Ситуация, которая сейчас складывается в Стране вокруг призыва харедим в армию не имеет никакого отношения к справедливому и равномерному распределению общественной нагрузки, действительно нужной Стране и ее народу, а имеет единственную цель – под лозунгами "нормализации общества" разрушить мир Торы и уничтожить еврейство. При ее новой форме и новым способам воплощения в жизнь, эта ситуация совсем не нова, хоть и изначально безнадежна. Для понимания складывающейся ситуации нам много раз придется обращаться к давней и совсем недавней истории нашего народа. От уроков разведчиков из главы Шлах книги Бемидбар до последствий Катастрофы европейского еврейства во всей ее пещерной первобытной ненависти христианских народов к евреям, обрушившейся на нас в середине ХХ века, века просвещенного, культурного, либерального, с устойчивыми демократическими традициями.
Мы ранее уже высказывались о базовых, глубинных, истинных, с нашей точки зрения, причинах Катастрофы европейского еврейства. Кратко повторимся. В середине ХIХ века в мире сложилась совершенно новая ситуация. В мир пришли два больших изменения.
С одной стороны, для евреев открылась Страна. Турки, владевшие в то время Эрец Исраэль, перестали строить малопреодолимые препятствия для переселения евреев в Страну. Можно было приезжать и строить ее. Страна, конечно, после почти двухтысячелетнего запустения была малопригодна для нормальной жизни. Болота или пустыни. Малярийная лихорадка и многое другое. Ни сельского хозяйства, ни промышленности. Даже поселений толком не было. О медицине или образовании не приходилось даже вспоминать. Но открылась возможность, преодолевая огромные сложности, приезжать и восстанавливать Страну. Все понимали, что возрождение Эрец Исраэль – работа на несколько поколений, и пришедшие первыми вряд ли насладятся даже первыми сочными плодами своего труда. Ведь не зря сказано в Пиркей Авот (2:16): "Не тебе закончить работу, но нет у тебя права уклониться от нее…". Но поначалу поехали немногие герои, первопроходцы, маапилИм. Очень немногие. Европейское еврейство вслед за очень многими выдающимися раввинами решило остаться на месте и дожидаться Машиаха, который и решит все проблемы как восстановления Страны, так и переселения в нее евреев из всех уголков Изгнания. В определенном смысле можно сказать, что евреи пренебрегли Страной и открывшейся возможностью в ней поселиться. Они в своем желании пассивного ожидания Машиаха пренебрегли обязательнейшей необходимостью прилагать свое старание, свои усилия (иврит: иштадлЮт) для реализации планов Тв-рца в этом мире. Заметим в скобках, что под тем или иным соусом объяснений массовое нахождение евреев вне Страны продолжается и сейчас, больше половины нашего народа до сих пор живет в рассеянии и до сих не видно их большого желания переселятся в Израиль. Очевидно, только повторный (после Катастрофы) жестокий и безжалостный пинок гоев, как и всегда, организованный Тв-рцом, соберет евреев из галута домой.
