Поведение президента страны по вопросу иранского атома, противоречащее позиции правительства, характерно для него и соответствует его многолетнему повседневному поведению
"Я полностью отрицаю Шимона Переса и его кандидатуру и вижу в его подъеме самую разрушительную моральную порчу; я разорву одежду в знак траура по нашему государству, если увижу его сидящим в министерском кресле". С тех пор, как эта фраза была сказана очень умеренным по своему характеру человеком - Моше Шаретом (вторым главой правительства Израиля), Шимон Перес успел посидеть в креслах министров и премьер-министра, а сейчас он президент государства. Со своего места при щедрой поддержке СМИ он строит свою будущую карьеру - имидж "ответственного взрослого". Не ошибся ли Шарет в той характеристике?
Прослеживание поведения Переса как президента не оставляет места для сомнения. Не выжидая ни минуты, он безостановочно и "без тормозов" превращал канцелярию президента в политическую позицию. Уже в день принесения присяги он сказал, что "обязаны избавиться от территорий". По собственному разумению он решил, что можно разговаривать с Хамасом: "Если мне понадобится, я буду говорить и с Халедом Машалем" (9.12.12) и "Все возможно, включая Хамас" (9.05.11).
Пока бурная действительность вновь не ударила его по лицу, он действовал ради отступления с Голан. "Сирия получит всю территорию в обмен на мир" (18.11.08) и "Надо немедленно начать переговоры с Сирией" (20.09.10). С той же грубостью он вмешался в спор об Иудее и Самарии: "Поселения могут повредить еврейскому большинству" (10.07.12), "Надо разрушить незаконные форпосты" (26.05.09), "Барак Обама хочет продвижение, а не еще одно представление" (5.04.11), "никто не изменит мое мнение об Абу-Мазене, даже если скажут, что мне как президенту нельзя высказывать его" (30.12.12), "Есть достаточно согласия, чтобы привести к прорыву в переговорах о мире" (24.10.13). Под конец Перес угрожал, что если не будет мира, то террор вернется (10.01.13). В интервью в последний День Независимости он поддержал освобождение террористов с кровью на руках.
Он "замешивает" и в израильской и даже американской политике: "Нетаниягу было бы лучше с другой коалицией" (2.03.12), "Пока правит президент Джордж Буш, на Ближнем Востоке не будет мира" (22.11.07), "И я бы дал Нобелевскую премию Обаме" (21.10.09). Часть его высказываний носят характер галлюцинаций: "ПА - самое демократичное образование после Израиля" (6.11.11). Не важно, что в "демократической" не было выборов с 2006г. Пересу можно все.
Помимо деградации и попирания поста президента Перес ведет скандальный кемпейн в пользу примиренческой политики Обамы и против израильского правительства. Биньямин Нетаниягу своей последовательной борьбой преуспел поднять на мировую повестку дня опасность иранского ядерного проекта, эта политика Нетаниягу удостаивается широкой поддержки в Израиле, включая большую часть оппозиции. Даже Саудия и Франция сотрудничают с ним при виде общей опасности.
И вот, в разгар усилий по предотвращению соглашения, которое сохранит ядерный потенциал Ирана, Перес неожиданно поддерживает Обаму и вредит израильским доводам своей хорошо продуманной фразой: "Не только мы все знаем. У меня есть впечатление, что и Америка знает, что делается в Иране" (14.11.13).
Речь Роухани в ООН, предоставившую Обаме оправдание для примирения с Ираном, Перес определил как "впечатляющую речь". Когда год назад Нетаниягу готовил нашу самостоятельную бомбежку Ирана и заставил весь мир проснуться и возложить эффективные санкции на Иран, Перес вновь повредил в критический момент, заявив, что Израиль не может атаковать в одиночку.
Это высказывание разозлило Нетаниягу и он публично напомнил крупные ошибки Переса: соглашения Осло ("закончились 100 лет террора и начались 100 лет мира"), "размежевание" ("без размежевания не будет государства", 3.01.05) и странное сопротивление успешной бомбежке иракского реактора.
Напомним, что тогдашний премьер-министр Бегин в первый раз был вынужден остановить самолеты на взлетной полосе перед вылетом на бомбежку реактора и отложить операцию, когда выяснилось, что Перес вскрыл план проведения операции перед членами своей партии.
Ицхак Рабин назвал его "неутомимым интриганом". Незадолго до смерти Рабин был спрошен Меиром Палевским: "Как здоровье змея (гада)?"; "Все еще кусает", - ответил Рабин.
Голда Меир, которой опротивели интриги Переса против нее, когда она была министром иностранных дел, сказала: "Я обусловила свое участие в правительстве отдалением Переса от любой чувствительной позиции в сфере безопасности".
Мне помнится фраза в канун выборов 1981г.: из-за сопротивления Переса бомбежке иракского реактора в предвыборных роликах Ликуда был задан вопрос: "Г-н Перес, так за кого Вы?"
("Макор ришон" 22.11.13)
Перевел Яков Халфин
МАОФ