Каналы, по которым протекает сегодня общественный диалог в Фейсбуке и в That’s-up, - это те же старые каналы, по которым шло общение между Жаботинским и Герцлем, Ахад а-Амом и Бен-Гурионом, и о них сломались перья Бялика и Бен-Йегуды, Бренера и раввина Кука
Мой приятель Алон Мизрахи (не футболист, другой) чирикнул на этой неделе в Твиттере: "Система здравоохранения, система образования, социальные службы, армия - обо всем этом предвещалось еще когда я был ребенком, что они должны рухнуть. Пусть уже рухнут, иначе системы массовой информации окажутся совсем недостоверными".
Мне кажется, что он выразил распространенное среди читателей газет ощущение. Концентрированная порция чтения газет заставит вас подумать что сейчас, буквально сейчас, разрушение близко и уничтожение гарантировано. Потому что сейчас, именно сейчас, в отличие от прошлого, коррупция/угрозы в области безопасности/общественный раскол/дороговизна/ находятся в самом худшем состоянии!
Когда читаешь о начале сионизме - возможно самом захватывающем периоде истории нашего народа, с середины 19-го века до создания государства - трудно избежать противоположного вывода. Не только сегодняшние споры и конфликты не являются особенными, но и все мы играем роли, заранее расписанные много лет назад.
Если посмотреть старые аэрофотосъемки Тель-Авива и Иерусалима (а британцы сделали их немало), то можно увидеть, что известные нам сегодня центральные улицы были тогда козьими тропами и колеями для телег.
Красивые современные шоссе с черным асфальтом, ограждением безопасности, предупредительными знаками, плакатами и придорожными садами были проложены по старым дорогам, иногда очень древним, - возможно, по тем дорогам, по которым ходили со своими стадами наши праотцы в Библейские времена, и без сомнения, по тем дорогам, по которым ездили на телегах перхопроходцы Первой и Второй алии, возрождавшие и отстраивавшие Страну.
Так же и в общественной жизни - политике и культуре. Каналы, по которым протекает сегодня общественный диалог в Фейсбуке и в That’s-up, - это те же старые каналы, по которым шло общение между Жаботинским и Герцлем, Ахад а-Амом и Бен-Гурионом, и о них сломались перья Бялика и Бен-Йегуды, Бренера и раввина Кука. Разумеется, некоторые каналы были мелкими и угубились с годами. Арабская проблема, например, почти не обсуждалась в первые годы сионистского движения. И межобщинное напряжение в Израиле было гораздо менее взрывоопасным, когда тут было меньше евреев и тем более меньше различий между общинами. Нет сомнения, что сегодня - более, чем через полвека после возрождения государства - эта тема кипит гораздо больше, но важно знать, что она не была изобретена сегодня и даже не во время операции "Волшебный ковер". Этот канал существовал раньше, и многие утверждения, которые мы читаем сегодня в Интернете, уже были написаны в газетах начала прошлого века.
Левые обвиняют правых за теракты, которые делают арабы, - вам кажется, что это нечто новое? Социалистическое сионистское руководство воспрепятствовало Зеэву Жаботинскому выступить со свидетельством перед комиссией Шоу (Walter Shaw), созданной британцами после арабских погромов 1929г., потому что, с точки зрения МАПАЙ, воспитанники БЕЙТАРа были ответственны за вспышку погромов, так как устраивали демонстрации у Котеля за равное право евреев молиться там.
Думаете, что коллективное обвинение за убийство Рабина, уже два десятилетия возлагающееся на правых, - это новейший трюк?
Видно, вы ничего не читали об убийстве Арлозорова и его последствиях. И если уж мы упомянули Жаботинского и арабов: вы знаете, что он сказал о программе левых его времени гарантировать арабам региональное сотрудничество, которое приведет их к своему государству? "Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды".
Не очень устарело, верно? Борьба против фанатичного исламского подстрекательства, регуляция квартирного рынка, отношения с США, рекламные плакаты на иврите и других языках - почти нет темы, которая не была бы пережевана до скучноты еще до создания государства.
Разумеется, были каналы, которые исчерпались. Обсуждение темы Уганды мы, слава Богу, закончили (7-й сионистский конгресс, 1905г.). Можно поставить точку. Разговоры о новом участке земли для евреев иногда появляются в СМИ и сегодня, но уж в разряде курьеза. Кстати, трудно сказать, что сионисты начала 20-го века относились всерьез к плану, учитывая, что называли его "план Уганды", хотя речь шла о территории, находящейся в Кении. Но какое это имеет значение? Это дело прошлого.
Так почему стоит помнить все это? Во-первых, хорошо знать, что мы ничего не изобрели и, видно, на нас не возлагается задача решить все проблемы. Более-менее те же проблемы заботили сионистский ишув в последние 150 лет, и, слава Богу, мы добрались, как говорили "трио следопытов", "до туда до куда добрались". Во-вторых, можно и рекомендуется черпать вдохновение у людей, боровшихся с подобными проблемами, а иногда и с гораздо большими, при этом у них были гораздо меньшие ресурсы. "Перспектива", - это всегда работает.
("Макор ришон" 8.11.13)
Перевел Ханан Фридман
МАОФ