Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
По моему, самым важным во время визита президента США был перенос тяжести с "Яд ва-шем" на Дворев Книги. Кто знает, может, в следующий раз мы повезем очередного важного гостя к жертвеннику, построенному Йегошуа Бин Нуном на горе Эйваль

Особые отношения между Израилем и США - не просто клише. Из всех регулярно проводящихся опросов общественного мнения следует, что отношение американцев к нам неизменно положительное, несмотря на непрекращающися усилия евреев из газет "Гаарец" и "Нью-Йорк Таймс".

Речь идет об общих идеалах, основанных на Библии, и о том, что отцы-основатели США видели себя как рождение заново народа свободы, несущего универсальную весть. Религиозная доминанта в США является не католической, и антисемитизм гораздо меньше находит там выражение.

Израиль должен был основывать свои отношения с США на общих Библейский идеалах. "Благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну". Это "мото" 80 миллионов евангелистов, уверенных, что расцвет Америки обусловлен союзом с Израилем.

Но вместо того, чтобы укреплять наш особый статус вечного народа Книги, источника американских идеалов и основы их легитимности, мы избрали выставлять себя в качестве молодого народа, желающего занять место среди старых наций - и под их опекой. Связь с США превратилась - по нашей инициатуве - в связь отца и сына. Американская "помощь", составляющая 1,5% израильского бюджета, не так уж необходима, а в долгосрочной перспективе она вредит нам в экономическом и политическом плане, а также в области безопасности. Упрямство продолжать получать эту помощь следует из психологических нужд. Если карманные деньги продолжают поступать из-за океана, значит "папа" еще там и мы не одни среди наций. Если мы увиливаем от нашего Отца Небесного, то мы должны найти его за океаном.

В таком испорченном сознании родилась "обамания", которую мы видели в последние дни. Так отношения, которые могли бы основываться на общих моральных идеалах, превратились в отношения зависимости. Израиль, убегающий от своей идентификации, все время увиливающий от принятия этих общих идеалов, все годы упрямился обосновывать связи с США на абсолютно иной основе. Основная ценнтость, которой мы размахивали, было право на самооборону. Вместо дворца Книги и Библейских мест, мы возили уважаемых гостей в "Яд ва-шем". После ужасных картин, увиденных там, уже не должны задаваться вопросы, и мы могли увильнуть от вопроса идентификации и оправдания нашего национального существования здесь.

Но "лимон" Катастрофы выжат полностью. В Европе родилось новое поколение, которое уже не готово молча платить за грехи своих родителей. Это поколение видит в требующих справедливости "палестинцах" - новых евреев без родины, а в требующих безопасности израильтян - новых нацистах.

Упрямство Нетаниягу перевести центр тяжести визита от Катастрофы к нашим глубоким историческим основам, его "нервировавшая Обаму" речь в США, в которой он объяснил, что не музей "Яд ва-шем" - основа нашего существования, и завершение этой линии приглашением президента в дворец Книги, где глава правительства объяснил Обаме, что любой израильский ребенок способен прочитать то, что написали тут наши праотцы более 2000 лет назад, - в этом, на мой взгляд, была основная важность визита.

Я сидел в телестудии 2 канала, когда проф. Розенберг из дворца Книги объяснял зрителям, что обозревал в тот момент американский президент. "У вас нет какого-то палестинского свитка показать ему?" - не удержался я и вмешался в его речь, - "Ну, пусть не двухтысячелетней давности, хотя бы столетней? Совсем ничего?" Профессор неуютно поерзал. "В этом центральная важность визита и самое большое достижение Нетаниягу", - вновь и вновь повторил я, - "и не по отношению к Обаме, а в первую очередь по отношению к общественности в Израиле, которая привыкла видеть в Освенциме оправдание своего существования".

Кто знает, может, в следующий раз мы уже повезем очередного важного гостя к жертвеннику, построенному Йегошуа Бин Нином на горе Эйваль через 40 лет после исхода из Египта и принятия Торы на Синае. При всем уважении к Кумранским свиткам (прим.перев. - примерно 2000-летней давности), но наша национальная история в Эрец Исраэль насчитывает не 2000, а 3300 лет. Если уж идут к истокам, то невозможно начать с середины.

Хоть 93 % Библейских мест находятся на той стороне, что предназначена для "решения двух государств", но что поделать - и место, придающее смысл нашему национальному существованию, место наших мечтаний и предопределения находится там - Храмовая Гора в Иерусалиме. Биньямин Нетаниягу совершил важнейший поворот в израильской разъяснительной работе. Мы обязаны завершить этот поворот. Невозможно ограничиться полуоборотом.

("Макор ришон" 22.03.13)


Перевел Моше Борухович
МАОФ