Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Страница: http://ru.mflikud.co.il/

ДЕНЬ КАТАСТРОФЫ
Завтра день Катастрофы и героизма европейского еврейства.
Статью Моше Фейглина «Уроки Катастрофы» можно прочесть по адресу
http://www.gazeta.rjews.net/feigl199.shtml
Другие статьи Фейглина о Катастрофе
http://www.gazeta.rjews.net/Lib/Feiglin/23.html#20

* * *

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Вступительная речь Фейглина в Кнессете
http://www.gazeta.rjews.net/feigl352.shtml

Речь в Кнессете «Обама, освободи героя Израиля!»
http://www.gazeta.rjews.net/feigl353.shtml

Статья «Получим и позор, и войну»
http://www.gazeta.rjews.net/feigl354.shtml

* * *

Моше Фейглин

О ЧЕМ ОНИ ПЛАЧУТ?

Нам, «вязаной кипе», трудно понять реакцию ультраортодоксальной общины («харедим») на то, что их представителей не включили в правительственную коалицию. В конце концов, так всегда в политике: иногда вы находитесь у власти, иногда нет. Долгие годы харедим были в коалиции, а религиозные сионисты нет. Теперь они поменялись местами. Ну и что? Почему с их стороны слышны крики отчаяния и угрозы поддержать разрушение еврейских поселков в Иудее и Самарии? Любой здравомыслящий человек понимает, что никто не собирается отправлять учеников ешив в лагеря, и ничто не станет преградой желающим серьезно изучать Тору. Что же стало причиной такой преувеличенно отчаянной реакции со стороны харедим? Их реакция выглядит не очень привлекательно. Зачем выбрасывать долгие годы дружбы и сотрудничества в мусорную корзину? Почему они подстрекают к ненависти свой электорат?

Чтобы понять харедим, религиозные сионисты должны вспомнить, что они чувствовали и как реагировали после изгнания евреев из Гуш-Катифа. Вы можете спросить: "Как можно сравнивать эти два события? В Гуш-Катифе были разрушены целые общины и здесь, у харедим, - это просто вопрос политики".

Это правда, что изгнание сопровождалось вполне реальным разрушением и невыносимой болью изгнанных из своих домов. Но горестная реакция религиозных сионистов на «итнаткут» была гораздо более сильной, чем просто боль изгнанников. Были выселения евреев и до Гуш-Катифа, и после него.

В Гуш-Катифа было разрушено нечто гораздо большее, чем еврейские дома. По-видимому, изгнание привело к кризису идеологии. Именно это стало источником глубокой боли и горя. Именно это вызвало плач и душераздирающие образы, такие, как картина изгнанников Нецарим, несущих менору из своей синагоги. Эта процессия создавала непосредственные ассоциации с изображением на арке Тита: изгнанные из Иерусалима евреи несут Храмовую менору.

С похожим разрушением идеологии сталкиваются сейчас харедим. Интересно, что реакция религиозных сионистов на разрушение Гуш Катифа и сегодняшняя реакция харедим на то, что их не включили в правительство, поразительно похожи друг на друга.

До изгнания из Гуш-Катифа, религиозные сионисты все еще верили, что процесс Избавления («Геулы») идет автоматически, как бы на "автопилоте". Правда, иногда то здесь, то там происходили сбои (и даже существенные), но их всегда можно было объяснить или проигнорировать. При выселении Ямита Израиль поддался на соблазн «мира», а в процессе Осло можно было обвинить леваков. Но когда произошло изгнание («итнаткут»), то Яир Лапид (тогда еще журналист) сказал: "Мы должны были преподать вам урок". Другими словами, мы выгнали вас из ваших домов и уничтожили ваши общины, потому что мы не принимаем вашу интерпретацию действительности. Мы – мэйнстрим, мы - то главное русло, по которому происходит возвращение в Сион, и нам не нужна ни ваша идеология, ни ваш рав Кук. Поэтому, пожалуйста, убирайтесь с наших глаз долой и дайте нам жить нашей повседневной жизнью без вашего невыносимого мессианства.

Именно поэтому так горько плакали религиозные сионисты. Плакали не только о разрушении Гуш-Катифа. Плакали, потому что их выгнали, выбросили их вещи вдогонку и захлопнули за ними дверь. И при этом жизнь в Израиле продолжалась так, как будто ничего не случилось. Это было гораздо больнее, чем Гуш-Катиф - это был кризис идеологии и открытое унижение. Слезы были предназначены разжалобить мэйнстрим, заменяющим им отца и мать, снова открыть для них двери домой.

Теперь, когда мы понимаем, что произошло тогда с религиозными сионистами, мы можем понять, что сегодня испытывают харедим. Конечно, для них сионизм намного меньше значит, чем для религиозных сионистов, для которых он «отец и мать» в одном лице. Но для них такое пренебрежение тоже оскорбительно, ведь харедим испытывают прочное чувство принадлежности к государству. А вот секта «Нетурей карта», например, не оскорблена, так как она выступает против государства.

Другими словами, чем больше оскорбляют харедим, тем больше они показывают, насколько они считают себя принадлежащими к общему коллективу. И это хорошая новость.

