Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Ну вот. Началась настоящая политика.

Никаких неожиданностей. Благоразумно дождавшись по просьбе глав религиозных фракций исхода субботы, президент, после консультаций с главами списков, прошедших в Кнессет по результатам голосования, назвал персональным победителем электоральной гонки нынешнего премьера и поручил ему формирование нового правительства. Коалиционные переговоры начнутся 3 февраля в 13:30 в Кфар-Маккабия в Рамат-Гане.

Не знаю, как сложно далось такое решение президенту, ибо с его высот видны недосягаемые глазу простого смертного горизонты, но, с кочки зрения рядового избирателя, все было достаточно просто: кандидатуру Нетаниягу поддержали 5 фракций (и еще шестая, его собственная), остальные шесть предпочли не выдвигать никого. В шести фракциях, поддержавших Нетаниягу, 82 депутата, в остальных, надо понимать, потенциально оппозиционных, 38, из них 11 – депутаты арабских списков. Иначе говоря, более трех четвертей депутатов еврейских списков готовы работать в коалиции под началом Нетаниягу. Это, в первом приближении, соответствует его намерению создать широкую правительственную коалицию.

Задачу Переса в выборе кандидатуры премьера неожиданно облегчил американский президент, который со свойственной ему нетерпеливостью, не дождавшись ни официального вердикта Центральной избирательной комиссии по итогам выборов, ни решения президента Израиля, объявленного лишь сегодня вечером, еще несколько дней назад поздравил Биньямина Нетаниягу с победой на выборах. Надо полагать, что поздравительный звонок Хусейна Обамы склонил чашу весов в пользу Нетаниягу, как в глазах руководителей фракций, так и Шимона Переса, если они испытывали какие-то сомнения при выборе персоны будущего главы правительства.

Следующий этап – формирование правительства. На него отводится четыре недели. При необходимости, этот срок может быть продлен еще на две. Судя, по всему, переговоры будут сложными, о чем ниже. И с Божьей помощью, не позднее середины марта Израиль обретет новое правительство. 25 марта начинается праздник Песах. В 2009 г. Нетаниягу сформировал правительство прямо перед Песахом, так что, если считать по еврейскому календарю, оно проработало практически 4 года.

На Нетаниягу, правда, давит фактор, требующий ускорения формирования нового правительства. В свое время обоснованием причины досрочных выборов была объявлена малая вероятность утверждения к новому хозяйственному году государственного бюджета действующим составом Кнессета. Предполагалось, что выборы приведут в Кнессет обновленный депутатский состав, с которым Нетаниягу сможет провести, по выражению его оппонентов, «антинародный» бюджет. Иначе говоря, кризисный. Бюджет должен быть утвержден до 31 марта, а до этого страна живет по цифрам бюджета предыдущего года, в перерасчете на каждый месяц.

Смотрю в календарь. Зная нравы и обычаи израильской публики, можно догадаться, что последним рабочим днем перед пасхальными каникулами окажется 21 марта, а продлятся праздники до 3 апреля. Таким образом, Нетаниягу с завтрашнего дня окажется в мощном цейтноте: ему надо будет не только успеть сформировать правительство, но и до Песаха утвердить бюджет. Иначе – новые выборы.

Предполагаемый состав коалиции сегодня выглядит так: Ликуд Бейтену (Наш дом Ликуд – Нетаниягу, Либерман) – 31 депутат, Еш атид (Есть будущее, Лапид) – 19 депутатов, Байт Йегуди (Еврейский дом - Беннет) – 12 депутатов, ШАС (партия сефардских ультраортодоксов – Ишай, Дери, Атиас) – 11 депутатов, Яадут а-Тора (Еврейство Торы, Лицман) – 7 депутатов, Кадима (Мофаз)- 2 депутата.

Полагаю, что при формировании правительства у Нетаниягу будет меньше проблем с представителями традиционных партий, неоднократно входивших в коалицию с Ликудом – с партиями религиозными. И это, несмотря на неоднократно демонстрируемые плохие личные отношения Нетаниягу с Беннетом, на вызывающе вздорное поведение Дери. А самые крупные сложности ожидают главу правительства, скорее всего, с Лапидом.

Лапид постоянно декларирует нерушимость для себя и своей партии трех условий:
- резкое сокращение количества министров правительства (в качестве приемлемой цифры чаще всего называется 18);
- призыв в армию или альтернативную службу всех граждан, достигших 18 лет;
- немедленное начало переговоров с «палестинцами».

(Одновременно, следует указать в скобках, Лапид публично отрекается от любой информации такого рода, объявляя ее преждевременной и спекулятивной, так как коалиционные переговоры еще не начались).

Остановимся, все же, на первом его требовании, которое звучит для простонародного уха весьма заманчиво. В Израиле, действительно, безумное количество министров. Если не ошибаюсь, одних только тех, в чьем названии заложен какой-то реальный или мнимый функциональный смысл – 28. Еще с десяток – это министры без портфеля. Есть еще такой феномен: роль министра формально навешена на премьера, а реально выполняется замминистром. Министр же отсутствует. И под этой вывеской: «Больше министров хороших и разных» процветает банальная кормушка для особо отличившихся функционеров, «принцев крови» и т.д.