С другой стороны, к середине Х1Х века сложилась развитая система практически современной промышленности и соответствующая ей система высшего образования, которая не претерпела больших и принципиальных изменений до 80 - 90-х годов ХХ века (последние 15 -20 лет стал заметен быстрый процесс распада и развала высшего образования в мире). А так как, по нашему мнению, Тв-рец хочет от еврея активного преобразования мира (с целью возвышения собственной души) и одновременно глубокого изучения Торы (в широком смысле), то оставаться с примитивными специальностями, дающими скудный заработок внутри самого местечка, стало нельзя – нужно было растить свою научную и промышленную интеллигенцию, глубоко преданную Тв-рцу и знающую Его Тору. Все предыдущие века все специалисты были самоучками (имелись лишь немногочисленные школы, например, медицинские. Бредню догматического гуманитарного обучения в средневековых университетах можно не рассматривать). Главным багажом для достижения успеха была смекалка, предприимчивость, природный ум, способность схватывать знания "из воздуха" и накапливать опыт. В этот длинный, многовековой период евреи имели явное преимущество – их отточенный Талмудом ум явно выигрывал у окружающих народов, не имевших школ для системного развития мозгов. Но по мере накопления научных знаний и опытных данных, ключом к успеху, наравне со смекалкой и острым умом, стало обладание выученными в специальных школах (университетах) профессиональными знаниями. Общей способности схватывать материал, размышлять, анализировать стало недостаточно. Стало необходимым фактическое знание наук (изучение которых, кроме снабжения человека знаниями, тоже, как и Талмуд, хотя и менее эффективно, оттачивало ум). Оказалось, что юристом можно стать только после окончания юридического факультета, инженером - только после окончания соответствующего инженерного факультета. Отточенных Талмудом мозгов стало остро недостаточно – нужно было долгой, многолетней учебой наполнять их широкими и объемными знаниями, накопленными в той или иной специальности. От евреев потребовался адекватный ответ в новой обстановке. Но ответ не был дан. Фактически, тем, кто из общины ушел учиться академическим специальностям, не находилось больше места в еврейской общине, они в огромном большинстве оставляли соблюдение Традиции и учебу Торы. Заметим, что и сегодня вся "чернокипная" профессура – люди, в большинстве своем вернувшиеся к Традиции после получения высоких научных званий и степеней. Серьезная академическая учеба для родившихся в сугубо религиозной среде закрыта почти герметически и сегодня.
Но руководители нашего народа в то время не смогли найти адекватный ответ ни на оба изменения вместе (а именно необходимость широкого ответа на оба изменения была насущнейшей необходимостью, истинным вызовом времени), ни на одно из них, что могло бы стать хотя бы частичным ответом на требования времени. Руководители народа, ведущие раввины поколения решили все законсервировать и течения времени не замечать. Результатом стала массовая секуляризация евреев, внешнее оставление ими мира Торы (что на внутреннем уровне расцвело пышным цветом поколением раньше). Из этого положения выросли три следствия.
Во-первых, массовая секуляризация еврейства, массовый, почти всенародный отход от Торы, от Тв-рца и его заповедей, переход большинства евреев к гойскому типу жизни, к исповедованию жизненных ценностей других народов сделали Катастрофу неизбежной.
Во-вторых, раз религиозные деятели власть не реализовывали, реальная власть в еврейском народе, владение мыслями народа, выработка его пути, наконец, представительство народа перед гоями были переданы (захвачены без реального сопротивления) ассимилированными, не знавшим (или забывшим) Тору евреями. Именно отсюда растут корни нынешнего вида и нынешнего печального состояния современного Государства Израиля.
В-третьих, в мире поднялись две совершенно одинаковые по сути (но немного отличающиеся в деталях) диктатуры, которые схлестнулись между собой вроде бы за мировое господство, а на самом деле – с целью убрать из мира застывшее в галуте, ставшее единым целым с галутом восточно-европейское еврейство и открыть дорогу воссозданию государства евреев в Эрец Исраэль. Ведь мы же понимаем, что не решения ООН и не "добрая воля" мирового сообщества гойских народов определяют историю вообще и уж точно, - не еврейскую историю, в частности.
Но и в Стране во второй половине ХХ века, уже после Катастрофы европейского еврейства наши руководители поколения опять повторили ту же ошибку середины XIХ века. Они в своей массе, сказали, что мы этого государства в упор не видим и продолжаем жизнь польских местечек все того же ХIХ века – сидим и всем кагалом учим Тору как единственное дело в жизни, а все материальные проблемы решаются волшебным образом без наших усилий в этом "нечистом" направлении. Правда, и в тех польских местечках в то время было немало торговцев, ремесленников – жить-то на что-то было нужно. Да и в нынешней "харедимной" среде не столь уж мало работающих, но основная масса работает или в черной мелкой торговле типа "купи-продай" или в специальностях, не требующих серьезной учебной подготовки и осваивающихся не столь уж длинной практикой. Скромно промолчим о качестве работ, выполняемых такими нигде не учившимися "специалистами" даже в относительно простых рабочих специальностях типа установки кондиционеров – чтобы правильно установить кондиционер для его эффективной и экономичной работы, чтобы вывести трубки конденсируемой кондиционером воды не на голову соседа (а эта вода зимой и летом течет из разных мест кондиционера и оба места нужно снабжать соответствующим водооттоком), нужно знать не так уж много, но опыта, полученного у таких же неучей-"специалистов" для этого явно не хватает. И позор некачественной работы за качественную оплату продолжает шириться.
