Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Основное внимание израильской прессы за время, прошедшее после формирования правительства, сосредоточено на деятельности нового министра финансов Яира Лапида и на предложенном им государственном бюджете на 2013-2014 г.г. Израильтяне, убаюканные громогласными заявлениями премьер-министра Нетаниягу о прекрасном состоянии израильской экономики под его мудрым руководством, были шокированы, узнав о гигантском бюджетном дефиците, с которым предыдущее правительство пришло к выборам.

Откуда он взялся и на что были потрачены деньги, глава правительства объяснять гражданам не собирается. Более того, чтобы пресечь нелепые вопросы типа "где деньги, Зин", он решил продемонстрировать нам, за кого он нас держит. Журналисты 10-го канала раскопали, что для полета супругов Нетаниягу в Лондон на похороны Маргарет Тэтчер в самолете было смонтировано особое спальное купе с отдельными стенами и дверью с замочком - для отдыха супругов Нетаниягу. Это дополнительное невиданное ранее удобство обошлось казне в полмиллиона шекелей. Публика замерла от изумления. Видали мы широкие замашки, но чтобы вот так откровенно строить себе будуар на четыре часа полета - такого еще не было! И это в то время, когда минфин режет буквально по живому, пытаясь минимизировать последствия финансовой политики того же Нетаниягу. Правда, государственный контролер судья Йосеф Шапира заявил, что он намерен расследовать обстоятельства образования бюджетного дефицита. Так что нас ждет немало интересного.

Но и не дожидаясь результатов проверки госконтролера, можно сделать некоторые, лежащие на поверхности выводы.

Биньямин Нетаниягу последнюю каденцию, во всяком случае, в своей социально-экономической политике руководствовался принципом не обострять отношений с сильными мира сего, прежде всего с израильскими профсоюзами - гистадрутом. О низкой эффективности работы госпредприятий написано и сказано немало. В сознание обывателя было внедрено мнение, что поделать с ними ничего нельзя, потому что при малейшей попытке хоть как-то ограничить беспредел госмонополий гистадрут объявлял всеобщие забастовки, которые парализовали хозяйство и наносили огромный ущерб экономике.
Особенно нетерпимое положение сложилось в израильских портах, через которые проходит свыше 90% грузооборота оборота Израиля, и электрической кампании (хеврат хашмаль).
Вот что пишет экономический обозреватель Нехемия Штраслер.
"Электрическая компания является убыточной вот уже много лет. Таков результат провального управления компанией, которая фактически находится под полным контролем мощного и агрессивного профсоюза. Речь идет о компании, в которой заняты две тысячи ненужных работников. Речь идет о компании, которая платит своим сотрудникам одну из самых высоких зарплат в стране – в среднем 24 тысячи шекелей в месяц. Сотрудники получают также исключительные социальные условия, субсидированные поездки за границу. Согласно отчету государственного контролера, "обнаружены серьезные финансовые нарушения, связанные с отчислениями в пенсионные фонды "Хеврат-хашмаль" - на сумму 3,4 миллиарда шекелей". Граждане должны понять, что в тот момент, когда они включают свет в своих домах, они фактически платят особые "налоги на электричество", которые поступают прямиком в карманы 13 тысяч сотрудников Электрической кампании."

Добавим к этому, что работники электрической кампании включая пенсионеров, пользуются бесплатной электроэнергией, которую расходуют в несколько раз больше, чем в среднем по Израилю, что обходится нам с вами в 165 (сто шестьдесят пять) миллионов шекелей в год.

Согласно расследованию, проведенному 10-м каналом телевидения, ситуация в Хайфском и Ашдодском портах еще хуже. Два года назад антимонопольное управление передало главе правительства отчет о деятельности портов, из которого следовало, что эти два порта работают крайне неэффективно. Их производительность на 30% меньше общемировой, ущерб, наносимый государству и частным кампаниям, составляет 5 (пять) миллиардов шекелей в год. Управление рекомендовало правительству немедленно принять меры по демонополизации портов и создать конкуренцию в этой сфере. Однако Нетаниягу положил отчет под сукно. С 2005 года правительство не решается объявить конкурс на строительство остро необходимого еще одного порта, который должен быть частным, что создаст конкуренцию в сфере морских грузоперевозок. Препятствуют этому рабочие комитеты Хайфского и Ашдодского портов, которые под угрозой остановки работы портов в ультимативной форме потребовали, чтобы новый порт также работал под крышей профсоюза. Таким образом, мафиозная экономика всеми силами тормозит экономику производящую.

