Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Последние выборы выявили существование значительного центра, не определенного политически и не принадлежащего к правому или левому лагерю; а также подняли на уровень общественного диалога новую повестку дня - гражданскую. Вместо оси правые-левые, вокруг которой шла борьба в течение поколения, вырисовывается новая ось в израильской политике: ось Лапид-Беннет, которая сфокусируется на вопросе: гражданское общество или еврейское общество.

"Вы, харедим, победили"

Тот, кто слушал выступление Яира Лапида в харедимном академическом центре в Кирьят-Оно, не мог не впечатлиться. Он честно представил там свое мировоззрение в раличных областях. Будучи отличным оратором, он начал с драматического признания: "Вы, харедим, победили. Дорога отцов-основателей государства пришла к своему концу. В последние годы ситуация была в духе "мексиканской ничьи": светские ждали исчезновения харедим и наоборот. Выясняется, что без харедим и без еврейской традиции мы не сможем продолжать. Те силы, которые создали государство Израиль и израильское общество, уже не могут и не готовы нести на своих плечах остальные "племена": харедим, религиозных сионистов, сефардов, "русских", эфиопов и т.д. - эти силы видят себя сейчас еще одним племенем - "белым племенем". Это племя больше не готово, чтобы другие племена предъявляли ему претензии как к "хозяину дома". Но ваша победа, харедим, обязывает. Теперь есть множество племен и каждое из них должно поставить плечо для несения общественного бремени. Вы не сможете продолжать заботиться только о харедимных бедняках, не сможете ожидать, что другие будут защищать вас на границе. Вы победили, вас принимают в общество с почестями и на равных условиях, но вы должны помнить, что общество состоит из многих племен и сможет существовать только опираясь на принцип: "живи и дай жить другим".

Это была открытая речь, искренняя и призывающая к обсуждению. Мировоззрение Лапида - классическое западное "живи и дай жить другим". Он видит общество как собрание индивидуумов или секторов, у которых нет общего предназначения, кроме самого существования. Западное государство уже не является национальным государством, а космополитическим государством "своих граждан".

Либерализм капиталистического образца основывается на мировоззрении последовательного индивидуализма. Тот, кто исповедует мораль либерально-капиталистического строя, хочет общество, основывающееся на неограниченном стремлении к личному благосостоянию, общество, которое является собранием конкурирующих и раскалывающих интересов индивидуумов, составляющих это общество. Его базовое предположение заключается в том, что человеческое общество является собранием индивидуалистов, соединенным между собой интересами и необходимыми нуждами. Его стремление заключается в том, чтобы этот раскол был базой и рамками всех внутренних взаимоотношений в обществе. Лапид хоть и признает легитимность еврейской традиции в государстве, но он видит в ней лишь одну составляющую из многих нужд.

Еврейское общество

Я не знаю, каково именно общественное мировоззрение Нафтали Беннета и его партии, и опасаюсь, что там еще не сформировали мировоззрение в этой области. Но если "Байт йегуди" (еврейский дом) хочет быть еврейским и по своему содержанию, мне кажется, что основы его общественного мировоззрения должны очень отличаться от Лапида.

Либерально-капиталистическая мораль, которой придерживается Лапид, полностью противоречит еврейскому характеру и еврейской морали, которые являются национальными, общественными и идеалистическими по своей сути. Иудаизм - это национальное учение (Тора) жизни, которое определяет прежде всего жизнь народа. Понятно, что базовое предположение иудаизма заключается в том, что общность (общество) реально существует и только внутри общества и индивидуумы получают смысл своей жизни. Историческое мировоззрение, лежащее в основе капоталистического либерализма, - это "здесь и сейчас". Результат - общество без сознания исторической непрерывности, без чувства ответственности и идентификации со своим прошлым или будущим. Не только индивидуумы отмежевываются друг от друга, но и все общество размежевано и отмежевано морально от своего прошлого и будущего. У общества, освящающего индивидуума, есть только настоящее - ведь историческая непрерывность национальных идеалов и целей не играет никакой роли в борьбе конкретных материальных интересов настоящего.

"Таким образом, капитализм, с необходимостью, стирает культурную непрерывность общества, в котором он существует, стирает идентификацию общества, существовавшую поколениями", - писал Шабтай Бен-Дов в своей книге "Геулат Исраэль в кризисе государства" (на которой основывается часть этой статьи). "Стремление к Нецах Исраэль, которое является также стремлением к принадлежности к нашей особой культуре, только основываясь на которой мы можем думать о национальном содержании, полностью противоречит содержанию капиталистической экономики".

Таким образом капиталистический либерализм выгоден только обществу, у которого нет других целей, кроме материального расширения нынешнего положения. Нации, стремящейся к сохранению своей культурной идентификации и воплощению своих исторических устремлений, капиталистический либерализм подобен смертельному яду.

Сионизм предназначения

Блок избирателей центра - не определенных политически и текучих - выбрали Лапида, но можно предполагать, что они вообще не знали о другом общественном мировоззрении. Если "Байт йегуди" хочет бороться с Лапидом за эти голоса и если он хочет вырваться за свои секторальные рамки (религиозного сионизма) к позиции руководства страной, он должен выставить альтернативу теории Лапида в виде соответствующей еврейской общественной теории. Избирателям центра надоела старая политика и они искали что-то новое. Беннет и "Байт йегуди" должны показать этим избирателям, что то, что они ищут - это еврейская солидарность и идентификация, а не очередная подделка под Запад. С этим ключом "Байт йегуди" завоюет сердце общества.

("Макор ришон" 1.02.2013)


Перевел Яков Халфин
МАОФ