В Израиле многие годы наблюдается малое количество дождей, только в отдельные годы выпадает среднее количество осадков прошлых десятилетий, которое никак не компенсирует недостаток дождей в засушливые годы. Плотина в Дгании (на южном берегу озера Кинерет), открывающаяся при хорошем наполнении озера для сброса ИЗЛИШКОВ воды из Кинерета в Мертвое море (по старому руслу реки Иордан) последний раз открывалась в 1992 году. То есть, Кинерет полностью не наполнялся уже более двадцати лет. Вода из подземных источников (прибрежный и горный аквиферы) забирается для использования в количествах куда больших, чем можно безопасно для них из них взять для их естественного (от дождей) восстановления и нормального функционирования. Прибрежный аквифер засаливается и перестает быть пригодным для использования в качестве питьевой воды от проникновения в него морской воды, замещающей взятую из аквифера пресную воду. Горный аквифер быстрыми темпами приходит в негодность от неорганизованного стока и проникновения в аквифер канализационных вод наших партнеров по мирному процессу. Оба аквифера принимают удобрения с полей, протечки нефтепродуктов, воду с шоссе и другую грязь.
При этом многие миллионы кубометров пресной относительно чистой дождевой воды быстрыми потоками сбрасываются в моря. Настолько быстрыми, что приходится эти потоки организовывать, чтобы они не разрушали все на своем пути. Но такая организация поверхностного стока, строительство русел и водопропускных сооружений стоит больших денег. Мы платим за организованное и бессмысленное выбрасывание необходимейшей для нас буквально упавшей на нас с неба ценности – пресной воды. Дождевой воды для Мертвого моря не жалко – она помогает хоть немного затормозить падение его уровня от естественного испарения с поверхности. Это поверхностное испарение, кстати, искусственно повышено испарением из огромных по площади рукотворных южных бассейнов, куда перекачивается вода из Мертвого моря, в которых испарением добываются соли Мертвого моря для химической промышленности (примерно четверть испарения на совести предприятий Мертвого моря). Но вода, уходящая в Средиземное море – наша чистая потеря. На этом мы теряем больше воды, чем годовая потребность Израиля в пресной воде, а дождей в Стране даже в относительно засушливые годы выпадает не столь уж мало.
В этой ситуации были два материалистических пути решения вопроса увеличения количества пресной воды в Израиле, оба из которых находятся в пределах возможностей государства. Оба – дорогие, капиталоемкие, требующие к себе постоянного внимания и постоянного вложения труда и денег.
Первый путь – собирание и использование дождевой воды. Для этого было необходимо построить многочисленные плотины и плотиночки на руслах стока дождевых вод и задержать воду в разного размера ступенчатых водохранилищах для увеличения времени впитывания ее в почву (главная трудность – пропустить через плотину излишки воды после наполнения "своего" водохранилища без разрушения плотины). Кроме этого необходимо построить некоторое (немалое!) количество искусственных озер, наполняемых дождями и используемых для полива полей и садов бОльшую часть сезона полива (пусть даже эти озера не покроют 100% потребности сельского хозяйства в воде, но они существенно сократят потребность в воде других источников, а в части областей Страны просто позволят вести поливное сельское хозяйство. Хотя, конечно, такие озера потребуют площадей для их строительства). Озера можно проектировать с герметичным дном (явно более частое и экономичное решение – иначе существенная часть воды в течение долгого сухого сезона не дойдет до полива полей) или без такого для увеличения проникновения воды в подземные водоносные горизонты, с использованием систем снижения поверхностного испарения или без таковых. Сам подход к сохранению уже полученного ничему не противоречит – ведь мы понимаем необходимость строительства хранилищ для собранного урожая, создания в них оптимальных условий хранения и постоянную работу в них для сохранения выращенного и собранного. Этот подход оправдан и дождливые, и в засушливые годы – повторим, что даже в засушливые годы в Израиле выпадает немало дождей, воды которых, если ее не разбазаривать сбросом в моря, хватило бы на покрытие существенной части потребности Страны в пресной воде.