Нетаниягу капитулировал перед шантажом профсоюза, введя в норму откровенный подкуп. Так, в 2005 г. во время забастовки портов по распоряжению министра финансов Нетаниягу их работникам были выплачены единоразовые бонусы на сумму 200 (двести) миллионов шекелей.
Для того чтобы прекратить забастовку железнодорожной компании в феврале текущего года, которая носила скорее политический, чем экономический характер, так как профсоюз протестовал против передачи части перевозок частным компаниям, каждому работнику железнодорожной компании была сделана разовая выплата в сумме 40 (сорок) тысяч шекелей. Напомним, что минимальная зарплата в Израиле 4300 шекелей в месяц. Средняя заработная плата работников израильских железных дорог составляет 25000 шекелей в месяц.

В свое время, принимая пост министра финансов, Нетаниягу говорил о том, что частный сектор не может больше тащить повозку госмонополий, контролируемых профсоюзами. Проблема не в повозке. Проблема в том, чем нагружена эта повозка. А груз таков: безудержная жадность, патологическое корыстолюбие, утрата совести и каких-либо сдерживающих рычагов. С тех пор ситуация только ухудшилась и казалась безысходной.

При формировании нынешней коалиции Нетаниягу предпринял титанические усилия, чтобы не допустить в правительство как религиозных сионистов, так и центристскую "Еш Атид". Все силы были брошены на то, чтобы привлечь в коалицию партию "Авода" и партии харедим. Странным такое поведение лидера "правых" кажется только на первый взгляд. Приняв идею создания палестинского государства, Нетаниягу естественным образом стал союзником ультралевых и антисионистских сил. В точном соответствии с пословицей КОГОТОК УВЯЗ — ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. Стоит лишь поступиться чём-либо, начать какое-либо предосудительное дело, как, втянувшись, уже не сможешь из него выпутаться.

Ослабление монополий и всевластия гистадрута означает ослабление финансово-политической базы, на которую опирается отмирающий светский сионизм, выродившийся в воинствующий антисионизм. Поэтому Нетаниягу так упорно предлагал лидеру партии "Авода" Шели Яхимович пост министра финансов. Не допустить серьезных реформ. Сохранить статус -кво, позволяющий лидерам старых партий "Авода" и "Ликуд" чувствовать себя уверенно в болоте, называемом израильской политикой, и безбоязненно торговать страной. Поэтому первым делом при создании коалиции Нетаниягу отдал пост министра юстиции позорно провалившейся на выборах Ципи Ливни, объявившей национальной задачей Израиля создание палестинского государства. Ведь второй опорой правящего режима является его судебно-правовая система. Назначив Ливни министром юстиции, Нетаниягу предотвратил проведение жизненно необходимых реформ в этой сфере.

Вспоминаю как в начале предыдущей каденции Нетаниягу давал интервью русскоязычному каналу израильского телевидения. Рост цен на недвижимость тогда только набирал обороты. В ответ на вопрос ведущей Елены Лагутиной, что же творится с ценами на жилье, он заявил, что при его участии разработана программа реформ, которая позволит в ближайшее время остановить и затем постепенно снизить цены на жилье. За прошедшие с тех пор 4 года цены на жилье выросли более чем на 50%. Выступая 12 мая в передаче "Добрый вечер Израиль", обозревать по вопросам недвижимости М. Лихтман сказал, что только за три месяца нынешнего года цены на квартиры выросли на 6.5% и рост цен продолжается. Все реформы, провозглашенные Нетаниягу - реформа земельного управления, реформа комиссий по утверждению проектов - полностью провалились. Национальной трагедией назвал Лихтман происходящее на рынке недвижимости. Окончательно добил рынок жилья объявленный Нетаниягу 10-месячный полный запрет на еврейское строительство в Иудее и Самарии.
По данным объединения строительных подрядчиков дефицит жилья в Израиле составляет от семидесяти до ста тысяч квартир.

