Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Когда после Войны Судного дня владение землей превратилось из цели в средство, то самая большая победа превратилась в сознании в поражение. Сегодня мы заново начинаем находить путь

Война Судного дня - национальный Йом Кипур - смешивается у нас с нашим частным Днем искупления, и особенно в этом году, когда исполняется 40 лет тем событиям.

"Та война была концом прежней израильской идеологии", - справедливо отмечает Авраам Бург. "Лучше Шарм аш-Шейх (прим.перев. - стратегический порт на юге Синайского полуострова) без мира, чем мир без Шарм аш-Шейха", - объяснял Моше Даян квинтэссенцию последнего этапа этой идеологии, перед тем, как она распалась.

Национализм и социализм - два центральных сионистских движения, которые заменили религию, должны были привести к надежному берегу "семьи народов". Но после полной чудес Шестидневной войны эти идеологии уступили свое место простой самонадеянности - "кохи вэ-оцем яди" (сила моя и мощь моей руки). ("И скажешь в сердце своем: Сила моя и мощь моей руки дали мне преуспеть" - Дварим 8:17)

До того Судного дня идеологическое отступление обитало где-то вдали от национального консенсуса. Казалось, что желанную "нормальность" (быть как все народы) можно достичь мускулами нации. Генералы сменили философов. "Шарм аш-Шейх" Даяна заменил "железную стену" Зеэва Жаботинского.

В Йом Кипур 1973г. израильтянам стало ясно, что у "нового израильтянина" нет настоящей "железной стены". Наши стены стоят на другой основе. "У нас", - сказал мне арабский депутат Кнессета, - "нет большего ругательства, чем сионист. Сионист - это колониалист, прибывший из Европы изгнать нас".

После Войны Судного дня национализм Менахема Бегина и социализм Эзера Вейцмана объединились в отступлении с Синая до последней песчинки. Если владение Шарм аш-Шейхом не приводит к международному признанию и "нормальности" (быть обычным народом как все), то, может, отступление оттуда принесет это? Между тем "выяснилось", что земля - это средство, а не цель. Цель - место среди народов.

Лишь так можно понять, как самая большая военная победа Израиля превратилась в общественном сознании в поражение и полное отступление. Развал военной концепции был малым крахом, с которым мы справились кровью и мужеством солдат и офицеров. Более существенным крахом был развал концепции "нормальности", с которым нельзя было справиться. Никакие отступления не помогли. После всех мирных соглашений, торжественных церемоний, после процессов, приносящих нам разрушение и боль, мы всегда обнаруживали себя в той же точке довоенной точке непризнания.

Поэтому та война стала концом идеологии «нового израильтянина» и началом примирения и объединения с нашей еврейской идентификацией. Перед нами еще длинный путь. Израиль с тех пор сильно изменился. Израильское общество явным образом ищет себя и свою идентификацию. Поколение сыновей гораздо ближе к еврейской идентификации, чем поколение отцов. Личный поиск идентификации ищет себе и национальные маршруты - не обязательно религиозные. Что-то хорошее происходит. Тогдашний национальный Йом Кипур и личный День искупления всех нас подпитывают друг друга и ведут нас всех к смыслу нашей жизни - как индивидуумов и как нации.

("Макор ришон" 13.09.13)


Перевел Моше Борухович
МАОФ