Добавим к идее использования уже имеющейся в качестве побочного продукта пресной воды. Использование конденсата, вырабатываемого кондиционерами в долгое и жаркое израильское лето и сбрасываемого в канализацию, вполне хватило бы на поливку немалых зеленых площадей в городах. Личных кондиционеров квартир с садиками хватило бы на большую часть поливки этих садиков, а конденсата торговых и культурных центров хватило бы на поливку газонов вокруг этих центров.
Второй путь – искусственное опреснение. Вместо сохранения имеющегося можно воду опреснять, импортировать, буксировать айсберги и найти еще немало решений. Опреснение воды – достаточно принятый в мире способ увеличения количества пресной воды в ряде стран. Способ дорогой, энергоемкий, но вряд ли намного более дорогой, чем первый. Но опресненная вода не прошла долговременной проверки на безопасность. Одно время появлялись статьи о долговременной небезопасности искусственно опресненной воды. Говорилось в них, между другими аргументами и о том, что практически вся потребляемая до сих пор человечеством пресная вода – она вода дождевая, пришедшая к нам через естественное достаточно медленное испарение с поверхности морей и океанов (изучаемый в начальной школе на уроках природоведения круговорот воды в природе). В такой воде нет молекул тяжелой и сверхтяжелой воды – эти виды воды не испаряются естественным путем и не попадают в дожди. А в искусственно опресненной воде эти молекулы присутствуют. Их природно-малое количество – еще не критерий их вредности, так как они из организма человека не выводятся, со временем накапливаются в заметных количествах и их влияние на организм не изучено (не было прецедента). Приводится пример древних греков. Ученые пришли к выводу, что средняя продолжительность жизни древних греков была существенно ниже, чем должна была бы быть для тех условий жизни. Углубление в проблему привело к пониманию, что греков досрочно убивало их великое изобретение, существенно поднявшее уровень их цивилизации, – водопровод. В водопроводе использовались свинцовые трубы, из труб в воду попадали ОТДЕЛЬНЫЕ молекулы свинца, которые с годами заменяли собой кальций в костях греков и со временем повышали ломкость костей, не считая отравления организма свинцом, который тоже плохо выводится из организма.
Так что в длительной перспективе опресненная вода может оказаться совсем не тем решением, которого жаждет жаждущее человечество.
Так почему же мы как государство выбрали спорный путь решения проблемы пресной воды? Тут проявилась одна из сторон слабости демократии (хотя и совершенно необоснованно, но допустим на минуточку, что мы живем в обществе, хоть как-то похожем на демократическое – и не будем путать парламентаризм с демократией, пропитанные политтехнологиями выборы в парламент с демократией в обществе. Хотя следует признать, что наше недодемократическое общество впитало в себя большинство недостатков демократии, счастливо избежав впитывания ее преимуществ). Не нами замечено и не нами исследовано, что слабость демократии, среди прочих ее проблем, проявляется в том, что маленькие сплоченные общим интересом или общей идеей группы, часто – крайне радикальные, находящиеся вначале своего пути страшно далеко от приемлемого в обществе, со временем побеждают пассивное большинство и навязывают обществу свою радикальную повестку дня на горе всему обществу. Примеры: нацизм, фашизм, коммунизм, гомосексуализм, крайняя левизна, либерализм, феминизм, сексуальная революция (иными словами, узаконенный разврат), можно продолжить. Именно по этому пути и пошли интересанты, ищущие пути вложения капитала и извлечения прибылей. Пошли и навязали нам опреснение – ведь с него можно получить огромные прибыли, а из регулирования стока дождевой воды много не высосешь.
Введем еще один аспект рассмотрения проблемы. Важнейший аспект.
До сих пор мы рассматривали человеческие, материальные способы обеспечения Израиля пресной водой, не привлекая к анализу проблемы ни Тв-рца, ни Его Тору. А пишет ли что-нибудь по этой теме наша Тора? Если проблема действительно важная, то не может быть, чтобы Тора или еврейские мудрецы промолчали бы, не заметили, пренебрегли. А Тора и не промолчала, разбирая этот вопрос в недельной главе Экев книги Дварим (глава 11).