Правительству предстоит слатать бюджет, который по ряду объективных и субъективных причин «неожиданно» оказался с прорехой в 40 млрд. шекелей. Цифра огромная, но относительно ВНП Израиля достаточно скромная в сравнении с бюджетными дырами большинства стран ЕС и США, в условиях продолжающегося экономического кризиса. Естественно, что политиками и экономистами предлагаются разные пути уменьшения и ликвидации бюджетного дефицита. Но в силу преимущественно чиновничьего менталитета и образования, главный рецепт, как правило – отнять и… Отнять у харедим, поселенцев, матерей-одиночек, монополий, Электрической компании, арабов, армии, Гистадрута… Отнять! Так почему же не отнять у правительства деньги, уходящие бездельникам, кайфующим в министерских кабинетах и их многочисленной челяди? Все правильно! Не нужны нам чуть ли не сорок министерств!

На днях прочитал статью одного лихого политкомментатора о том, как хорошо бы сократить половину министерств: объединить, реструктурировать, просто ликвидировать за ненадобностью и т.д. Ну, прямо СССР недобрых времен конца перестройки! Но автор, как я понял, не чувствует цифр. Он их хаотически приводит, но не доводит до логического конца. Видно, арифметике слишком давно учился. Так вот, если посчитать по его данным, то такое министерское сокращение даст годовую экономию менее 1 млрд. шекелей в год. Цифра, безусловно, огромная в глазах простого обывателя, но тянет едва ли на пару процентов финансовой пробоины, которую требуется заткнуть. И Биби, я думаю, пошел бы на эту подачку партнерам лишь бы обеспечить политическую устойчивость правительства.

Но полагаю, буквально завтра, начав переговоры с Лапидом, он столкнется с требованием о сокращении. А ведь ему нужно не только удовлетворить аппетиты религиозных списков, есть у него и внутрифракционные задачи. Надо потрафить и своих родимым ликудникам, и усыновленным либерманцам! Ведь, объединяя списки Ликуда и НДИ, полагаю, и Биби, и Либерман как-то договаривались – кому, что, зачем и почем? Более того, как оба они не раз заявляли, Ликуд Бейтену – не более, чем предвыборный альянс, предвыборный список. А после победы табачок может оказаться врозь… Слабо, конечно, верится в то, что находящийся под судом Либерман вздумает проявить самостоятельность, но в теории…

Если Биби согласится с Лапидом и пойдет на сокращение вдвое числа министров, то, в соответствии с израильской практикой, получится, в среднем, по одному министру на 7 депутатов, т.е. фракции Ликуд Бейтену светит 4 министерских поста, не считая премьерского. Не буду называть фамилий, но только людей опытных, вполне, с моей точки зрения достойных министерских кресел, я, без особых раздумий, легко насчитал с десяток! Как Биби выйдет из этого положения, непонятно. Разве что Лапид умерит аппетиты или поймет, что его место, скорее, в оппозиции?

Кстати, об оппозиции. Пока что, впервые за много лет, она складывается, пока что, как исключительно левая. Вернее, лево-арабская.

Эйфорический напор Лапида, неожиданно оказавшегося если не победителем, то рекордсменом выборной гонки, отпугивает потенциальных партнеров по коалиции. Несмотря на то, что в неофициальных дебатах по вопросу всеобщего призыва намечался разумный компромисс между светскими и религиозными представителями, на исходе субботы один из руководителей ШАСа Эли Ишай, нынешний министр внутренних дел, заявил, что 70% вероятности того, что ШАС окажется в оппозиции. Думаю, дело здесь не во всеобщем призыве, проблеме, как мне кажется, быстро не решаемой, а в вышеупомянутой концентрации министерских постов на депутатскую душу. У ШАСа аж три главы: Ишай, Дери и Атиас. Ишай и Атиас в последних каденциях показали себя достаточно грамотными технократами, Дери же со старых времен носит ореол харизматической личности (мне кажется, достаточно поблекший и увядший). Так что ШАСу нужны, минимум, три министерских поста, и при существующей концентрации, как раз, их можно было бы натянуть. А в случае принятия предложения Лапида об уполовинивании?..

На прошедшей неделе открылось еще одно обстоятельство, которое полагаю, усложнит жизнь не только нашим правителям, нашим бизнесменам, финансистам и производственникам, но и всем нам. О предстоящей в начале лета отставке объявил управляющий Банком Израиля Стенли Фишер.

Вот вам пример роли личности в истории. Нетаниягу, будучи министром финансов, весьма прозорливо поступил в 2005 г., когда «сманил» в руководители Банка Израиля финансового гения мирового уровня, работавшего замом главы МВФ. Стенли Фишер, еврей и сионист, совершил алию из США и сделал, наверно, самую успешную карьеру нового репатрианта, по крайней мере, в последние десятилетия. Именно ему и его прекрасным, по его собственному признанию, деловым отношениям с премьером Нетаниягу, министром финансов Штайницем и председателем финансовой комиссии Кнессета р. Гафни, мы обязаны тому, что на фоне мирового финансово-экономического кризиса, несмотря на огромные военные расходы, наша страна по макроэкономическим показателям опережает большинство европейских стран. И валюта наша – одна из наиболее устойчивых.

Но новому правительству предстоит уже работать с иным главой Банка Израиля.

Завтра начинаются коалиционные переговоры. Остается пожелать их участникам и прежде всего, ново-старому премьеру Биньямину Нетаниягу достижения согласия со всеми партнерами и создания устойчивого правительства, способного решить насущные проблемы Страны: финансовые, экономические, социальные, внешнеполитические и оборонные. Их у нас, как говорится, вагон и маленькая тележка.

Иерусалим.