Выходя из сукки, поговорим о постоянном жилье, которое становится все более недоступным.
Вот данные. В 1984 г., тридцать лет назад, национальный валовый продукт составлял 30 млрд долларов. Сегодня он равен 300 млрд.
Средний доход на душу населения был тогда 7 тысяч долларов в год, а сейчас - 38 тысяч. Пока все замечательно.
Но обратите внимание на следующие данные: в 1988 г. на покупку средней четырехкомнатной квартиры требовались около 60 зарплат. Теперь, чтобы купить такую же квартиру, необходимо 144 зарплаты. То есть мы производим в 10 раз больше, чем в 80-е годы. В 10 раз! Зарабатываем в пять с лишним раз больше. И при этом должны работать в два с лишним раза больше, чтобы купить квартиру.
Почему? Прежде всего, потому что почти негде больше строить.
Главная причина квартирного кризиса в том, что в начале 90-х годов мы прекратили строить в Иудее и Самарии, а запасы земли внутри зеленой черты заканчиваются. Тот, кто думает, что в Негеве много места под строительство, ошибается. Негев, хоть и кажется большим и пустынным, в основном занят армией, частично - незаконным строительством бедуинов, различными инфраструктурами и зелеными зонами.
При нынешнем благословенном росте населения необходимо около 70 тысяч единиц нового жилья ежегодно, что-то вроде нового Рамат-Гана каждый год. Добавьте сюда ожидаемые в ближайшее десятилетие полтора миллиона репатриантов, и получится серьезная нехватка жилья. Некуда их всех поселить, и уже говорят о строительстве в море. Например, об этом пишет Амнон Софер из Хайфского университета.
При нынешнем темпе и нынешних тенденциях строительства нашим детям уже негде будет жить. Если мы хотим выглядеть, как Гонконг, можно "закрыть" страну лет на двадцать и жить в небоскребах в однокомнатных квартирках. Но и тогда проблема только отодвинется.
Когда мы поймем, что эта страна действительно наша, и снова будем строить в Иудее и Самарии, квартирная проблема в целом, и главным образом в центре, вернется в разумные рамки. Город типа Модиина, построенный на склонах Гуш Тальмоним, в 10 минутах езды от аэропорта, снимет давление с Гуш Дана и снизит цены. Мы должны немедленно взяться за планирование и постройку таких городов на всех западных склонах Иудеи и Самарии.
Другая проблема в том, что и в границах зеленой черты ситуация ненормальна с самого начала. В собственности государства находятся около 90 процентов земель. Цена каждого продукта на рынке взлетает до небес, как только один из продавцов становится монополистом. В этом случае государство не отличается от любого торговца. Необходимо приватизировать (точнее - вернуть) национальную землю нации, отняв ее у групп влияния. Надо изменить процесс записи участков земли, передав их гражданам, - распределять по лотерее согласно определенным критериям. И пусть рынок определяет цены.
Третья проблема- это, конечно, безумный бюрократический аппарат. Иными словами ситуацию не определить. Этот гигант стоит на пути желающего получить разрешение на застройку. Иногда приходится ждать 15 лет!
До сих пор усилия были сосредоточены на решении третьей проблемы или на "чудесных решениях" вроде нулевого НДС. Как бы это ни было важно, ничто не снизит резко квартирных цен без решения проблемы земельных ресурсов и освобождения их из-под власти государства.
Решение квартирной проблемы - это возвращение национальной земли самой нации. Как в узком смысле, так и в более широком.
Перевод Наталии Буряковской
https://www.facebook.com/MFeiglin.ru