Тора однозначно задает способ получения пресной воды, в частности, для нужд сельского хозяйства в Эрец Исраэль. Стих 11:11 сообщает, что в отличие от земли египетской (читай – в отличие от стран других народов), Страна, куда входят евреи для владения ею "… от дождя небесного пьет она воду". И еще добавлено (11:12), что эта Страна находится под непрерывным контролем Тв-рца. Добавка странная – ведь весь мир находится под Его непосредственным и непрерывным контролем. Кроме этого, чуть ниже в этой же главе (вторая часть "Шма") указаны причины прекращения дождей в Стране (11:17) – за отклонение от пути, заповеданного Тв-рцом евреям.
Отсюда однозначно следует, что засуха в Израиле наступает исключительно как следствие неподобающего поведения евреев в отношении заповедей Тв-рца, и в силу этого не может быть компенсирована строительством опреснительных установок. Остальные народы должны решать сами, в пределах своих земных возможностей проблемы нехватки пресной воды в их странах – как в Египте, где поливка осуществляется своим трудом (11:10). Они могут строить опреснительные установки, им не запрещено. А евреи, находясь в окружении народов, строящих опреснительные установки, не могут пойти их путем, а должны (однозначно обязаны) решать вопросы снабжения их Страны пресной водой только путем дождей и только путем получения этих дождей непосредственно от Тв-рца в качестве Его милостивой реакции на их поведение именно по отношению к Нему.
Тора в стихе 11:17 приводит следующую цепочку событий, которые могут произойти при воспылании на нас гнева Тв-рца за наш уход с заповеданного нам Тв-рцом пути: I стадия Его гнева "И возгорится гнев Г-спода на вас …" – II стадия "… и затворит Он небо …" – III стадия "… и не будет дождя …" – IV стадия "… и земля не даст своих плодов …" – и, наконец, V стадия Его гнева "… и вы скоро исчезнете с этой … земли …" При поверхностном взгляде может показаться, что Тора изложила строгую причинно - следственную цепочку событий и каждое тире, связывающее стадии Его гнева, может быть заменено на слово "поэтому". Однако, в юриспруденции хорошо известен принцип: "позже" – еще совсем не значит "вследствие". То есть, события могут разворачиваться или по указанной цепочке, или при пропуске (или даже при перестановке очередности) некоторых стадий, так как все эти события направляются непосредственно Тв-рцом и не являются взаимно зависимыми и взаимно обусловленными. Например, наступает III стадия Его гнева – нет дождей, мы в нашей тщете поливаем поля опресненной или импортированной пресной водой, земля дает урожай (IV стадия не наступает – мы "ловко" обошлись без милости Тв-рца и без Его дождей, добыв пресную воду иным путем, или пренебрегаем собственным убыточным сельским хозяйством и импортируем готовые фрукты, овощи, мясо, хлеб, расплачиваясь деньгами, полученными, например, за разработку высоких технологий), но вдруг вне зависимости с предыдущими осуществившимися или не осуществившимися стадиями Его гнева наступает V стадия (не про нас будь сказано, изгнание, потеря Страны) не вследствие голода, а, например, вследствие военной победы над нами очередного внешнего агрессора. Так что, добыв воду в отсутствие Его дождей вместо нашего возвращения на заповеданный нам Тв-рцом путь, еще рано радоваться нашей победе над Ним – нужно помнить, что Его возможности - безграничны.
Но мы в нашей слепоте идем за народами мира, строим опреснительные установки. По сути, мы говорим Тв-рцу: "Ты не даешь нам дожди, ну и не нужно – обойдемся без Тебя, сами обеспечим себя пресной водой". И одна из вершин технического прогресса – опреснительные установки – мгновенно превращается в древнюю Вавилонскую башню – устройство, "позволяющее" людям обеспечить свою независимость от Тв-рца. Та башня тоже стала будто бы возможной после огромного технического переворота - изобретения обожженного кирпича. И вместо относительно дешевого массового строительства жилья, промышленных и сельскохозяйственных помещений, что обещало материальное изобилие, люди начали строить башню – освобождаться от власти Тв-рца мира. Последствия такой глупости уже описаны в недельной главе Ноах книги Берешит и обильно прокомментированы еврейскими мудрецами. Но мы стремимся повторить путь строителей башни. Последствия таких сверхнаивных попыток обхода Тв-рца (если не сказать большего – попыток нашей борьбы с Ним) весьма печальны и, что очень существенно, известны заранее.
Проф. Исраэль Дацковский, член движения «Профессора за сильный Израиль»,
10 ноября 2013 года.