У праздника Суккот несколько традиций. Упомяну лишь две.
В Суккот каждому еврею Торой предписано совершить одно из трех ежегодных обязательных паломничеств в Иерусалим, к Храму.
А сам праздник Суккот знаменует поворот от жаркого сезона (лета) к прохладному (у нас условно называется зимой).
Еврейский календарь люфтит относительно григорианского примерно на плюс-минус полмесяца. Начало Суккот может выпасть на середину сентября, а может – на середину октября. Но что интересно: за несколько дней до начала Суккот, во время молений и поста Йом Кипур, наступает тяжелая жара, и, как правило, самая мощная за год. Но всего несколько дней спустя, когда мы восседаем за праздничным седером в сукке, легкомысленно прикрытой сверху пальмовыми листьями, ветками или циновками, налетает прохладный, а то - и просто холодный ветер. А с ним – нередко, и дождик, который не видали уже с полгода. А то и гроза!
Так что, скорее, все-таки григорианский календарь люфтит относительно нашего, а не наоборот, ибо природу не обманешь. Она знает, что конец лета определятся нашим календарем и по нему живет!
Впрочем, я вам не скажу за всю Одессу, даже за весь Израиль. Но в Иерусалиме это точно так! И в этом году абсолютно, можно сказать: и жара Йом Кипура, и холодный сильный ветер в Суккот. Дождик, правда, на несколько часов запоздал, выпал только к утру. Но ведь правоверные евреи заходят в сукку не менее трех раз в день, а то – и вовсе живут в ней всю праздничную неделю.
А позавчера, одевшись уже потеплее (не по-зимнему еще, но и не по-летнему) я попал в дороге под довольно сильный ливень, который хлестал минут десять!
Зима! Израиль, торжествуя, к святыням обновляет путь! Мне кажется, что на восемь дней этого праздника население Иерусалима удваивается. Если не больше.
Многочисленные ортодоксы и ультраордоксы со всеми домашними всех возрастов, от нуля до 120! С колясками, сумками, чемоданами и, главное, вооруженные наперевес «арбаа миним» - четырьмя видами растений, символизирующими наш народ, съезжаются со всех городов и весей нашей маленькой, но необъятной страны, набивая до отказа самые кошерные гостиницы, но, в основном, уплотняя своих родных и знакомых в их тесных многосемейных жилищах. И все идут походкой важной. К Котелю Маарави, Западной Стене, она же, просто – Котель.
Наплыв светских, малыми компаниями и большими экскурсионными группами. Многие за счет гос.учреждений и предприятий устраивают праздничные корпоративы в столице, переполняя общественный транспорт, и особенно, из любопытства, все еще непривычный для израильтян трамвай. И, естественно, общепит – от примитивных забегаловок-фалафельных до дорогих ресторанов. Часть этого потока ответвляется на какое-то время к тому же Котелю. Прикоснуться к Стене, оставить записочку. Бога, конечно, нет, но мало ли что..? Вдруг просьбу прочтет и, может, исполнит? Кто знает?
Огромное количество интуристов. Погода способствует. Когда они уезжали из своих европ-америк, там уж небо осенью дышало… А у нас, как говорится, «Ган Эден» (райский сад)… На Суккот, в отличие от других праздников, больше евреев из галута, стремящихся прикоснуться к святыням, и множество юдофилов и «сионистов» из христиан. Вчера они прошлись организованным маршем солидарности с еврейским народом и Израилем по центру Иерусалима. Американцы, канадцы, китайцы, японцы, австралийцы, швейцарцы, другие европейцы… Наглядная демонстрация малоубедительного для меня тезиса «правительства – одно, а народы – другое». На мой же взгляд – просто своеобразные игры, но все равно, хорошо, приятно!
Вернемся к нашим святыням. Храмовая гора, как считается с 67-го года, в наших руках! Однако, основные традиционные иудейские церемонии происходят вне ее, внизу, около Котеля.
22 сентября там состоялось суккотнее благословение коэнов (эта церемония бывает также в дни Песаха). Обычно на площади перед Котелем собираются несколько десятков тысяч потомков служителей Храма. В этот раз вместе с ними молились и проповедовали им оба главных равина Израиля: ашкеназийский – Давид Лау и сефардский – Ицхак Йосеф.
