Какие суды в современном Израиле присуждают алименты на детей в размере 50-100 шекелей в месяц и кто выигрывает от этого? Журналистское расследование раскрывает: бедуинкие семьи вытягивают сотни миллионов шекелей в год из Битуах леуми посредством фиктивных разводов в шариатских судах. В министерстве юстиции признают: нет надзора за шариатскими судами. В Битуах леуми знакомы с явлением, но затрудняются бороться с ним
Глядя на решение шариатского суда по делу о разводе, трудно поверить тому, что видят глаза. В коротком решении, подписанном кади, присуждается истице З. и ее 7 детям алименты в размере 100 шек. в месяц. Когда речь идет о таких суммах, то неудивительно, что глава семейства вообще не потрудился прибыть на заседание и заранее согласился выплачивать алименты, которые будут назначены. Кто захочет потерять рабочий день из-за 100 шекелей?
Что это? Дискриминация женщин? Эксплуатация? Пренебрежение достатком детей? Чтобы понять эту историю, надо обратиться в организацию, в которую направит свои стопы разведенная женщина, - в Битуах леуми (прим.перев. - Институт национального страхования,"гос.страх"). Выясняется, что после такого приговора суда она подаст просьбу в Битуах леуми о "ашламат ахнаса" (дополнительном доходе). Она подаст декларацию, что бывший муж выплачивает ей алименты, согласно приговору, но этих денег недостаточно для пропитания детей. После утверждения ее просьбы она будет получать ежемесячно около 3000 шек., кроме гос.пособий на детей и различных льгот, полагающихся матери-одиночке.
Не надо чересчур развитого нюха, чтобы заподозрить, что что-то тут не чисто. Государство выплачивает вместо мужа полагающиеся на детей деньги. Но почему женщина требует их с государства, а не с мужа?
Ответ одновременно простой и возмутительный. Выясняется, что она на деле не развелась с мужем. Она и ее 7 детей продолжают жить с ним и вести семейную жизнь, а развод - лишь фикция, предназначенная дать им сумму, полагающуюся матерям-одиночкам по закону о Битуах леуми. Почти всегда это проходит. Муж платит назначенные ему алименты, а "разведенная" получает деньги от государства.
Наше журналистское расследование показывает, что речь идет о "бедуинском патенте". Мужчина, желающий взять дополнительную жену, "разводится" с первой. Этим он выигрывает дважды: он "освобождает" себя для новой жены, чтобы наделать и ей детей, на которых сможет получать пособия, а также сможет через первую жену получать небольшую доп.зарплату в виде ее пособия и льгот на мать-одиночку. Это превратилось в индустрию полигамных семей, при этом муж фиктивно разводится и со второй женой, чтобы жениться на третьей, а затем с третьей, чтобы жениться на четвертой (столько можно по исламу). Под конец он разводится и с той, чтобы и она числилась матерью-одиночкой.
Тут вступают в картину шариатские суды, где происходят разводы. На деле муж один раз говорит жене "разведена" или "свободна" и суд утверждает "развод". Это называется "малый развод" и не имеет значения с точки зрения шариата, так как развод вступает в силу только после трехкратного "разведена" при двух свидетелях. Более того, во многих таких случаях шариатские суды не проводят рассмотрение в присутствии двух сторон и даже не рассылают им приглашения на заседание суда, чтобы они могли изложить свои версии. Часто развод утверждается вообще без присутствия разводящихся и перед исламскими судьями стоит только адвокат жены.
Скрытая в таких разводах финансовая выгода велика. По многим делам кади (исламские судьи) присуждают смехотворные алименты в 100 шекелей в месяц. (Лишь для сравнения: минимальная сумма алиментов в раввинских судах и в государственных судах по семейным вопросам составляет 1200 шекелей на ребенка в месяц, независимо от того сколько зарабатывает муж).
Итак, после фиктивного развода в шариатском суде фактически неразведенная, согласно шариату, женщина обращается в Битуах леуми за пособием по обеспечению прожиточного минимума.
