В разгар подготовки к 3-й интифаде в окружном суде было озвучено захватывающее свидетельство об обстоятельствах взрыва 2-й интифады * Еще нет решения суда, но выводы уже можно сделать
Кронбергер против Купервасера
Уже 12 лет рассматривается в окружном суде в Иерусалиме иск двух вдов ужасного линча в Рамалле осенью 2000г. - "Ирина Литвак-Нуржич и др. против ПА". Скоро этот процесс будет отмечать бар-мицву, но он еще далек от завершения. Мельницы правосудия мелят медленно, к тому же суд параллельно рассматривает еще 80 исков семей, потерявших близких, против палестинской автономии. Только в деле по линчу уже накопилось 17 томов свидетельств и документов, но лишь одна фраза пока удостоилась быть процитированной в СМИ (на прошлой неделе): "ШАБАК влюбился в палестинцев".
Обвинил ШАБАК в любовных отношениях с врагом бриг.генерал запаса Йоси Купервасер, который был главой аналитического отдела военной разведки в начала прошлого десятилетия. Вроде бы речь идет об историческом описании отношений двух сторон перед "интифадой аль-Акса", но нет необходимости в особом воображении, чтобы уловить параллельные черты между тогдашней ситуацией и нынешней. Профессиональное заключение, поданное Купервасером суду на 71 листах, может объяснить события наших дней, когда наследники Арафата разжигают 3-ю интифаду. Их риторика осталась прежней, как и угроза.
По правде говоря, и с нашей стороны риторика не изменилась. В свидетельстве Купервасера многое очень актуально, как будто взято из наших дней: правила открытия огня, отношения СМИ с "оккупацией", Биби, "два государств для двух народов", как и вопрос: кто виноват в начале интифад - мы или они?
Купервасер был приглашен дать свидетельские показания по инициативе адв. Ницаны Лайтнер-Даршан, давней защитницы интересов жерт террора. Его показания должны были помочь в вычерчивании террористического портрета ПА, чтобы обязать черезуд выплатить компенсации семьям, потерявшим близких. Очень странно, что именно государство ("третья сторона" в этом деле) пыталась помешать выступлению этого свидетеля-эксперта. Эфрат Кронбергер из окружной прокуратуры лично явилась на судебное заседание, чтобы заявить, что профессиональное заключение Купервасера и его свидетельство - это "грубая ошибка". В ответ на удивленно поднятые брови судьи Кронбергер объяснила, что Купервасер - государственный служащий (ген.директор министерства по стратегическим угрозам) и поэтому требуется разрешение прокуратуры для приглашения его в суд для дачи свидетельских показаний.
Судья Моше Дрори заметил, что не слышал о законе, требующем такого разрешения, и попросил просветить его "какой параграф в каком законе или постановлении дает государтству право указать гос.служащему свидетельствовать или не свидетельствовать, или обязать адвоката согласовывать с прокуратурой перед дачей гос.служащим свидетельских показаний? Может это нарушает правила этики адвокатской гильдии, или закон о правительстве, или закон о военной службе? Я не знаю - расскажите мне, может, я чего-то не знаю. Может, есть новое судебное постановление БАГАЦа двухдневной давности и еще не читал его?"
Представительница окружной прокуратуры не процитировала ни новое постановление суда, ни старый закон, лишь сказала, что она зачитывает заявление, которие ей поручено зачитать. Почти сразу после этого она покинула зал заседаний и адвокаты ПА начали задавать вопросы свидетелю. На протяжении долгих часов 3 адвоката, представляющие ПА (все трое израильтяне), пытались столкнуть свидетеля-эксперта с набившими оскомину утверждениями левых, согласно которым интифада была спонтанным протестом "народа, стонущего под игом жестокой оккупации". Среди прочего, Купервасер был спрошен видел ли он фильм "Шомрей а-саф", в котором бывший глава ШАБАКа и нынешний министр Ави Дихтер утверждает, что трудно установить мир военными методами.
Купервасер: "Не видел".
"Так, может, Вы читали статью в газете "Гаарец" об этом фильме?" - спросил адвокат ПА Йосеф Арнон.
"Нет, я не читаю газету "Гаарец". Лишь изредка читаю статьи из этой газеты, если мне передают".