Верхняя площадка Храмовой горы, где когда-то стояли Первый и Второй Храмы, после Великой Победы 1967-го года по непонятной причине отданная под контроль мохаммеданскому управлению ВАКФ, была, с позволения сказать, открыта на праздник для посещения евреями и другими немусульманами. Туристами, в основном. Ну и, само собой, для мохаммедан… Для сравнения – во время мохаммеданского Рамадана – целый месяц, она была вообще закрыта для посещения любыми немусульманами. Наша полиция – большая сторонница мира и спокойствия. Особенно, для себя, любимой, при исполнении. И за счет евреев, доставляющих ей много хлопот, разумеется. Однако, незадолго до осенних праздников начальник израильской полиции Йоханан Данино, второй человек по власти над полицейскими после министра И.Ароновича от либермановской партии НДИ, был вынужден признать под мощным давлением вице-спикера Кнессета Моше Фейглина, что евреи имеют право молиться на Храмовой горе. Но в специально выделенное время и по неким правилам, считает он.
23 сентября соратник М.Фейглина Михаэль Пуа поднялся на Храмовую гору вместе с сотнями других евреев. Он пронес туда «арбаа миним» и совершил ритуальное суккотнее благословение (натилат лулав). М. Пуа был арестован полицией, «арбаа миним» у него отняли.
24 сентября, на совещании под руководством начальника полиции Иерусалима генерал-майора Йоси Париенте было принято решение о закрытии Храмовой горы для посетителей. Прессе сообщили, что Храмовая гора будет закрыта для туристов и израильтян-евреев, но останется доступной для мусульман. Закрытие объяснялось оперативной информацией о готовящихся арабских беспорядках и заботой о безопасности граждан. Особо подчеркивалось, что в дни праздника Суккот тысячи туристов и сотни израильтян-евреев уже посетили Храмовую гору. (Ну, сколько вам еще надо? Дайте и полиции в праздник хоть немного спокойствия!)
А, между тем, со всей Страны прибыли сотни людей, планировавших подняться на Храмовую гору. В том числе, делегация школьников, чье посещение было запланировано и согласовано заранее.
После проведения необходимых подготовительных ритуалов, в том числе погружения в микву, люди столкнулись с тем, что ворота были закрыты, и полиция не пускала евреев на Храмовую гору.
«Полиция в очередной раз нарушила установленный порядок - Храмовая гора должна быть открыта для евреев в промежуточные дни праздника Суккот», - жаловались паломники. Среди тех, кто не смог подняться на Храмовую гору, оказалась и депутат Кнессета Шули Муалем-Рафаэли («Бейт Иегуди»).
Как сообщается, Авиад Висоли, председатель движения «Храмовая гора» выступил с публичным осуждением произошедшего и призвал к тому, чтобы заменить на Храмовой горе полицейское присутствие на частную охрану.
«Полиция доказала, снова и снова, что она не в состоянии обеспечить евреям свободный доступ к Храмовой горе», - сказал Висоли. - «После того, как полиция закрыла гору для евреев во время Рамадана, она должна была открыть ее исключительно для посещения евреями во время еврейских праздников».
«Бригады мучеников аль-Аксы», вооруженное крыло ФАТХа - бандитской организации, с которой наше правительство ведет переговоры - заявило, что планирует серию терактов с использованием смертников. В среду «Бригады» издали заявление, в котором говорится, что руководство "дало зеленый свет" на "операции шахидов". Причиной новой волны террора объявлено "вторжение евреев на Храмовую Гору".
Вечером во вторник, 24 сентября, около Шхемских ворот в Иерусалиме полиция задержала 11 арабов, бросавших камни в сотрудников полиции и пограничной службы, а также в автомобили и автобусы. Задержанным предъявлены обвинения в нападении на граждан и сотрудников правоохранительных органов, а также в сопротивлении полицейским.