Без надзора
Шариатские суды официально действуют в стране под опекой министерства юстиции. Они существуют со времен Османской империи, когда были государственными. С началом действия Британского мандата их полномочия были сведены до вопросов личного/семейного статуса мусульман.
"Государство Израиль признает полномочия шариатских судов в этих вопросах. Сразу после создания государства шариатские суды подчинялись министерству по делам религий, а с 21 февраля 2001г. перешли к министерству юстиции", - говорится на официсльном сайте министерства юстиции.
(прим.перев. - после расформирования министерства юстиции его полномочия были распределены между другими министерствами)
В то время, как раввинские суды находятся под пристальным общественным вниманием и их решения становятся объектами критики, шариатские суды действуют в тумане и широкая общественность почти ничего не знает об их решениях.
Самый явный пример - это полигамия в бедуинском секторе. Согласно законам государства Израиль, многоженство - уголовное преступление (до 5 лет тюрьмы), но этот закон почти не соблюдается в бедуинском секторе. По официальным данным Центра исследований и информации Кнессета, полигамные браки составляют 36% браков среди бедуинов. Кроме явного и грубого нарушения закона, такие браки используются для незаконного выкачивания сотен миллионов шекелей в год из гос.казны при поддержке шариатских судов.
Фиктивный развод является первым шагом по пути к подаче просьбы о пособии от Битуах леуми. Это происходит по двум причинам: 1) многие бедуины женятся на арабках из ПА или иорданках (в глазах израильских арабов и бедуинов статус тамошнего населения ниже и значит калым меньше), которые не имеют официального статуса в государстве Израиль и имеют право на пособие только в случае брака с израильским гражданином. Поэтому такие полигамные семьи заключают брак, а затем развод, чтобы "разведенная" мать-одиночка продолжала получать пособия на детей.
2) Женщина, которая не числилась замужем, может обнаружить себя участницей длительного бюрократического процесса в Битуах леуми. Как в случае с бедуинкой Х (прим.перев. - поскольку среди бедуинов распространены женитьбы на несовершеннолетних девочках, то они не регистрируют их официально, чтобы муж не пошел по статье. Если бедуинка является гражданкой Израиля, то это не мешает пособию на детей). После нескольких лет тяжбы эта бедуинка заполнила декларацию, что она является 2-й женой С., с которым неофициально прожила 35 лет и родила от него 7 детей; 7 лет назад они расстались; она проживает в доме своего взрослого сына.
Получив эту декларацию, кади выдал ей свидетельство о разводе, хоть на деле она живет с мужем. И смотрите какое чудо: сразу после решения кади и бедуинский социальный работник дал ей бумагу с рекомендацией в Битуах леуми выплачивать ей пособие, поскольку она "вторая жена мужчины, женатого на 4-х женах... Связь с мужем разорвана, они не поддерживают никаких связей". Если бы не решение кади, она бы еще не скоро получила бы пособие.
Эти постановления шариатские суды выдают массово, без изменения формулировки. Посмотрите, например, на решение шариатского суда, данного З., о которой говорилось в начале статьи: "Именем милосердного и милостивого аллаха... на заседание явилась истица З. со своим представителем и не пришел истец Х. (ее муж). Истица заявила, что сообщила ответчику о дате заседания, и он ответил ей, что будет выплачивать алименты ей и 7 детям. Истица попросила обязать ответчика выплачивать алименты в размере 100 шекелей в месяц... Решено утвердить просьбу истицы и обязать ответчика выплачивать требуемые ею алименты".
Сравните это решение с данным по другому делу: "Именем милосердного и милостивого аллаха... На заседании присутствовали истица Р. и ее преставитель, а ответчик А. не присутствовал. Истица сказала, что передала ответчику дату заседания, а тот ответил ей, что согласен, чтобы суд обязал его выплачивать ей и 5 детям алименты 100 шекелей в месяц... Решено утвердить просьбу истицы и обязать ответчика выплачивать требуемые алименты".