Один из адвокатов истцов отпустил насмешливое замечание в отношении достоверности газеты "Гаарец". В ответ Арнон процитировал бывшего главу ШАБАКа Юваля Дискина, сказавшего, что согласен с каждым словом из известного высказывания проф. Йешаягу Лейбовича от 1968г., что Израиль превратится в государство Шин-Бет (служб безопасности) из-за оккупации. Купервасер посмеялся, ответив, что "эта фраза - клубок глупостей, которые ухо не в состоянии воспринять. Мы государство Шин-Бет? Что это за глупости?"
Арнон: "Мы не государство Шин-Бет на Западном берегу?"
Купервасер: "Нет".
Судья Дрори вмешался и попросил перестать обсуждать этот фильм - "при всем уважении в фильму, газете "Гаарец" и Ювалю Дискину", но адвокаты ПА упрямились навязать ему этот нарратив в отношении "территорий". Они показали отрывок из документального фильма "Миллион пуль в октябре", снятом в 2008г. Авторы фильма утверждали, что волнения осени 2000г. вылились в интифаду, потому что наши солдаты выстрелили миллион пуль за месяц.
Купервасер ответил, что и этот фильм он не видел, но историю создания мифа о миллионе пуль знает. "Как-то я ехал с главой военной разведки (Амосом Малкой) на джипе возле Рамаллы. Тот спросил меня: "Сколько патронов израсходовали до сих пор в Центральном округе?" Я ответил, что не знаю, но могу поинтересоваться в отделе вооружения. Я позвонил и мне ответили, что получили заказы из частей на миллион патронов. Я передал это Амосу Малке, а вскоре это высказывание цитировалось журналистом Акивой Эльдаром, а затем превратилось в фильм. Так родилась эта легенда. Разумеется, просьбы частей о поставке патронов не отражают количество патронов, израсходованных вообще и израсходованных именно на подавление беспорядков".
Фейсал и троянский конь
Затем адв. Арнон высказал левацкий тезис, что это Биньямин Нетаниягу, а не Ясер Арафат, ответственнен за усиление Хамаса. Купервасер решительно не согласился. Он заявил также, что Хамас получил из канцелярии Арафата зеленый свет на теракты, и указал, что Абу-Мазен до сегодняшнего дня является официальным руководителем ООП - организации, не отказавшейся от мечты уничтожить Израиль.
Адв. Арнон заявил в ответ, что Абу-Мазен и его люди поддерживают идею "двух государств для двух народов". Купервасер ответил, что "они за соглашение, основывающееся на идее двух государств при условии, что это не будут два государства для двух народов, потому что они не признают существование еврейского народа".
Судья: "Минутку, так что же это за разговоры о решении, основывающемся на принципе двух государств для двух народов?"
Купервасер: "Они полностью противятся этому".
Судья: "Арабы не используют выражение "два государства для двух народов"?
Купервасер: "Нет. Арабы говорят о двух государствах".
Арнон: "Еще как говорят".
Купервасер: "Я эксперт, а не Вы".
Арнон: "Поверьте мне, в этой области я больший специалист, чем Вы".
Купервасер: "Когда арабов припирают к стенке, они говорят "два государства для двух народов", но немедленно добавляют: "палестинского народа и израильского народа". Есть новый народ - израильский, потому что они не признают еврейский народ".
О бывшем главе ШАБАКа Ами Аялоне Купервасер сказал: "Я предлагаю не полагаться на Ами Аялона во всем, что связано с палестинцами. Он был ком. ВМФ, был спущен в ШАБАК, он ничего не понимает в палестинцах". О советнике Аялона по арабским вопросам, стороннике саудовской инициативы и радиокомментаторе Купервасер сказал: "Я никогда не оценивал высокок его знание арабского языка и арабских дел. Он всегда приспосабливал арабский язык к своим тезисам". Эти две некомплиментарные оценки были озвучены после того, как Арнон утверждал, что у Ами Аялона и его советника есть другая версия обстоятельств начала интифады. Купервасер был твердым: "Одна из причин того, что бывшие главы ШАБАКа представляют дело так, как они представляют, заключается в их провале использования служб безопасности ПА для предотвращения террора. Это случилось, потому что ШАБАКники влюбились в представителей служб безопасности ПА".
