Требование, которое Биньямин Нетаниягу предъявил «палестинцам» о признании Израиля как еврейского государства, сильно раздражает «палестинцев», а также нервирует многих израильтян, бегущих как от огня от еврейской тематики, от всего, что хоть как-то связывает государство с этой характеристикой. В основе этого справедливого требования лежит простое государственно-моральное соображение: то, что именуется «палестино-израильским конфликтом», на самом деле является конфликтом арабо-еврейским, его истоки и причины не в «оккупации», не в поселениях, потому что он начался задолго до всего этого. Истинная причина конфликта – в отказе арабов признать право еврейского народа на своё государство, и, в сущности, отказ признать само существование еврейского народа. Поэтому Нетаниягу и говорит простые и логичные вещи: не будет окончания конфликта до тех пор, пока не будет ликвидирована его причина. Может быть, и можно поделить землю между двумя народами, если бы каждый из них чётко указал и согласился на оговоренные границы: вот досюда моё, а отсюда твоё. Но невозможно делить, если одна сторона заявляет: вот это моё и отсюда и далее - тоже моё; и мы продолжим враждовать и сражаться за это.
Таков простой смысл, который лежит на поверхности. И как всякое простое и правильное дело, надо снова и снова повторять это просто и ясно, не давая всяким высокоучёным «умникам» напускать туману, сотканному из запутанных фразочек, и затушёвывать вопрос с помощью иностранных 17-буквенных терминов.
Так что же это такое, еврейское государство?
Но за всем этим скрывается более глубокий и непростой вопрос, стоящий не между нами и нашими соседями, а перед нами самими. Этот вопрос заботит нас, не давая нам покоя: что такое еврейское государство? Какова его идея, какой идеал стоит за этими словами? Ради какого предназначения мы создали еврейское государство? Ведь всем своим существом мы ощущаем: не может быть такого, чтобы оно было создано просто для того, чтобы мы могли быть «нормальными, как все народы».
Несомненно, одна из основ для создания государства Израиля – это дерзкое стремление к «нормальности» («как-всехности» - прим.перев.). До чего же нам надоело быть евреями, отличными от всех, иными, ненормальными!.. Дайте же нам хотя бы крохотное местечко под солнцем, где мы могли бы создать себе государство, где мы могли бы быть как все! Но вот тут-то всё яснее становится, что обратная основа сильнее: дайте древнему и «ни-на-кого-не-похожему» еврейскому народу вернуться на свою древнюю Святую землю, чтобы там выразить свою особость и исключительность. Спустя 66 лет, после того, как мы создали своё демократическое процветающее и развитое государство, обладающее беспрецедентными достижениями мирового уровня в области экономики, науки, сельского хозяйства и Торы, мы всё ещё неугомонны, не можем спокойно присесть на минутку, довольствуясь тем, что у нас есть. Что-то еврейское подзуживает нас всё время, вопрошая нас: кто мы, куда мы идём?
У всех народов и стран праздник свободы – это праздник независимости. У нас же праздник свободы – отдельно, праздник независимости – отдельно. Все народы рассказывают во всех поколениях о своем становлении как народа героическими действиями, мы же рассказываем и самим себе и нашим детям, что «рабами были мы у фараона в Египте». Они взрастали и рождались на земле, которая была их родиной, тогда как мы стали народом где-то там в далекой пустыне задолго до того, как вступили на свою землю. Нашему праотцу было сказано: «Иди себе из своей земли, из своей родины в Землю, которую Я укажу тебе». Смысл этого в том, что Земля Израиля – это не та земля, откуда мы вышли, но та Земля, куда мы всегда направляемся.
Ищем подходящее толкование
На самом деле не только нас это докучает. Нет никакого рационального объяснения тому интересу, который мир проявляет к государству Израиль, тому времени, которое президент США и его министр иностранных дел посвящают израильским делам – как будто нет в мире бОльших бед и несчастий. Нет приемлемого толкования и экранному времени, которого мы удостаиваемся на всемирном телевидении, и тому месту, которое мы занимаем в мировой прессе, уж не говоря об обсуждениях наших тем на различных международных форумах: от учреждений ООН до конференций министров иностранных дел европейских стран. 150 тысяч человек убиты в Сирии – но мир интересуется 5 или 20 еврейскими недорослями, рисующими граффити на стенах мечетей. Мы задаёмся вопросом: что такое еврейское государство и каков смысл быть евреем. И весь мир взирает на нас и спрашивает, и выражает всеми способами неосознанное разочарование в том, что это просто государство, а то, что ожидалось, так и не реализовано.
От нас требуется – и нами самими, и всеми другими, - быть чем-то иным, быть еврейским государством. Но вот что такое еврейское государство? Сложный и острый вопрос, затрагивающий вопрос – что такое еврейство, на что все учёные, изучающие иудаизм, не смогут ответить; и затрагивающий вопрос – что такое государство, - на который все политологи еще не нашли согласованный ответ. А мы только задали очень личный вопрос: что такое, по-вашему, еврейское государство?
Разные израильтяне давали множество разных ответов на вопрос - эмоциональные, философские, полемические, - но все они торжественные, проникнутые ощущением такой возвышенности и исключительности израильского Дня Независимости, которому нет подобных в мире.
Биньямин Нетаниягу
Мы требуем от палестинцев признать нас как еврейское государство, потому что в этом – корень конфликта. Без такого признания не может быть стабильного и устойчивого мира.