Дыра в трубе
Битуах леуми и прокуратура не подвергают сомнению необоснованные решения шариатских судов и таким образом "разведенные" бедуинки получают пособия без проверки в самом ли дели они разведены или живут с мужем. Ш., высокопоставленный работник Битуах леуми, хорошо знает эту проблему: "Мы живем в государстве Хельма. Все спрашивают: где деньги, - и не видят дыру в трубе. Этот грабеж общественной кассы происходит у всех под носом".
- Как расцвел метод?
- С "исторической точки зрения", все просто: до отмены высоких пособий на детей примерно 10 лет назад бедуины жили, в основном, за счет пособий на детей. После того, как государство немного прикрыло кран, главы многодетных семей оказались в беде, но бедуины нашли дыру в заборе. Теперь бедуин старается как можно скорее развестись с женой. Для этого он идет в шариатский суд и приносит смехотворное решение об алиментах в 50-100 шекелей".
- У Битуах леуми нет никакого надзора над этими судами?
- Эти суды считаются официальными и поэтому им позволяют выдавать такие решения. Если бы такое решение было выдано любым другим судом, то судьи моментально вылетели бы оттуда. Здравомыслящий человек поверит, что женщина с детьми может жить на 100 шекелей в месяц? Она бы голодала через 2 дня после получения алиментов. Но бедуинские женщины молчат, потому что Битуах леуми выдает им максимальное пособие (так как алименты минимальны).
Обычно женщины вынуждены обращаться к судебному исполнителю, чтобы тот востребовал алименты с бывшего мужа, но в этих случаях жены заявляют, что муж выплачивает им алименты, определенные шариатским судом. Она добавляет, что эти алименты недостаточны, чтобы растить детей. Так возникает замкнутый круг лжи, который мы с вами оплачиваем из наших налогов. Нет никакого надзора за этими судами, хоть мы обращались в высокие инстанции и обращали их внимание на это явление, но никто ничего не делает.
- Если бедуинская женщина в самом деле хочет развестись, она получит от шариатского суда решение о 100 шекелях в месяц?
- Если она в самом деле хочет развестись, она не пойдет в шариатский суд, а в государственный суд по семейным вопросам. Там она получит решение об алиментах в тех размерах, что приняты в стране. Разводы в шариатских судах предназначены для доения гос.казны. Я могу повезти Вас в их деревни и показать Вам целые хамулы (кланы), где "разведенные" женщины живут со своим мужем.
- Каковы масштабы явления? Какие примерно суммы Битуах леуми выплачивает за фиктивные разводы в полигамных семьях?
- Речь идет о многих миллионах в месяц. Шариатские суды даже не пытаются выглядеть серьезной судебной инстанцией. При разводах в еврейских семьях идет мировая война, долгие и длительные обсуждения и заседания. Государственный суд по семейным вопросам или раввинский суд вначале определят временные алименты, затем супруги представят свои доходы, вновь заседание, после чего будет дано окончательное решение. В бедуинском секторе ничего такого не существует, нет даже видимости судебного процесса. Во многих случаях женщина вообще не приходит на заседания, и мужчина чаще всего не приходит. Они приходят к соглашению между ними, а представитель приходит в суд подписать судей.
- Вы описываете целую индустрию.
- Разумеется. Они чемпионы мира по житейским наукам, преподают нам урок. Положение таково, что во многих полигамных семьях жена подает просьбу в Битуах леуми, приносит смехотворное решение суда и ежемесячно получает от государства зарплату, не выходя из дома.
Стимул к насилию
Процент полигамии в этом секторе не снижается, несмотря на процессы модернизации, затрагивающие и бедуинов. Это явление распространено и среди молодежи, и среди образованных. Государство не ударяет пальцем о палец - запрет полигамии почти не соблюдается, с 2004г. в полиции было открыто только 4 дела, связанных с этим преступлением. Это связано с подходом, что явление общепринято в бедуинском секторе и не надо вмешиваться, исходя из соображений мультикультуризма.
