На прошлой неделе в пятницу перед самым началом шабата я не свалился со стула от великого восторга, услышав о решении Нетаниягу построить 3000 единиц нового жилья в Иудее и Самарии – в качестве «наказания палестинцам». Есть нечто проблематичное в превращении строительства в «наказание». Недопустимо превращать строительство в еврейских поселениях в этакое «орудие наказания». Это моральное, сионистское, еврейское дело. Тот, кто верит в наше право на эту Страну, должен строить вне всякой связи с политическими процессами. Тот, кто строит в качестве «наказания», «реакции», демонстрирует, что он не верит в ценность еврейского поселенчества как такового.
Даже это правильное решение Нетаниягу принял как шлимазл. Казалось бы, всё складывалось в его пользу, и момент был наиболее подходящим. На этот раз не было места классическим аргументам левых против «выбора момента» - якобы с целью «нанести ущерб политическому процессу». Если уж "весь мир все равно против нас", так сделаем то, что соответствует нашим интересам, ни с чем не считаясь.
Две недели назад я посетил поселение Атарот в округе Биньямин. С площади у секретариата поселения можно наблюдать многоэтажные дома нового строящегося арабского города Раваби (на иврите Гиватаим – Х.Г.), стремительно растущего. Звуки стройки разносились по всей округе, груженые стройматериалами грузовики сновали туда-сюда. «Палестинцы» беспрепятственно строят по всей своей территории.
В отличие от их демарша в ООН, строительство в зоне «С» никак не противоречит соглашениям Осло (которым демарш противоречит – прим.перев.). В этом соглашении нет ни одного параграфа, запрещающего строительство в еврейских поселениях Иудеи и Шомрона, даже нет запрета на строительство новых поселений. Подобно тому, как «палестинцам» можно строить в зонах «А» и «В», также и Израилю можно беспрепятственно строить в зоне «С» - в соответствии с соглашением Осло.
И всё-таки, исходя из "умного государственного подхода", такие решения не принимаются в виде вызова и резких телодвижений – а ведь именно это Нетаниягу и сделал. Ничего бы не случилось, если бы это решение принималось не в пятницу (назавтра после голосования в ООН) в состоянии спешки, если бы его принятие было бы отложено до воскресного утра, после традиционного заседания правительства, после израильской разъяснительной подготовки через посольства. Я полагаю, что не стоило устраивать сюрприз для президента США. Да, это верно, мы не должны спрашивать его разрешения на принятие чисто израильского суверенного решения, но следовало проинформировать его. Американцы по своей природе принимают как нечто легитимное, когда с ними не соглашаются. Они не готовы смириться с ощущением, даже субъективным, что пытаются дурачить их.
Все главы правительств решали – но никто не исполнил
Нападки международного сообщества на Израиль по поводу нынешнего решения застроить район Мевасерет Адумим, иначе именуемый зоной Е-1, следуют из утверждения, верного в своей основе, что постройка этого квартала предотвратит основание «Палестинского государства» с территориальной непрерывностью между Иудеей и Шомроном. Да, в основе своей это верно: еврейская застройка зоны Е-1 должна связать Маале-Адумим с горным хребтом Ар а-Цофим, тем самым создав на деле «Большой Иерусалим», т.е. еврейскую территориальную непрерывность от Иерусалима - к Маале-Адумим, Мишор-Адумим, Кфар-Адумим, далее на восток через Мицпе-Йерихо, Веред-Йерихо - к поселениям Мегилот на севере Мёртвого Моря. Эта непрерывная цепочка еврейских поселений на деле прервёт географическую непрерывность арабских населённых пунктов между Иудеей и Биньямином и Шомроном. Короче: это ликвидация возможности создания «палестинского государства», как географической непрерывной единицы в Иудее и Шомроне.
Если же зона Е-1 окажется под «палестинским» суверенитетом, они смогут реализовать свой старый план связать арабские населённые пункты, окружающие Иерусалим, с деревнями в округе Рамаллы, далее А-Рам, Хизме, Аната (она же Анатот, родина пророка Йермиягу), Азарии и Абу-Дис до окраины Бейт-Лехема. Смысл этого: создать «палестинское государство» обладающее географической непрерывностью от Дженина до Хевронского нагорья. А также: географически отрезать Иерусалим от Маале-Адумим. Иерусалим, столица государства Израиль, снова окажется «пограничным городом», что в конечном итоге приведёт к его упадку – и экономическому, и урбанистическому.
Именно в этом и заключается суть нашего противостояния всему миру: какая непрерывность возобладает – еврейская географическая непрерывность с запада на восток, или «палестинская» с севера на юг, от Иудеи до Биньямина и Шомрона?
