У нас праздник свободы не является праздником независимости - и наоборот - потому что на протяжении истории еврейского народа было некоторое столкновение между свободой и независимостью. Закон о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа срочно необходим, так как идет подрыв этих понятий
У всех стран и народов праздник свободы - это и День независимости, а у нас есть два отдельных праздника: один для свободы (Песах) и один для независимости. Ведь история еврейского народа не начинается страны, в которой он сформировался и стал народом, а затем вышел воевать за свою свободу. Наша история обратная: она начинается с выхода на свободу, с известия, что свобода - это большой праздник и важная весть всему миру, но у нее нет смысла самой по себе, это лишь первый шаг в длинном пути в Страну. С тех пор история еврейского народа, жившего как в своей стране, так и в галуте, показывает, что свобода и независимость не только не являются чем-то одним, но и иногда сталкиваются друг с другом.
Пасхальная Агада хранит две фразы, которые вставили туда еврейские мудрецы, жившие в Вавилоне, эти фразы сказаны на арамейском языке (прим.перев. - тогда "язык межнационального общения"), чтобы каждый еврей понимал, что он говорит: "В этом году здесь - в следующем в Эрец Исраэль" и "В этом году рабы - в следующем свободные". сегодня, когда евреи в государстве Израиль говорят две эти фразы, надо надеяться, что есть ангел на небесах, который защищает нас и говорит Владыке мира: "Не гневайся на них, они не такие неблагодарные, они просто не понимают по арамейски". Надо заметить, что и в то время, когда были составлены и записаны эти фразы, евреи Вавилона вовсе не были рабами. Как евреи Америки сегодня, они в значительной степени наслаждались личной и экономической свободой, культурной и религиозной автономией, свободой передвижения и правом на эмиграцию. Евреи в Эрец Исраэль жили тогда в гораздо более тяжелых условиях, в гораздо большем порабощении. Не рабство, а именно свобода препятствовала евреям Вавилона подняться и реализовать в буквальном смысле мечту "в следующем году в Земле Израиля". Никто, кроме их удобств и их свобод, не мешал им репатриироваться в Эрец Исраэль.
Мудрец, сидевший в спокойном Вавилоне и запечатлевший две эти фразы, видно, хотел сказать, что неограниченная свобода - это разновидность рабства, что человек может стать рабом своей свободы. Ведь в определенной степени независимость в самом деле ограничивает свободу и ложится бременем на нее. Независимость - это обязательство и ответственность, независимость ставит коллектив выше индивидуума, независимость не позволяет убежать в безответственную иллюзию, что весь мир - твой дом, а человечество - твоя семья.
Новый Вавилон
И сегодня очень сидят в современных Вавилонах, страстно поют "В следующем году в Иерусалиме" и остаются рабами их личной свободы. Но по сравнению с древним Вавилоном и с предыдущими поколениями еврейского народа мы значительно продвинулись. 600 тысяч евреев, живших здесь в 1948г., увеличились в 10 раз и стали более, чем 6 миллионами, и впервые после разрушения Северного царства 2700 лет назад самая большая еврейская община живет в Эрец Исраэль. За это мы должны благодарить и славить дважды - и в Праздник Свободы (Песах) и в День Независимости, но параллельно возникает немалая группа евреев в государстве Израиль, которые склонны отказаться от независимости и стать рабами свободы.
Определенное столкновение между свободой и независимостью выражается в существующем в Израиле споре между государством еврейского народа и космополитичным государством. Декларация независимости говорит, что не стоит спорить об этом, потому что даже если и естьнекоторое столкновение, нет базобого противоречия между этими двумя вещами. Государство Израиль с момента своего возникновения гарантирует и то, и другое: независимость еврейскому народу и свободу всем гражданам - евреям и неевреям.
Нет противоречия между ними, потому что если вы спросите свободу и независимость: "Из чего состоит мир", - вы получите два разных ответа: свобода скажет, что мир состоит из людей, а независимость скажет, что мир состоит из групп. Каждый из 600 тысяч евреев, вышедших из Египта, вышел тогда лично из рабства на свободу, но в момент провозглашения государства в 5708 г. (1948г.)не каждый по отдельности из 600 тысяч, живших тогда здесь евреев, стал независимым. Независимость коллектива: еврейский народ стал независимым и воссоздал свое государство. Независимость еврейского народа была причиной создания и смыслом существования государства Израиль. Отнимите это у государства и останется тело без души, разлагающийся труп.
Гражданское и национальное
"Это понятно само по себе", - написал тут мой коллега Бен-Дрор Емини, - "и нет никакой необходимости закреплять это законодательно". Мол, не стоит обсуждать это и создавать излишние споры. Каждый, видящий государство Израиль, знает, что государство еврейского народа. И президент Обама в своей речи отнесся к этому, как к базовой предпосылке, которая не нуждается в доказательстве и по поводу которой нет спора.
Он ошибается. Есть спор. Подспудно протекает судьбоносный спор. Частично он ведется арабскими гражданами Израиля, которые, возможно не осознают, что без евреев это государство развалится, а может, они осознают, но это не волнует их. Частично этот спор ведется евреями, для которых свобода - это все, а у независимости нет значения.
Если бы во время создания государства была написана конституция, нет сомнения, что первый параграф устанавливал бы, что государство Израиль - это государство еврейского народа, и в те дни не было об этом никакого спора. Но конституция тогда не была написана, на протяжении лет были написаны части ее (основные законы), которые все без исключения занимались свободой, а не независимостью, гражданином, а не народом. Сейчас надо поспешить и закрепить законодательно и ту часть конституции, что отвечает за независимость.
Нетаниягу - а сейчас и Обама - требуют от "палестинцев" признать Израиль как государство еврейского народа. Давайте потребуем это прежде всего от самим себя.
("Макор ришон" 29.03.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