Понятно, что под руководителями Страны мы имеем в ввиду не временных, часто сменяющих друг друга, но при этом подозрительно одинаковых руководителей государства (власть переходит из руки в руку, оставаясь в одних руках), а истинных руководителей еврейского народа во все века – мудрецов Торы, выдающихся раввинов нашего поколения.
В принципе, в лице большинства руководителей поколения, выдающихся знатоков Торы мы имели в XIXвеке и имеем сейчас очередную реинкарнацию разведчиков из главы "Шлах" книги Бемидбар. По широко распространенному мнению, те тоже были большими знатоками Торы и хотели спокойную жизнь, полную учебы Торы и только учебы Торы, а материальное обеспечение жизни (ман для еды падает с неба, одежда не ветшает, болезни не насылаются) будет поступать из ниоткуда по прямому велению Тв-рца. Они не хотели пустить народ в Страну строить нормальную трудовую материальную жизнь, до самой глубины пропитанную Торой. Они подозревали (может быть, обоснованно, видя перед собой поколение вчерашних рабов, не учивших Тору серьезно, систематически, с детства), что Тора в такой жизни займет весьма второстепенное положение. Тв-рец быстро и жестко, чтобы не сказать жестоко, высказал Свое мнение на такой тип жизни. Разведчики погибли на месте, а поколение отправилось на 40 лет (до конца их жизни) в пустыню без права входа в Страну, чтобы вырастить поколение, не знавшее рабства, с детства учившее Тору и только потом готовое вести материальную жизнь на основе Торы. Но, как известно, главный урок истории состоит в том, что из нее не извлекают никаких уроков. И мы раз за разом наступаем на те же грабли.
Идеальное еврейское общество – когда народ отдельно живет (почти без гоев в своей среде) и среди народов не числится. Тогда по необходимости и почтальон – еврей учащий Тору и соблюдающий заповеди, и врач, и строитель, и все необходимые народу специалисты и должности – из евреев, учащих Тору и соблюдающих заповеди – других просто в обществе нет. Причем, нам нужны специалисты хорошие, на мировом уровне, а это можно достигнуть только многолетней академической учебой.
Тора очень похожа на компьютерную операционную систему, без которой приложения (отдельные программы, выполняющие те или иные задачи) не могут существовать, но и сама ОС без приложений мертва и бессмысленна. Кому нужны 70 листов Гемары наизусть, если у них нет продолжения в активной жизни среди евреев для выполнения тех или иных необходимых обществу функций, в разработке Алахи, в преподавании той же Торы. Кому нужен нож для шхиты, который каждый день тщательно проверяют, повторяют и уточняют алахот (законы) шхиты, но нож без употребления вечером опять убирается в футляр, чтобы цикл повторился и завтра.
Особенностью жизни в постоянном и непрерывном изучении Торы всем народом без остальных видов деятельности является быстрая потеря Торы – это занимает всего-навсего 2-3 поколения. Именно в этом периоде мы и находимся. От конца Катастрофы и воссоздания Израиля как раз и прошли эти 2-3 поколения. Народ целиком, во всей своей массе не может заниматься каждый день и целый день столь сложным интеллектуальным трудом как изучение Торы. В массе народа всегда присутствуют люди со всем спектром способностей к тяжелому интеллектуальному труду – от гениев, от людей с огромной интеллектуальной работоспособностью и терпением до … (ну, зачем ругать евреев, которым Тв-рец по Своему разумению дал уменьшенную порцию интеллекта!?).