Корни еврейского народа глубоко в Земле Израиля. Здесь мы родились, о ней мечтали на протяжении всех поколений. И даже когда мы были вынужденно изгнаны отсюда, никогда не прекращались еврейское присутствие и еврейские поселения на этой земле. Мы всегда страстно желали вернуться сюда, ежедневно молились об этом: «и увидят наши глаза возвращение в Сион». Мы приезжали сюда, невзирая на опасности в дороге, чтобы ощутить прах этой Земли. Когда родилось движение сионизма, у нас появилась возможность построить и создать на ней наше возрождённое государство. Библейский народ вернулся на Библейскую Землю, наследие наших отцов.
Связь между народом Израиля и Землёй Израиля особенно выделяется своей исключительностью в истории народов. В течение 20-го века она признавалась не единожды международными учреждениями и в решениях форумов – декларация Бальфура в 1917 г., конференция Сан-Ремо в 1920 г., комиссия Пиля в 1937г., генеральная ассамблея ООН, решение от 29 ноября 1947 г. И т.д. Во всех этих случаях, разумеется, упоминалась проблема арабов на Ближнем Востоке, но это не привело к отрицанию или подрыву связи еврейского народа с Землей Израиля или к отрицанию наших прав на Эрец Исраэль.
Но сами арабы последовательно и решительно отказывались признать право еврейского народа на самоопределение на его Родине. После создания государства мы были вынуждены целое поколение ждать, пока был подписан первый мирный договор между нами и арабским государством. Стена враждебности вокруг нас впервые была пробита. После Египта пришла пора и для Иордании. И в последнее 20-летие велись - перемежаясь спадами и подъёмами, - политические переговоры между нами и «палестинцами».
Но зачем упрямиться в вопросе признания?
Я требую от «палестинцев» официального признания Израиля как национального государства еврейского народа. Это не является предварительным условием для начала переговоров, но обсуждение этого вопроса - основополагающее условие для серьёзных переговоров и согласие на такое признание еврейского государства является непременным условием для их успешного завершения.
Почему же мы проявляем такое упорство в том, чтобы Израиль публично, без экивоков, без всяких «но» был признан как национальное государство еврейского народа? На этот принципиальный вопрос имеется два ответа: один сущностный, другой практический, и оба друг друга дополняют.
В сущностной плоскости признание государства Израиля как национального государства еврейского народа означает прежде всего признание права нашего народа на самоопределение и согласие на реализацию этого права в государстве Израиля. Израиль не теократия; его суть как еврейского государства не сужается до религиозного определения, а находит выражение в национальной составляющей – в глубокой идентификации с историей еврейского народа и нашей Традицией, в государственной символике, в его учреждениях и законах, а также в том, что оно является домом для всех евреев, которые получают возможность и право репатриироваться сюда, поселиться тут и стать гражданами этой страны. Наше требование о признании Израиля как национального государства еврейского народа естественно и справедливо.
Что до практической плоскости, то если «палестинцы» не признают право еврейского государства на существование, это означает, что они не намереваются и не готовы в действительности и искренне отказаться от их требований по отношению к Израилю и не готовы к завершению конфликта. Этот их отказ увековечит конфликт с государством Израиля, поскольку они всегда будут стремиться наводнить нас «беженцами» и оторвать части от нашей Родины. Предположим, что они получат свое государство без признания нашего еврейского государства; кто нам гарантирует, что они не попытаются вызвать брожение среди арабов граждан Израиля, чтобы те потребовали и себе национальных прав? Ведь любой здравомыслящий человек понимает: недопустимо раскалывать государство Израиль на «под-государства» и на автономные сектора. У нееврейских граждан в государстве Израиль всегда сохраняются все личные права и полное равенство, но недопустимо, чтобы у кого-то из них были некие национальные претензии в отношении территории или характера государства.
Более того, как это может быть, что «палестинцы» требуют от нас признать их национальное государство, но при этом не готовы признать наше национальное государство еврейского народа? Их отказ от такого признания обнажает корень конфликта. Этот корень не заключается в «территориях» или поселениях, а в жёстком арабском отказе признать еврейский суверенитет в каких бы то ни было границах. Израиль хочет достичь мира со всеми своими соседями, но для того, чтобы мир держался поколениями, он должен базироваться на прочной основе исторической справедливости, признании истинных фактов, и на безопасности. Это всё требует признания еврейского государства.
И мир уже это понимает
Подобно многим другим идеям, которые я ранее поднимал, и в данном случае требуется время и усилия, пока тема важности признания еврейского государства проникнет в сознание мировых лидеров. По мере течения времени я чувствую, что эта идея мало-помалу проникает на международную арену и воспринимается теми, кто формирует политический курс во многих странах. Президент США Барак Обама провозгласил, что конечная цель – 2 государства для 2 народов и Израиль будет признан как еврейское государство и дом еврейского народа. Госсекретарь Джон Керри сказал, что любое мирное соглашение должно гарантировать идентификацию государства Израиль как Родины еврейского народа. К необходимости признания Израиля еврейским государством положительно отнеслись в последнее время в ходе визита в нашу Страну канцлер Германии Ангела Меркель, глава правительства Британии Дэйвид Камерон, президент Франции Франсуа Олланд и канадский глава правительства Стивен Харпер.
Признание еврейского государства Израиль как национального государства еврейского народа явится гарантией, что не будет никаких дополнительных требований об изменении характера Израиля или об отъёме частей от нашей Страны. Тот, кто противится требованию об израильском признании, используя пустые утверждения, по существу, маскирует своё стремление к договору, который явится звеном в арабском плане поэтапного уничтожения Израиля. Поэтому я вижу насущную необходимость в том, чтобы в любом соглашении, - если оно будет достигнуто, - был включён параграф, чётко и однозначно гласящий о признании Израиля государством еврейского народа.
(«Макор ришон» 02.05.14)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