если обратит их к народам мира, он может поспособствовать интересам Израиля. Если возьмется возглавлять глобальные процессы, начинающиеся в пустыне Арава и Соленом озере и проходящие через Рамаллу и Дамаск по пути в стратосферу - это закончится для Переса провалом, от которого его не сможет спасти даже английская королева. Та, по крайней мере, знает, где заканчивается ее должность.

("Макор ришон")


Перевел Яков Халфин
МАОФ