Сегодня, к огромному сожалению, слишком у многих якобы постоянно изучающих Тору нет ни Гемары, ни Алахи, ни знания материального мира ни в качестве его использования для построения материальной жизни здесь и сейчас и тем самым подъема собственных душ, ни в качестве изучения этого великого проявления Тв-рца через его Имя, через созданный Им материальный мир с его Б-жественными, заложенными в самую глубину материи и открываемыми людьми законами природы.
Как и перед Катастрофой, отход народа Торы от Торы именно среди тех, кто Тору провозгласил своим знаменем, целью и единственным содержанием жизни, приводит к неограниченному, неостановимому как раковая опухоль, росту сил, разрушающих снаружи то, что уже разрушилось изнутри.
Именно к этому типу процессов относится вакханалия по поводу призыва харедим в аримю. Мы уже неоднократно писАли, что истинной задачей той армии, в которую превратился некогда славный ЦАХАЛ, является моральное разрушение евреев Торы, разрушение их образа жизни, их мира. Вся вакханалия с ее прекраснодушными, даже внешне немножко похожими на справедливость заклинаниями, преследует только одну цель – разрушить мир Торы, доделать недоделанную диктаторами предыдущих поколений задачу окончательного решения еврейского вопроса. Правда, большинство рядовых участников шабаша не понимает, что творит и творит этот ужас достаточно чистосердечно, вроде бы борясь за справедливость – уж слишком они ограблены в смысле понимания еврейских ценностей и еврейского пути в жизни.
В этом участвуют многие страны и народы, но первую скрипку сейчас играют евреи, потерявшие (или по несчастью не удостоившиеся приобрести) Тору. А политиканы, как обычно, пытаются разжечь огонь взаимной ненависти в народе – им сдуру кажется, что разделение народа усиливает их власть.
Одним из явных признаков попытки решения именно задачи уничтожения еврейства Торы, что равнозначно уничтожению еврейства в целом (светский еврей – очень временная шутка этого мира – см. ассимиляцию среди светских и реформистов, одним из инструментов которой является липовый гиюр с неостановимым привлечением гоев в якобы еврейство) является "принцип" личной ответственности за отлынивание от призыва. Верный в обществе, где каждый отвечает за себя и только за себя, этот принцип становится своей противоположностью в иерархических обществах. Одним из примеров такого строго иерархического сообщества является сама армия.
Еврейство Торы является строго иерархическим сообществом, каждый член которого выполняет решения своего раввина, а те, в свою очередь, приводят в действие указания более высоко стоящих раввинов. Рядовой юноша из этой среды не имеет свободы выбора в решении идти или не идти в армию. Поэтому "принцип" личной ответственности и проявляет самым явственным образом желание борющихся с Торой евреев разрушить общество евреев Торы.
Проблема не в том, что все исполнители и вдохновители вакханалии призыва харедим получат по заслугам, как уже получили то, что честно заработали и разведчики из главы Шлах, и Гитлер, и Сталин, и Рабин, и Шарон. Мы помним как бесславно закончили карьеру многие участники позорища добровольного и неспровоцированного размежевания с частями территории Страны и с евреями, на этих территориях жившими. Поэтому судьба творящих нынешний шабаш призыва харедим в армию нам известна, а потому – не интересна. Но наша беда в том, что Тв-рец сначала позволяет преступникам и их вдохновителям и прихлебателям совершить их преступления против народа, и лишь затем посылает наказание. Наша задача сегодняшнего дня – сдержать совершающееся здесь и сейчас преступление, сохранить силы, кадры, ресурсы для возрождения.