В результате каменной атаки пострадали двое евреев - пассажиров рейсового автобуса - мужчина и женщина. Они получили ранения осколками стекла. Женщина - в лицо, мужчина – в ногу.
На мой взгляд, нашим законодателям давно уже пора приравнять булыжник - орудие арабского пролетариата - к другим видам оружия, чтобы на основе закона карать преступников, его пользующих против абсолютно невооруженных граждан, и не давать прикормленному мохаммеданами пиару распускать розовые сопли о «безоружных арабских юношах», противостоящих «израильской военщине».
В то же время, вечером во вторник, около Шхемских ворот проходила сравнительно «мирная» (крики, флаги) пропалестинская демонстрация, в которой принимали участие около 300 арабов.
В районе Масличной горы в Иерусалиме несколько десятков арабов забросали камнями автомобиль, в котором находились религиозные евреи из США. После того, как в машине были разбиты все стекла, арабы окружили автомобиль и попытались выволочь пассажиров наружу. Американские туристы заехали вглубь Восточного Иерусалима, благодаря показаниям GPS, по дороге из центра в Старый город, к Котелю. Понимая, что им по-другому живыми не выбраться, водитель направил автомобиль прямо на озверелую толпу. Таким образом, туристам удалось вырваться из "окружения" и добраться до ближайшего отделения полиции. В Facebook опубликована фотография, на которой можно увидеть кровь на лице пассажира, сидящего рядом с водителем. Мужчина одной рукой прижимает к себе камень, который, по всей видимости, был брошен нападавшими. Пострадавший прямо из полиции был доставлен в больницу "Адаса Ар а-Цофим".
Это не первый случай, когда израильские автомобили подвергаются каменным атакам в Восточном Иерусалиме, а пассажиры получают травмы.
Хлопот полиции полон рот. И не только с арабами. Во второй половине дня 24 сентября полицейские спецподразделения ЯСАМ вновь «навестили» дом 40-летнего фермера Боаза Альберта, живущего в поселении Ицхар (Самария).
Причина – та же, что и в прошлый раз, когда 15 августа полицейские пришли арестовать фермера за игнорирование постановления, предписывающего ему не появляться на территории Иудеи и Самарии в течение шести месяцев, о чем был им получен административный ордер, подписанный командующим войсками центрального военного округа, генерал-майором Ницаном Алоном. Мотивировкой приказа была жалоба арабов из соседней деревни, которым Боаз запрещал и препятствовал незаконно заниматься хозяйственной деятельностью на территории своей фермы.
Боаз Альберт, которому нужно кормить семью из семи человек, заявил полицейским, что не намерен подчиниться административному приказу покинуть поселение, и продолжит работать, ибо больше некому вести хозяйство.
Полицейские с особой жестокостью, с применением электрошокера «Тайзер» арестовали тогда поселенца. Арест, запечатленный на видео, вызвал широкий общественный резонанс, массовые акции протеста среди поселенцев и даже привел к запрету использования полицейскими электрошокеров «Тайзер».
А последний, «праздничный» арест, при всей его, полагаю, формальной обеспеченности, был всего лишь местью поселенцу-«рецидивисту».
В целом, можно считать, что череда осенних праздников прошла относительно спокойно и, судя по увиденным мною толпам гуляющих, - весело, как и подобает праздникам, в названии последнего из череды которых стоит слово «симха» - радость. Вот, даже наш начальник генштаба Бени Ганц считает, что происходившие арабские беспорядки, предотвращенные теракты – все это рутина, мелочь. Незначительная, случайная череда событий! Ну, убили арабы за эти праздники пару наших солдат: одного, заманив в «гости» к «палестинцу» в его деревню, а другого – на вахте из снайперской винтовки. Ну, два солдата… Жалко, конечно, ребят. Но ведь, это же не великий Гилад Шалит!
А между тем, 25 числа, в разгар этих беспорядков и связанных с ними скандалов, в Небесной Канцелярии ангелы-пакиды отправили на ответственное хранение Книгу Судеб с окончательно вынесенными в Йом Кипур каждому из нас персональными приговорами на 5774 год. Которые обжалованию уже не подлежат.
Шана това, идн!
Иерусалим. 27.09.13