Старая поговорка среди работников Мосада гласит, что по возвращении с операции есть только 2 варианта: победить или объяснить. Тройка, вернувшаяся из операции в Газе, занималась, в основном, объяснениями. На протяжении 20 минут стояли Биньямин Нетаниягу, Эхуд Барак и Авигдор Либерман и один за другим рассказывали о достижениях операции "Облачный столб". Они делали это в зале пресс-конференций в министерстве главы правительства, стоя перед журналистами и рабочими отдела техобслуживания министерства, которых попросили заполнить пустующие кресла.
В то же время институты опросов общественного мнения обзванивали людей. Несколько жестоко переводить ракеты в мандаты, и все же: 12 мандатов находятся в пределал досягаемости "касамов" и "градов". Еще 40 мандатов получили указание спуститься в бомбоубежища в районе Гуш Дана и Иерусалима. Как повлияет перемирие на эти две большие группы населения?
Считается, что первый обстрел ракетами толкает общество резко вправо. На последних выборах количество голосующих за Ликуд и НДИ на севере и юге Страны значительно увеличилось. Только в Тель-Авиве не было изменений. Если такое настроение общества повторится, то правые партии существенно выиграют и в Гуш Дане. Но перемирие отбирает у Нетаниягу и Либермана то преимущество, благодаря которому они получили 80% голосов жителей Юга после операции "Литой свинец", - они обещали свалить режим Хамаса.
"Я знаю, что есть граждане, ожидающие более серьезной операции", - сказал премьер-министр позавчера, - "и очень может быть, что нам потребуется сделать это, но все же будет правильным использовать шанс достичь длительного прекращемия огня". Это была новая редакция старого выражения "То, что видно отсюда, не видно оттуда".
Нетаниягу утешается, в основном, тем, что у него нет "своего Нетаниягу" - боевого главы оппозиции, который пройдет по телестудиям и раскритикует правительство за вялость. (прим.перев. - лидеров левых партий регулярно приглашают в телепередачи, но их никто не воспринимает всерьез). К его большому счасьтю, у него "нет и Либермана": министр ин.дел, который лишь 4 года назад предложил Мубараку убираться к черту за отказ приехать с официальным визитом в Иерусалим, рассыпал на этой неделе похвалы наследнику Мубарака - исламскому фундаменталисту Мухаммеду Мурси. У общественности, разочарованной отсутствием явной военной победы, нет альтернативного кандидата в премьер-министры. Яхимович и Лапид будут рады вернуться к социальной предвыборной повестке дня, а Байт йегуди не угрожает власти Ликуда.
(прим.перев. - есть международное правило в политологии - ухудшение в области безопасности толкает общественность вправо)
Предвыборная кампания Артура Финкельштейна (прим.перев. - советника Нетаниягу) больше сфокусируется на управлении и меньше на идеологии: он будет заниматься хорошим качеством принятия решений, а не их содержанием; лидером, а не направлением, куда он ведет. Подготовьтесь: мощь, лидер, сильный, крупный. Эти слова будут фигурировать на предвыборных плакатах правящей партии.
Но у "Ликуд-бейтену" все же есть причина для беспокойства. Значительная часть из сотен тысяч избирателей могут решить, что ракеты - как погода: все говорят об этом, но никто ничего не делает в отношении этого. В отчаянии они могут остаться дома в день выборов или проголосовать за партии протеста. Да, это прозвучит несколько странным, но военная предвыборная повестка дня может породить именно социально-экономическую предвыборную повестку дня: если все обещают заняться Хамасом, но не делают этого, если различие между партиями невозможно обнаружить с увеличительным стеклом, может, стоит проголосовать за партию с совсем другой повесткой дня. Кстати, это не будет прецедентом. На выборах 2006г. Ольмерт представил свою программу "иткансут" с большинства территорий Иудеи и Самарии. Он декларировал, что выборы будут референдумом по этому вопросу. Народ поколебался и проголовал за партию пенсионеров (прим.перев. - 7 мандатов).
Тесно слева
Как будто, не достаточно ракет, согласно СМИ, народ Израиля мучится вопросом: захочет или не захочет (тот или иной политик создать свою партию). Эхуд Ольмерт и Ципи Ливни уже решили. Бывший премьер-министр, видно, обойдется. Не из-за последней операции на Юге, а из-за шансов. Ольмерт понял, что у него нет шансов вновь стать премьер-министром. Партия с (самое большее) 8 местами в Кнессете не интересует его. Ливни по опросам получает немного большие результаты (с ударением на слове "немного"), но у нее другая цель: она удовлетворится руководством средненькой оппозиционной партии.
Забавно, как трогательный призыв к единству всех левых сил против Нетаниягу заканчивается расколом, напоминающим худшие дни правого лагеря. На ближайших выборах за 30-40 мандатов будут состязаться: Авода (Яхимович), Еш атид (Лапид), Кадима (Мофаз), Тнуа (Ливни), Мерец, Ацмаут (уже без Барака), Мерец и новая партия Элдада Янива. Результаты последнего опроса газеты "а-Арец" показывают, что Ликуд-НДИ получает больше мест в Кнессете, чем все эти списки, вместе взятые.
("Макор ришон" 23.11.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ
Резервисты изображают надпись "Биби - лузер"