Maof

Tuesday
Dec 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Количество участвовавших в похоронах раввина Овадьи Йосефа поразило "формирующих общественное мнение". Оказалось, что они формируют мнение только их самих. И все же там не было миллиона. Преувеличение количества участников не помогает никому * И почему не стоит учиться у греков

Хоть называемое количество участников похорон раввина Овадьи Йосефа (850 тысяч и "около миллиона") нелогично и преувеличено, все же это было грандиозное событие, какого Израиль еще не видел. Не только не было таких похорон за всю историю государства, но и вообще не было такого массового собрания. Ни демонстрации, ни фестиваля. Израильские СМИ со всеми их комментаторами пораженно и непонимающе (и немного испуганно) смотрели на похороны. На мгновение оказалось невозможным скрыть факт, что "формирующие общественное мнение" формируют мнение только их самих, а мнение народа формируется не у них и не ими.

Обычно комментаторы из "пузыря СМИ" решают такую проблему с помощью трюка: события, которые СМИ не понимают, они просто игнорируют, а затем верят себе, что они не произошли. Например, похороны раввина Шломо Залмана Ойербаха, в которых участвовали десятки тысяч человек, парализовали Иерусалим на несколько часов - но они почти не освещались в СМИ. Но на этот раз невозможно было проигнорировать беспрецедентную мощь события, а также, разумеется, влияние раввина Овадьи Йосефа на политику. И отсюда удивление: те, кто смотрели на покойного через очки политики, не могли понять величину, мощь и влияние его жизни и смерти в глазах многих израильтян (избирателей разных партий), которых задела его смерть.

"Пузырь СМИ", который в самом деле полагает, что является израильским общественным мнением, не в состоянии понять, кто велик в Торе. Я уже неоднократно писал, что через 500 лет никто не вспомнит, кто был Шимон Перес или Барак Обама, но имя раввина Овадьи Йосефа будет помнить каждый еврейский ребенок. Его огромное творческое наследие, смелость духа в качестве посек Галаха и непостижимая гениальность человека, в голове которого умещалась библиотека в сотни томов. У него было своего рода величие, которое евреи во все поколения умели улавливать своими чувствами. Сегодня это умение есть, в основном, у религиозным и сефардов. Оторванные от этого восприятия видели в личности Овадьи Йосефа лишь политические полы его мантии и пикантные выражения из его проповедей. Смотрели и не понимали, что видели, и не знали, что не понимают. Кажется, с его смертью изменилось, по крайней мере, одно: многие поняли, что есть нечто, чего они не понимают.

Солги мне - солгу тебе

А сейчас мелочное замечание о числах. Оно вообще не важно для вопроса о раввине Овадьи Йосефе и величии его похорон, но пришло время написать это. Разумеется, в похоронах участвовали и женщины, и маленькие дети, но подавляющее большинство участвовавших в похоронах были взрослые мужчины. Это было изначально ясно и это было видно на фотографиях и в роликах. Не важно было ли это большинство в 75% или 90%. В Иерусалиме проживают 600 тысяч евреев, если добавим соседние поселки и поселения от Гуш Эциона до Шило и Эли и от Маале Адумим до Мевасерета, получим 700 тысяч. Половина женщины - осталось 350 тысяч. Третья часть дети - остаются 240 тысяч взрослых евреев в Иерусалиме и округе, включая светских, пожилых, врачей, покупателей и продавцов в торговых центрах, которые не были закрыты, а также включая посетителей кафе, работников производств и работодателей. Предположим, что половина взрослых еврейских мужчин участвовала в похоронах. Знаете что - пусть 70%. Получилось 145 тысяч. Как дойти до 850 тысяч?

Вы скажете, что меньшинство составляли иерусалимцы, а еще полмиллиона успели приехать со всех концов страны? Чтобы привезти одновременно полмиллиона человек в организованных подвозках требуются 10 тысяч автобусов - втрое больше, чем все автобусы Эгеда по всей стране. А если захотите сказать, что полмиллиона добрались на частных машинах,то для этого надо ввести в Иерусалим 100 тысяч автомашин. Если поставим их в колонну капот к капоту, то длина колонны составит 300 км. То есть первая припаркуется у кладбища в Сангедрии, а последняя в Эйлате. Придумайте любые сочетания, но в любом случае речь идет об абсолютно нелогичных числах и о полной остановке движения не только в Иерусалиме, но и по всей стране.

Со времени "400-тысячной" демонстрации Шалом ахшав в 80-е годы действует неписанное соглашение о преувеличениях: "согли мне - солгу тебе", то есть если ты преувеличил на 500%, то должен позволить мне хотя бы 300%, иначе ты окажешься глуном. Под прикрытием этого соглашения мы бросаемся вымышленными числами в духе Каирского радио 70-х годов. Это не добавляет чести ни одной стороне нашей политике, а также "рапортирующей" полиции и "репортирующим" СМИ. Может, пришло время прекратить это. Ведь сегодня уже известно, что на той демонстрации было не 400 тысяч, а 60-70. И можно признать, что на похоронах раввина Овадьи Йосефа было не более четверти миллиона человек. Это никак не уменьшает чести покойного, мощи события, которое и так беспрецедентно.

Попробуйте как-нибудь встать рано утром

Летнее время уже действует на нервы и выглядит как теракт на почве ненависти. Спросите вашего ребенка, что такое утро и что такое вечер, и он вам скажет, что утром светло, а вечером темно. В полседьмого утра у нас еще темно. Большинство из тех сотен тысяч населения, которые в 7 или 7.30 утра начинают работать, выходят из дому в темноте с детьми, которые в темноте идут в школу. Что разумного в этом? Кто-то в самом деле думает, что это экономит электричество? Это вообще не спор между религиозными и светскими, а между жаворонками и совами. У молчаливого большинства встающих рано утром есть 2 проблемы. Первая: у имеющих доступ к микрофону нет понятия, что происходит на улице ранее 8 часов утра. Вторая проблема: религиозные, даже если они работают в оффисе, нуждаются еще в одном часе утром для молитвы, после которой они идут на работу, что переводит даже религионых сов в жаворонки. А если религиозные заинтересованы в более ранней отмене летнего времени, то известный павловский рефлекс устанавливает, что каждый просвещенный человек должен предотвратить это.

И не говорите, что во всех просвещенных странах... и что почетнее держаться за часовое время Афин. Мне выпало быть в Афинах в этот период года и я вернулся оттуда с двумя понятиями. Во-первых, Сократ уже не живет там и нынешняя Греция - не образец прогресса и мудрости, у которой надо учиться. Второе: ситуация там еще отвратительнее - темнота до 8 утра и маленькие дети со школьными ранцами идут в школу в темноте.
Хватит: если вам обязательно надо воевать с религиозными, то летнее время до конца сентября злит нас достаточно.

(прим.перев. - статья написана до отмены летнего времени в конце октября)

("Макор ришон" 18.10.13)


Перевел Яков Халфин
МАОФ