Харедим также верят в своего рода «автопилот». Их общество не говорит о процессе Избавления («Геулы») и о других славных концепциях. Они просто ждут Машиаха. Они учат Тору, выполняют заповедь о заселении Земли Израиля и изо всех сил защищают свои общины от ветров ереси. Непочтительные сионисты, которые вдруг решили заняться государством, смешали все их карты. Ведь не может быть, что Машиах носит панаму израильских киббуцников. Для харедим спокойная молитва у Стены Плача под просвещенным флагом Ее Величества в десять раз лучше, чем ненужные войны, в которые нас втравили эти «шейгецы».

Но, так или иначе, эти «шейгецы» на самом деле создали успешное государство. И чтобы доказать, насколько серьезны их намерения, они даже попросили харедим присоединиться к своим демократическим играм. И когда их принудили против их воли к участию в управлении государством, то они стали стараться выручить как можно больше для своей общины.

Поначалу казалось, что процветает именно конкурирующая с ними религиозная идеология, которая считала сионизм позитивным явлением. Национально-религиозная партия имела 12 мест в Кнессете, она управляла религиозными институтами, поставляла главных раввинов Израиля и участвовала в диалоге с государством. Харедимный же подход, похоже, подходил к своему концу.

Но потом все изменилось. Политические институты религиозного сионизма стали терять свое влияние, а их раввины начали искать одобрения у раввинов харедимных. Государство стало презирать «вязаные кипы», а их лидеры предпочитают воздавать почести раввинам в харедимном Бней-Браке, а не раввинам религиозно- сионистского квартала Кирьят-Моше.

Стало казаться, что харедимная идеология более реалистична. Доказательством этого служит наблюдение Арье Дери, что ни одно правительство не может быть сформировано без партии ШАС. Правда, это было верно до последних выборов. А потом выяснилось, что правительство может быть сформировано без ШАС, но вместе с теми самыми религиозными сионистами, влияние которых, казалось, уже почти исчезло.

И когда у харедим исчезла уверенность в себе, то ее заменили крики боли и обиды. Всегда легче винить весь остальной мир, а не пересматривать свою собственную идеологию - это естественная реакция. Религиозные сионисты поступали так же. Но в конечном итоге, реальность побеждает.

Потому что на самом деле идеология религиозного сионизма не была разрушена. Ведь ее основы были подлинными. Такие подлинные основы существуют и в харедимной идеологии.

Религиозные сионисты правильно поняли процесс Избавления. Но их избыточное поклонение государству заставило их считать его не средством, а целью. Слепое обожание очень опасно, так недалеко дойти и до этатизма или «мягкого фашизма». Такое обожание является одним из видов идолопоклонства, как, например, галахические решения некоторых религиозно-сионистских раввинов, обязывающие солдат выполнять приказы о выселении евреев. Когда человек принадлежит государству, а не наоборот, когда государство заменяет для своих граждан отца и мать, то наступление кризиса является лишь вопросом времени.

Со своей стороны, харедим правильно поняли опасность государства - любого государства. Но они совершенно упустили из вида процесс развития, процесс Геулы, и поэтому все еще остаются вне истории и даже вне израильского общества.

Кризис выселения Гуш-Катифа, заставляя искать новые возможности, сделал религиозных сионистов более открытыми по отношению к окружающим их израильтянам. То же самое теперь произойдет и с харедим. Все выиграют от этого процесса, и в первую очередь, государство Израиль и израильское общество.

Государство Израиль претерпевает кризис. И связан он не только с отсутствием решения проблемы ракет, бомбардирующих Израиль из Газы. Лишенный веры и идеологии Израиль не в состоянии справиться со многими сложными проблемами нового времени. Но и вера, и идеология существуют среди самых разнообразных еврейских движений и общин, которые в данный момент переживают кризис. Они выйдут из кризиса, создав все вместе новое самосознание и новую израильскую культуру - культуру веры и верности.

(прим.ред.сайта МАОФ - надо сказать, что на протяжении десятилетий именно партия МАФДАЛ (религиозные сионисты) находилась в правительстве, как правило руководя министерствами внутренних дел, образования и по делам религий, а также главным раввинатом. Харедимные партии обычно не входили в коалицию. Как это ни странно, "роман" харедимных партий с политикой вообще и левыми партиями, в частности, начался после "переворота" 1977г., когда Ликуд пришел к власти и МАФДАЛ примкнула к нему. После этого (а также в силу демографических изменений вследствие высокой рождаемости у харедим) их значение почти сравнялось с МАФДАЛем. На всех выборах главных раввинов и городских раввинов левые партии (а больше половины "гуф бохер", т.е. тех, кто избирает раввинов, состоит из политиков) начали активно поддерживать харедимных кандидатов в пику "вязаным кипам, прилепившимся к Ликуду". Разумеется, это не мешало левым политикам публично критиковать харедимные партии, а левые избиратели принимали это за чистую монету - "пипл хавает". В итоге в последние 10-15 лет в раввинатах доминировали харедим, но учитывая предысторию, можно сказать, что это была "корректирующая дискриминация". На ближайшие несколько лет движение маятника пойдет в другую сторону)