Моше Фейглину и движению "Еврейское руководство" тяжело признать, что хоть они преуспели в своей задаче, но теперь они должны освободить сцену кому-то другому
Если бы мы жили в мире ангелов, то вместо конференции, которую мы видели на этой неделе, мой друг Моше Фейглин пригласил бы Нафтали Беннета и передал бы ему эстафету. Он сказал бы в микрофон: "Я свою часть выполнил, теперь ты выполни свою часть". Это могла бы быть его победная фотография.
Но мы всего лишь люди, и невозможно потребовать от Фейглина войти в партию "Байт йегуди" в качестве обычного депутата Кнессета, также чрезмерно будет ожидать от Беннета пригласить Фейглина войти в партию, которую он возглавляет.
Жизнь - это эстафета: "не тебе закончить дело, но ты не имеешь права увильнуть от него". Мы молимся в миньяне, потому что нет человека, который является обликом всех. Поколение передает эстафету следующему поколению: одно начинает, следующее продолжает, а то, что придет за ним, закончит работу.
Когда мы организовывали движение Еврейское руководство, нашей первой и главной целью было создание сознания лидерства среди идеологической общественности. Эта революция не является идеей одного человека, она не начинается и не заканчивается им. Не наше движение придумало эту идею, не Моше Фейглин и никто другой.
Эта идея, прежде всего, Божественное течение, проявляющееся как исторический процесс, внедряющееся в сознание и формулирующееся как идея. Это принимает общественно-политическую форму, определенное общественное явление, а затем воплощается в политическое течение. Лишь в самом конце оно проявляется в виде какой-то личности.
Ословские соглашения мы рассматривали не только как стратегическую или политическую ошибку: они были для нас признаком гораздо более глубокого процесса - заката кибуцного движения и израильских левых, которые были руководящим слоем сионизма. По следам раввина Авраама Ицхака а-Коэна Кука мы поняли, что этот слой будет замене новым, способным объединить возвращение к Сиону с израильскими корнями, и это будут "вязаные кипы".
Но 20 лет назад идея, что эта общественность должна стремиться к лидерству, чтобы возглавить следующий этап, - такая идея была фантастической и чуждой для большинства религиозных сионистов. Мы видели своей задачей создание сознания руководства среди этой общественности. Мы видели главное в обществе, а не в каком-то человеке.
И вот мы преуспели: для Нафтали Беннета - и, что гораздо важнее, для нового поколения религиозных сионистов - руководство уже не является грубым словом. Наоборот: оно естественно и само собой разумеющееся. Возникла существенная и сплоченная политическая сила, являющаяся естественным выражением идеологической общественности, и эта сила находится на стартовой позиции для реализации своего предназначения - повести дальше сионизм по историческому пути.
Нафтали Беннет и партия Байт йегуди (Еврейский дом) являются прямым следствием деятельности Фейглина и движения Еврейское руководство в течение этих 20 лет. Никто другой не был способен сделать это. Для успеха в этой задаче история нуждалась в особенной личности Фейглина - с его достоинствами и, в неменьшей степени, недостатками, которые я знаю хорошо, даже лучше его. Например, проблема Фейглина и движения Еврейское руководство в настоящий момент признать, что они преуспели в в своей задаче и закончили свою историческую роль.
Когда мы выдвинули идею верующего кандидата на пост главы правительства, мы не думали, что в итоге именно наш представитель нашего движения станет премьер-министром. Мы рассматривали его в качестве ускорителя для внедрения идеи. Поскольку большинство людей не понимают абстрактные идеи, была необходимость в выдвижении конкретной личности, мы определяли это словами "закрыть амбразуру". Исходили из предположения, что, возможно, тот, кто закроет амбразуру, со временем должен будет позволить другим идти по нему.
Являются ли Беннет и его партия идеальными? Являются ли они воплощением идеи нашей революции сознания? Далеки от этого. Но мы находимся в историческом процессе, который формирует человека, возглавляющего его, общественность вокруг него и подавляющее большинство еврейского населения страны. Этот процесс не начинается с одного человека, определенный человек должен лишь вести его к следующему этапу.
Чтобы запустить космический корабль, нужна огромная баллистическая ракета, тяжелая, с большим количеством горючего, гораздо большая, чем корабль, которая преодолеет земное притяжение и трение атмосферы. Но после достижения определенной высоты ракета должна отделиться, упасть на Землю и позволить космическому кораблю продолжить полет. На этом этапе корабле сможет двигаться самостоятельно. Это в точности история движения Еврейское руководство: с моей точки зрения, вступление в Ликуд всегда было только тактическим шагом, а не идеологией. Мы давили на все возможные политические двери, чтобы найти политический инструмент для реализации идеи, и только эта дверь открылась.
Провал Фейглина на последних праймериз в Ликуде - это не вопрос "сделок" и "точечной ликвидации". Он также не является ошибкой или иллюзией, что наша революция сознания, обязывающая свою естественную общественно-политическую периферию, могла вырасти лишь на чужом поле. Поражение Фейглина на праймериз в Ликуде - это победа его же собственной идеи, признак, что революция сознания завершила один этап и начинает новый, обязывающий другие формы.
В этом мире идеи проявляются в человеческом обличии: словах, понятиях, идейных и политических движениях и людях, которые ведут и реализуют их. Но настоящие идеи всегда больше конкретных людей. Когда идеи развиваются и реализуются, оболочки становятся узкими для них. Чтобы продолжить развиваться, идеи должны появиться в новом одеянии, что обязывает предыдущую оболочку освободить место.
Фейглин одел идею революции сознания в свою особенную форму, очень личную. Но идея больше Фейглина, и она должна освободиться даже от него. Теперь она сможет принять новую форму: более приятную, с более широким горизонтом, более сбалансированную, для гораздо большей общественности.
("Макор ришон" 9.01.2015)
Перевел Яков Халфин
МАОФ