Впервые полигамия у бедуинов и ее последствия исследовались в октябре 2006г. Центром исследований и информации при Кнессете. Обширное исследование изучало причины такого масштаба полигамии и дало несколько результатов: 1) легитимность полигамии в бедуинском секторе, в том числе среди молодежи и образованных, что следует из нескольких причин: многоженство не запрещено исламом; в патриархальном обществе многоженство является символом статуса, так как при женитьбе выплачивается калым и множество жен свидетельствует о богатстве мужчины; есть желание увеличить семью, клан и племя, каждая семья хочет стать крупнее, чтобы стать сильнее для борьбы с соперниками. У множества детей есть и политический аспект, так как выборы в деревенские и поселковые советы в бедуинском секторе носят клановый характер. Чем крупнее семья, хамула или племя, тем больше шансов провести своих представителей в поселковый совет.
Также в исследовании указывается, что множество детей имеет экономический смысл для родителей из-за выплачиваемых государство пособий на детей.
Д. хорошо известен среди бедуинов. Он израильтянин из семьи пионеров еврейского заселения Негева еще до создания государства. Он много работает для укрепления связей с бедуинскими шейхами, чтобы помочь этому сектору интегрироваться в израильское общество. В ответ на просьбу об интервью он ответил: "У меня есть хорошие друзья среди бедуинов. Но в вопросе пособий я должен быть очень осторожен в высказываниях - я уже получил предостережения от ШАБАКа".
- Как, по Вашему, можно ли сказать, что развилась индустрия фиктивных разводов?
- Однозначно да. Пока пособия на детей были высокими, они были основным источников доходов бедуинов. Они ездили в район Хевронского нагорья и в Газу и "импортировали" оттуда жен в крупных маштабах (прим.перев. - для арабских семей в ПА и Газе почетно и желательно породниться с израильскими арабами или бедуинами, они готовы без калыма или за символическую сумму отдать дочь замуж в расчете, что через какое-то время она получит израильское гражданство и у них будет зацепка) Они сделали много денег, превратив деторождение в конвейер. После уменьшения пособий на детей рождаемость у них резко снизилась в среднем с 9,7 до 5,5 детей на женщину. Это может объяснить нынешнее явление. Но, с моей точки зрения, самая болезненная проблема - не экономическая: ведь если закрыть им и этот кран, они найдут другой источник для получения пособий. В самом деле болезненная проблема - это положение их женщин.
Государство также ответственно за это - ведь прокуратура могла бы закрыть все дыры в законе и перекрыть "импорт" жен. Не может быть, чтобы у бедуина появилось два ребенка с разницей в полгода и чтобы при этом он утверждал, что не является многоженцем и еще получал пособия за них.
Адв. Равия Абу-Рабия, активистка организации "Юристки за социальную справедливость", утверждает, что пособия от Битуах леуми вследствие фиктивных разводов в шариатских судах не являются достаточным объяснением увеличения масштабов полигамии. "Проблема гораздо острее", - полагает она. - "Полигамия на деле не только не преследуется, но и получает легитимацию от гос.учреждений. Если проведете исследования, сколько директоров школ в Рахате (прим.перев. - крупный бедуинский поселок) и сколько бедуинских инспекторов минпроса и социальных служб живут полигамными семьями, то поймете проблему. Сегодня есть даже бедуин-депутат Кнессета, живущий с несколькими женами, несмотря на то, что это запрещено законом государства. И в минпросе работают многоженцы, не опасаясь, что скажут об этом. Это явление ущемляет права бедуинских и вообще мусульманских женщин, но не интересует никого из феминистских организаций".