Время, прошедшее после выборов, показало, что Нетаниягу искусственно сдерживал проведение реформ. Более года тому назад ему была передана для утверждения правительством программа "Открытое небо", целью которой является усиление конкуренции в сфере авиаперевозок и, как следствие, снижение цен на авиабилеты. Гистадрут пригрозил забастовкой - и Нетаниягу положил программу под сукно. Но вот в апреле текущего года министр финансов Яир Лапид и министр экономики Н.Беннет вынесли ее на утверждение правительства. Профсоюз пригрозил забастовкой, если программа будет принята. В ответ на это Лапид в интервью израильскому телевидению заявил, что он проведет закон, запрещающий забастовки в жизненно важных для страны сферах. Программа была принята, и ничего не произошло. Более того, председатель гистадрута Офер Эйни пошел на беспрецедентный шаг. В рамках сокращения бюджета он согласился на отказ от уже объявленных повышений зарплат в госсекторе до 2015 г. Еще накануне подобное казалось немыслимым.

Следующий ход сделал министр экономики Нафтали Беннет. По его указанию антимонопольное управление, которое в новом правительстве подчинено министерству экономики, еще раз проверило работу Хайфского и Ашдодского портов и заявило, что оно намерено объявить их картелем. В этом случае рабочие комитеты портов не имеют права препятствовать шагам правительства по демонополизации отрасли.
И вот уже осмелевший министр транспорта Исраэль Кац объявил о том, что в течение двух месяцев будет объявлен конкурс на строительство частного морского порта.
Тот же Беннет, который является одновременно и министром по делам религий, объявил о том, что в ближайшие недели будет осуществлена реформа в сфере религиозных советов.
Министр финансов Лапид объявил о создании комиссии по решению жилищной проблемы, в том числе строительства десятков тысяч квартир на съем.

Конечно, это только первые шаги на сложном пути реформирования израильского хозяйства. Тем не менее, за несколько месяцев существования правительства Лапид и Беннет уже сумели сделать больше, чем Нетаниягу за две свои каденции.
Объясняется это очень просто. И Лапид, и Беннет не являются частью существующей в Израиле системы власти. Проведение реформ для них вопрос политического выживания.
Для того чтобы убедиться, что они на правильном пути, достаточно посмотреть на реакцию израильских СМИ. Наши СМИ в чем-то напоминают советскую "Правду", а выходцы из бывшего СССР хорошо умеют читать между строк. Если СМИ кого-то ругают - значит человек хороший. Когда газета "Гаарец" вышла с шапкой "Почему нельзя доверять Лапиду", стало ясно, что Лапид пытается сделать что-то хорошее для евреев. При этом СМИ всячески выводят из-под удара истинного виновника нынешнего экономического кризиса - Нетаниягу.
Лапид разочаровал СМИ, контролируемые левыми. Он не включился в борьбу за палестинское государство. Он взял в союзники ненавидимых левыми религиозных сионистов. Он взялся за ослабление профсоюзов, что для левых является красной тряпкой.
На пути реформаторов немало препятствий. И главный из них - Биньямин Нетаниягу. Успех Лапида и Беннета будет означать его крах. Поэтому он сделает все возможное, чтобы не допустить их успеха. Частично утратив контроль над сферой экономики, он пытается любой ценой выдавить из правительства Беннета, для чего мобилизованы Ливни с Ароновичем. В ответ на террор арабских камнеметателей они, под чутким руководством премьера, разрабатывают законопроект о признании террором любые попытки евреев противостоять арабским убийцам. Несмотря на то, что риску ежедневно подвергаются тысячи евреев, в том числе детей, армия фактически бездействует, поскольку у солдат связаны руки жесткими правилами открытия огня.
Нетаниягу никогда не простит Лапиду и Беннету своего поражения. Он не смог назначить министром обороны Эхуда Барака и вынужден был назначить на эту должность Буги Яалона, который является основным претендентом на пост лидера "Ликуда". После праймериз в "Ликуде", в результате которых на нереальных местах оказались его главные советники - ультралевый Дан Меридор и еще более гибкий, чем он сам, Мики Эйтан - Нетаниягу заявил, что он все равно обеспечит им места в правительстве. Сделать этого он не смог.