Понятно, что политические представители религиозного еврейства во власти никого в идеологическом, в духовном плане не представляют и посланы в Кнессет для выбивания денег и только денег из власти. Их голос, которого, впрочем, и не слышно, интереса не представляет. Так они его даже и не пытаются возвысить.
Есть только два связанных между собой пути решения возникшей двойственной проблемы. С одной стороны, мы видим печальное положение именно в Торе тех, кто провозгласил Тору единственным содержанием своей жизни. С другой стороны, отказ от знания мира Тв-рца, нашего физического и общественного мира привел к печальному не только экономическому, но и семейному положению "харедим" – многие просто не знают как воспитывать своих же детей, как строить крепкие отношения со своими женами, как понимать происходящее в еврейском мире и в "еврейской" стране.
Первое направление из двуединого решения: именно крупные руководители еврейства должны, по нашему мнению, быть инициаторами на национальном уровне изменения армии в сторону превращения ее в еврейскую армию, профессиональную в мирное время и всенародную в дни войны, армию со святостью в стане, с ежедневной серьезной учебой Торы, именно руководители еврейства должны выступить на всеизраильском уровне инициаторами всенародной серьезной военной подготовки с поддержанием боевых навыков долгие годы, с запретом армейской службы девушек, с нормализацией кашрута в армии и института армейских раввинов, с требованиями серьезной военной учебы командиров.
Но такие инициативы не могут быть только требованиями изолированного меньшинства к остальной части общества – совершенно необходимо одновременно реализовывать и второе направление того же двуединого решения: менять свое участие в общенациональной жизни, показывать пример истинно еврейской жизни – активной, в том числе и профессиональной жизни в еврейском обществе с высоко поднятым знаменем Торы. Есть комментарий, что слова "и наполнилась ими страна" (Книга Шмот 1:7 о евреях в древнем Египте) означают, что евреи заполнили все культурные заведения Египта – театры, цирки и прочее. Сегодня нужно, чтобы религиозные евреи, преданные Тв-рцу и Его Торе, получившие серьезное образование (как религиозное, так и академическое) и овладевшие сложными современными специальностями, наполнили Страну во всех ее фирмах, заводах, учреждениях. Причем явно и открыто демонстрировали свой образ жизни, свою систему ценностей, а не мимикрировали под светское окружение с его гойскими жизненными ценностями и гойским же образом жизни. Тогда их голос станет весьма весомым в обществе, быстро – приоритетным, люди заходят стать частью этого чистого сообщества солдат Тв-рца. А для этого нужно существенно преобразовывать систему учебы и воспитания детей, сохраняя (а для многих – вводя заново) бесспорный приоритет учебы Торы (серьезной и самоотверженной учебы, не отбывания уроков или слушания сказок по мотивам Торы), но серьезно изучая при этом и естественные науки, чтобы знать окружающий мир, который весь целиком, от начала и до конца является проявлением Тв-рца и Его воли.
Но это невозможно без настоящих лидеров, беззаветно преданных Тв-рцу и Его Торе, имеющих широкий взгляд на происходящее, бесконечно любящих весь (весь!) Его народ и поэтому взваливающие на свои плечи тяжелую и слишком часто неблагодарную ношу. А этих лидеров у народа сейчас нет.
Мы можем только воскричать о проблеме, о преступлениях, о путях выхода из прямой и явной опасности. Но не видно даже на горизонте царя Ниневии (из книги Йоны), который способен услышать вопль и перевернуть Ниневию духовно и поведенчески хотя бы за минуту до того, когда Тв-рец мира перевернет ее физически.
А пока нам особо нечего противопоставить общественной истерии по призыву в армию "харедим" и мы можем занять только глухую оборону обреченных, с увеличивающимися потерями наших "солдат" под ударами кнута и пряника нападающей оголтелой и потерявшей способность понимать последствия собственных действий толпы, руководимой бездарными и лишенными еврейства "государственными лидерами". Можем только пережидать шабаш, тихо надеясь, что его грязная волна пройдет над нашими головами и сама канет в вечность. До следующего шабаша.
Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»