Все главы правительств Израиля последних 20 лет – от Ицхака Шамира до Эхуда Ольмерта, включая Ицхака Рабина и Биньямина Нетаниягу в его 1-ю каденцию, так и Эхуда Барака в его единственную и коротенькую каденцию, - все понимали стратегическую важность этой территории. Все израильские правительства последних 20 лет принимали решения о строительстве в этом месте. Но ни одно из них не начало на деле этого строительства. Причина? – американское давление, при этом неважно, кто был президентом, а также «палестинские» угрозы.
7 лет назад, на исходе каденции правительства Шарона, был утверждён план. Следующий этап - публикация плана - не был осуществлен за 7 лет. «Шарон всех облапошил! - поведал мне на этой неделе человек, хорошо знающий дело. – Он утвердил публикацию плана, но на деле дал указание не выполнять это решение Причина? – он обещал американцам застопорить этот план». В сентябре 2005 года Эхуд Ольмерт, тогда ещё министр в правительстве Шарона, в интервью «Джерузалем Пост» раскрыл, что Израиль обязался перед американской администрацией не строить между Иерусалимом и Маале-Адумим, и весь проект был заморожен. «Государство Израиль обязалось заморозить строительство, - поведал Ольмерт в интервью, - а посему мы бы поступили безответственно, если бы начали там стройку». (Очаровательный образчик государственного мышления и ответственности! – «Пропади пропадом государство, только бы для всего прогрессивного юдофобского интернационала мы выглядели красиво!» - прим.разозлённого перев.)
Если сейчас план на деле начнёт претворяться в жизнь, около года пройдёт до того момента, когда можно будет увидеть экскаваторы на местности. После публикации дается время на выдвижение возражений (например, связанных с экологией), и ими придётся заниматься ещё несколько месяцев. Допустим, все возражения будут отклонены. Тогда придёт стадия окончательного утверждения, подробного планирования параллельно с конкурсом среди подрядчиков. И только после этого начнётся строительство. «Весь процесс займёт как минимум год, - говорит чиновник, занятый подготовкой и планированием. – В течение 2 недель мы узнаем, будет ли на деле публикация, а также - чем на самом деле было слово Нетаниягу – пустой декларацией или серьезным намерением».
«Палестинцы», в отличие от Израиля, не ждут никаких утверждений строительства, никаких разрешений от мирового сообщества. Они строят по крупному. Годами «палестинцы» создают факты на местности, на деле создают непрерывную застройку к востоку от Иерусалима, от Абу-Дис в сторону а-Зеим и далее до Анаты, Хизме и а-Рама. Этим строительством они намереваются соединить свои населенные пункты в Иудее, Биньямине и Самарии.
Таково значение квартала Е-1, строительство которого (если оно будет наконец реализовано) в конечном итоге покончит с мечтой «о палестинском государстве», обладающем географической непрерывностью от Иудеи до Шомрона. Зато отсутствие строительства позволит «палестинцам» посредством собственного незаконного строительства соединить населенные пункты Азария – Абу-Дис – а-Зеим – Аната – А-Рам, тем самым образовав непрерывную урбанистическую «палестинскую стену» к востоку от Иерусалима, которая отделит Маале-Адумим от Иерусалима. Только такое соображение и должно стать руководством для принятия решений, какова должна быть наша стратегия в Иудее и Самарии. Для меня и моих единомышленников цель ясна: торпедировать "решение о 2 государствах», которое Нетаниягу, к великому сожалению, поддерживает - по крайней мере, декларативно.
Есть решение
Одного возражения мы не слышали от противников плана: ведь и те, кто поддерживает создание «палестинского государства в границах 67 года», поддерживает это самое государство без территориальной непрерывности. Ведь между Иудеей и Самарией и сектором Газы нет такой непрерывности! И с точки зрения радикальных леваков – всех партий, от «Тнуа» до БАЛАД: «палестинское государство по зелёной черте», обязывает найти решение связать разделённые географические районы. При этом предполагается, что даже эти партии не поднимают знамя передачи северного Негева под «палестинский» суверенитет.
Посему даже по их методике, которой я, конечно же, не приемлю, в тот момент, когда будет найдено решение соединения Иудеи и Самарии с сектором Газы, это и будет соединением Иудеи и Шомрона. Так что даже по лево-экстремистской методике, Мевасерет-Адумим ни в коей мере не может мешать "мирному процессу". Вперёд, за работу!
(«Мацав а-руах» 07.12.12)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