Не имея возможности провести через кабинет по вопросам безопасности решения о новой остановке строительства, Нетаниягу через свою канцелярию оказывает нажим на муниципалитет Иерусалима и находящееся под контролем "Ликуда" МВД, требуя максимально задерживать продвижение проектов строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме. Новый виток роста цен на жилье можно будет свалить на Лапида и Беннета.

Ответ со стороны его "партнеров" не замедлил явиться. Заместитель Абу Мазена, звезда израильского телевидения, надежда левых, матерый террорист Джибриль Раджуб заявил, что если бы у них была атомная бомба, они не колеблясь ни секунды, бросили бы ее на Израиль. Поступают сообщения о том, что Абу Мазен выплачивает сидящим в израильских тюрьмах убийцам евреев пособия, в несколько раз превышающие зарплату палестинских полицейских. Они ведут себя логично, с точки зрения их бандитской логики. Видя перед собой слабого, трусливого противника, готового предавать самых верных патриотов Израиля, они наглеют все больше с каждым днем. А чего стесняться? Нетаниягу, который приостановил перевод денег ПА после ее обращения в ООН, не только возобновил выплаты, но и пообещал президенту Обаме, что впредь никогда такого себе не позволит.

У кого-то может возникнуть вопрос: возможно ли, чтобы премьер-министр сознательно действовал против интересов государства? Еще как возможно! Лидерам Ликуда не впервой во имя личных интересов предавать национальные интересы страны.

В 2004 г. тогдашний премьер Ариэль Шарон, который считался главной опорой поселенческого движения, готовясь к разгрому Гуш-Катифа, с целью делегитимации поселенческого движения и ослабления сопротивления,создал комиссию по проверке законности еврейских поселений в Иудее и Самарии, многие из которых он сам создавал. Во главе комиссии он поставил адвоката Талию Сасон, известную своими левыми взглядами. На основе этого отчета сектор Газа, так же как Иудея и Самария, были признаны оккупированными территориями, чем было оправдано выселение евреев. В правительство Шарона, принявшее этот отчет, входили и Нетаниягу и Авигдор Либерман. Впоследствии госкомиссия, созданная по фактам вопиющих провалов в ходе подготовки и реализации этого плана, констатировала, что итнаткут - это одна сплошная ошибка от начала и до конца и самое массовое и грубое нарушение прав человека за всю историю Израиля.

Вспоминаю рисунок, помещенный в то время в одной из израильских газет. На нем был изображен бульдозер, расчищающий перед собой дорогу. За бульдозером бегут толпы людей с израильскими флагами. Вдруг бульдозер разворачивается и начинает давить тех, кто бежал за ним.

Впоследствии Нетаниягу под давлением правых сил создал другую комиссию во главе с крупным юристом, судьей Верховного суда Эдмондом Леви. Вывод комиссии: с точки зрения международного права Иудея и Самария не являются оккупированными территориями и евреи имеют право там селиться без каких-либо ограничений. Комиссия призвала правительство облегчить процедуру получения разрешений на строительство в Иудее и Самарии и легализовать многие из поселенческих форпостов. Нетаниягу, который получил в руки мощное оружие для оправдания еврейского строительства в Иудее и Самарии, испугавшись собственной смелости, положил этот отчет под сукно и всеми силами препятствует его обсуждению на заседании кабинета по безопасности.

Прошедшие выборы можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, мощно вошедшие во власть представители нового поколения сионистов Нафтали Беннет и Яир Лапид, что дает шанс на давно назревшие перемены. С другой стороны, оставшийся у власти Биньямин Нетаниягу, доказавший свою несостоятельность, полностью утративший способность к созидательной деятельности, готовый на любые, самые безответственные шаги, чтобы эти перемены сорвать во имя своего политического выживания.

"Он голый! — закричал, наконец, весь народ.
И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: "Надо же выдержать процессию до конца".
И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было".

Использованные материалы: Ганс Кристиан Андерсен "Новое платье короля", д-р Наталия Гуткин "Законотворческая «опупея»"; Виктория Мартынова "Полеты во сне и наяву"