Свидетельские показания Купервасера продолжались 2 дня из-за важности его экспертного заключения. Если суд примет его, он возложит на ПА ответственность за линч в Рамалле и за подавляющее большинство терактов в предыдущем десятилетии. В те годы был самым высокопоставленным специалистом по палестинским делам. До этого дюжину лет был главным офицером разведки Центрального округа. При подготовке своего экспертного заключения он основывался, в основном, на открытых источниках и на документах, захваченных во время операции "Защитная стена". Его слова убедительны, формулировки остры. У него нет сомнения, что Арафат со своими подручными планировали интифаду с первого дня ословского процесса. Уже в начале своего экспертного заключения Купервасер пишет: "С момента прибытия на территорию автономии - вследствие соглашений Осло - главы ООП создавали инфраструктуру, которая давала бы им возможность наносить ущерб государству Израиль и его жителям и тем самым продвигать как свои сиюминутные цели, так и долговременные" (стр.3 экспертного заключения)
В документе не часто упоминается нынешний глава ПА Абу-Мазен, но ясно, что и он подразумевается в следующих словах: "Главы ПА и ООП не сделаны из одного теста. На протяжении лет между ними были разногласия по различным вопросам. Но эти разногласия касались лишь тактики и выбора времени, а не самого использования террора. В отношении использования террора для продвижения палестинских целей между всем руководством ПА и ООП царило единодушие" (стр.13)
По словам Купервасера, Арафат и его подручные опасались, что арабская улица слишком серьезно отнесется к соглашениям Осло. Поэтому они вели постоянную подстрекательскую пропаганду посредством СМИ и проповедников в мечетях. Бывший глава аналитического отдела военной разведки утверждает, что все СМИ и минареты в ПА подчиняются руководству автономии. Ложь, изрыгаемая СМИ в Рамалле, - это, в сущности, ложь Ану-Мазена.
Проблема в том, что и сегодня официальный и неофициальный Израиль не относится всерьез к палестинскому подстрекательству. Обычная реакция - игнорирующий жест, и поэтому арабское подстрекательство не затрагивает израильское ухо. Цитаты, которые должны были быть сенсациями в главных заголовках, не печатаются вообще. Купервасер цитирует явное признание покойного палестинского лидера Фейсала Хусейни в вызывании интифады. В интервью перед смертью Хусейни сравнил соглашения Осло с троянским конем для пробития стен еврейской Трои: "3 года назад я говорил вам: "Залезайте в брюхо коня", - и все мы залезли в коня, а сам конь вошел в ворота. А сейчас пришло время вылезти из брюха коня и начать действовать" (газета "аль-Араби" 24.06.2001)
Вывод Купервасера: "Можно установить вне всякого сомнения, что террористическая атака в сентябре 2000г. была бы невозможной в том объеме и длительности, если бы в течение лет с создания автономии не создавались бы террористические базы террора" (стр.30)
Документ Купервасера упоминает, как арабы делали посмешищем любого израильского руководителя - левого или правого - ведшего с ними переговоры. Даже свои "уступки" они смогли использовать для продвижения "поэтапного плана". Например, вследствие соглашения Уай-плантейшн они, вроде бы, согласились с требованием Израиля и США принять "закон об оружии и боеприпасах". Но вместо того, чтобы этот закон сократил использование оружия, он официально позволил производство оружия. Документы VIP, выданные высокопоставленным деятелям автономии, служили для систематической контрабанды оружия. ПА играла роль "хорошего полицейского", Хамас играл роль "плохого полицейского", и вместе они готовились к решающей войне против нас. События мая 2000г. были генеральной репетицией к запланированным событиям осени 2000г.
Купервасер подытоживает: "Начатая арабами в сентябре 2000г. террористическая атака была преднамеренным шагом, который ПА и ООП и их лидеры и активисты планировали и готовили на протяжении лет и особенно в предшествовавшие этому несколько месяцев. Они систематически готовили потенциал, инфраструктуру и средства, выбирали подходящий момент, повод и, приняв решение, начали действовать". (стр.70)
Кстати, хоть Купервасер подчеркивал в своем свидетельстве на суде, что оно выражает его личное мнение, но нет сомнения, что выражает и мнение министра, которому он подчиняется - Моше Яалона, который не раз упоминался в документе и во время свидетельства. В ближайшие недели он может стать министром обороны. Если Абу Мазен планирует сейчас новую интифаду, Яалон распознает это заранее.
("Макор ришон" 1.03.2013)
Перевел Моше Борухович
МАОФ