Министерская комиссия по поселенчеству - свежая комиссия правительства Нетаниягу - с рекордной скоростью достигла момента истины. Она должна решить является ли она министерской комиссией или просто украшением. По состоянию на сейчас второе определение больше подходит ей. Может, Биньямин Нетаниягу и является формальным председателем комиссии, но ее настоящий глава - Майк Блас. Зам.юридического советника правительства присвоил себе право вето на решения комиссии.
У Бласа большая доля в запутывании истории Гиват а-Ульпана. Он игнорировал решения этой комиссии по Мигрону и навязал ей свою частную политику и по вопросы Бейт-Эзра в Хевроне. За 4 недели до выхода на пенсию он продолжает проводить свою политику в обсуждениях БАГАЦа по искам левых против поселений. Его позиция в БАГАЦе делает лишним выступление там адвоката Шалом ахшав Михаэля Сфарада и приносит массу удовольствия главе Шалом ахшав Яриву Оппенгеймеру. Почти нет связи между ним и политикой министерской комиссии. Комиссия решила? - Ну так что - Блас решил иначе.
В ответ на упреки правых против Бласа представители министерства юстиции обычно заявляют, что он профессионал, которого в жизни интересует только защита закона. Как будто только он умеет провести правительственную политику по поселениям в соответствие с израильскими законами и международным правом. Якобы вновь и вновь он спасает нас от поспешных шагов политиков. Вместе с юр.советником правительства Йегудой Вайнштейном, разумеется.
По крайней мере в истории Бейт Эзра такая реакция министерства юстиции не выдерживает никакой критики. Напомним лишь, что речь идет о еврейской собственности еще до Войны за Независимость и что владелец дома еще жив (до 120!). Арабы, занявшие здание под покровительством грабительской иорданской власти, были выброшены оттуда лишь несколько лет назад из соображений безопасности. Они в любом случае не вернутся туда. 3 профессиональных судей, заседавших в апелляционной комиссии Гражданского управления, пришли к выводу, что государство должно передать здание еврейскому ишуву Хеврона и выполнить этим пожелание владельца. Даже министр обороны Барак поддержал эту позицию. Только Майк Блас против. Он благоговейно относится к праву на "защищенное жилье" вторгшихся в дом арабских торговцев. С его точки зрения, апелляционная комиссия - лишь рекомендательный орган, а министерская комиссия по поселенчеству - даже не это. Государство - это он, и наоборот.
В свете опыта прошлого есть реальная опасность, что БАГАЦ, который должен будет вскоре вынести решение по этому вопросу, примет позицию Бласа и решит выселить евреев, проживающих сейчас в этом доме. Разве что комиссия придет в себя и не ограничится озвучиванием слабых протестов и интервью по радио. Пришло время продемонстрировать министерскую силу, а у министерской комиссии есть большие полномочия. В случае Бейт Эзры есть отличные юридические и моральные обоснования. После этого комиссия по поселенчеству сможет освободиться для следующей задачи: принятие выводов комиссии Эдмонда Леви по вопросам форпостов. Он уже начинает покрываться пылью.
("Макор ришон" 24.08.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