Абу-Рабия не только разговаривает. Исследование, поданное в Кнессет, показывает, что в полигамных семьях царит вражда и зависть между женами, потому что дополнительные жены приводятся без согласия старших жен и против их воли. В сущности, жены находятся в постоянной конкуренции за мужа и возникает борьба между "подсемьями" в полигамной семье. Исследования психологов в бедуинском секторе показывают, что в полигамных семьях женщины гораздо больше страдают от депрессий, страхов, низкой самооценки, а также от насилия в семье. Так что, говоря в более широком контексте, речь идет не только о грабеже гос.казны.
Еще один аспект, описанный в этом исследовании, - это торговля палестинскими и иорданскими женщинами с целью выдать их замуж за бедуинов. Многие бедуины предпочитают жениться на арабках из-за границы, так как калым за них гораздо меньше, чем за израильскую арабку, и такая жена будет всецело зависеть от мужа - ею проще властвовать.
Все воруют
Мрачное положение жен бедуинов исследовала руководительница центра гражданских прав при организации "Юристки за социальную справедливость" адв. Инсаф Абу-Шараб. В исследовании под заголовком "Заговор молчания: насилие против женщин в арабских и бедуинских семьях в Негеве" она описала масштабы явления и пришла к выводу, что существует прямая связь между полигамией и увеличением избиений жен.
Объемы насилия по отношению к женщинам в бедуинском секторе невообразимы. Абу-Шараб описывает масштабы явления в числах: 96,7% иследованных женщин говорили о насилии; 79% постоянно избиваются мужьями; 64% поставили избиения выше на шкале проблем, чем финансовые проблемы и полную зависимость от мужа.
Абу-Шараб описывает попытку Битуах леуми создать отрицательный стимул полигамии путем введения нового параметра "расширенная семья". Идея заключалась в том, чтобы относиться к ряду строений: домам, баракам и палаткам - как к одной семейной крыше и не признавать фиктивные разводы.
Организация "Юристки за социальную справедливость" боролась против этой идеи, утверждая, что "большинство бедуинских женщин, в том числе разведенные, остаются жить рядом с мужьями, чтобы быть ближе к детям". Организация подала иск в БАГАЦ в 2010г. с требованием "стереть этот критерий, лишающий женщину права на пособие, если она живет рядом с отцом ее детей, а учитывать образ жизни бедуинских женщин".
Иск рассматривался тогдашней председательницей Верховного суда Дорит Бейниш, зам.председателя Элиэзером Ривлиным и судьей Мирьям Наор. В опубликованном Бейниш коротком решении было написано, что "по рекомендации суда... истицы отказались от иска, среди прочего в связи с готовностью ответчика (Битуах леуми) обсудить и истицами возможность введения дополнительных критериев или иных путей для решения проблемы матерей-одиночек, считающихся частью семьи".
Несмотря на то, что иск был отозван, он сделал свое дело. Ш., высокопоставленный чиновник Битуах леуми, описывает развитие событий: "Попытка Битуах леуми ввести отрицательный стимул полностью провалилась. Это было ожидаемо, так как изначально строилось на обходе закона. Закон в Израиле не признает полигамные семьи и поэтому нет никакой логики в том, что Битуах леуми признает их, введя новый критерий "расширенная семья". Сегодня этот критерий почти не применяется (для лишения пособий) как из опасения иска в суд, так и потому, что для объявления некоей семьи полигамной Битуах леуми должен провести расследование, доказывающее, что женщины, подавшие декларацию о разводе, продолжают жить вместе с семьей. Битуах леуми не выделяет средства для таких расследований".
- Но какая тут логика? Ведь вы вообще не пытались обосновать юридически новый критерий и описать суду острое явление, которое новый критерий должен был сократить. А что касается выделения средств - ясно, что каждый шекель, выделенный для вскрытия жульничества, возвращается гораздо большей экономией денег, выплачиваемых в качестве пособий.
- Это ясно - я уже говорил, что мы живем в Хельме. Нет тут настоящего суверенитета. Все обкрадывают государство через заднее крыльцо, а государство оставляет дыру открытой и позволяет преступникам торжествовать.
("Макор ришон")
Перевел Моше Борухович
МАОФ